Мышление детей с недостатками зрения

Построение тележки по образцу предполагает совершенно другую по качеству и характеристике деятельность, чем та, которая имела место при построении по представлению. К правильному построению тележки по образцу ребенок может идти двумя путями: путем последовательного соотнесения отдельных частей с образцом и путем выяснения принципа построения тележки на основе обследования об­разца.

Выяснение общего принципа построения является более высоким уров­нем мыслительной деятельности, способствующим развитию наглядно-образ­ного, а в дальнейшем и абстрактного мышления. Овладение способом нахождения правила сборки представляло собой скачок в мыслительной деятель­ности ребенка.

Дети младшего дошкольного возраста оказывались не в состоянии по­строить тележку по образцу. Попыток обследовать образцу них не наблюда­лось. Они продолжали действовать так же, как и на этапе по представлению.

Дети среднего дошкольного возраста стремились не столько выяснить принцип соединения колес и прикрепления их к доске, сколько покатать тележ­ку, покрутить колеса. Однако и после обследования образца дети этого возрас­та тележку построили недостаточно точно. Одно только обследование тележки не обеспечивало детям среднего дошкольного возраста возможности понять принцип ее построения. Это смогли сделать лишь отдельные дети.

У детей старшего дошкольного возраста уже появляется критическое отно­шение к результатам своей работы. Они понимали неудачи, выражали неу­довлетворенность тем, что никак не могли укрепить колеса, спрашивали: «А как колеса прикрепляются?». Ощупывание и обследование готового образца не помогало слепым до­школьникам всех возрастов выявить способ построения тележки и создать чет­кое представление о конструкции в целом.

Зрячие дети всех возрастных групп (80 % старшего, 72 % среднего и 54 % младшего дошкольного возраста) смогли понять принцип построения тележки на основе обследования готового образца, не разбирая его, и руководствовать­ся им при ее конструировании.

У зрячих детей старшей группы наблюдалась сборка тележки целыми комплексами: дети сначала собирали все колеса из полуосей и кругов, после чего прикрепляли их к доске. Это свидетельствует о более свободном владе­нии ими пространственными представлениями, а также о наличии у детей чет­кого представления всего образца изделия, чего не наблюдалось у слепых. Правильные построения осуществляются детьми тогда, когда они самостоя­тельно обращаются к образцу в процессе конструирования.

Процесс конструирования зрячих детей имел и общие со слепыми черты. Так, например, как слепые, так и зрячие дошкольники стремились собрать в руки все детали, необходимые им для конструирования тележки. В левой руке у них – начатая конструкция тележки, а в правой – все остальные детали. Выполнять работу при этом детям неудобно, конструирование протекает в за­медленном темпе.

Стремление сосредоточить все элементы конструкции в поле своего осязания, ограничить его размером своих ладоней вызвано жела­нием постоянно чувствовать и знать, какие детали еще не использованы для сборки, и свидетельствует о недостаточной закрепленности образа деталей в памяти детей.

Л. И. Солнцева отмечает как у зрячих, так и у слепых следующую особен­ность конструирования на основе осязания. Дети стремятся понимать принцип построения конструкции, что достигается путем ощупывания образца, образ его закрепляется в памяти, а при осуществлении конструирования идет сравнение изделия с представлениями, полученными от образца.

Построение тележки на основе практической разборки образца. Значительной части детей, для того чтобы сконструировать тележку, по­требовалось разобрать образец. Некоторые из них знали, что все колеса тележки соединяются с полуосями по одному принципу. Однако многим слепым детям, особенно среднего дошкольного возраста, для выяснения принципа со­единения недостаточно было разобрать одно колесо. Они последовательно снимали с тележки-образца все колеса и снова собирали образец. Только после этого начинали конструировать предложенное изделие.

Для того чтобы выяснить принцип соединения колеса и тележки, некото­рые дети дважды разбирали и собирали образец, после чего приступали к по­строению тележки из заданного материала. Ни один слепой ребенок не соби­рал тележку поэлементным способом. Все дети сначала проводили обследова­ние и разборку образца, после чего переходили к конструированию. Собранные тележки сверялись с образцом только после окончания работы.
Практический анализ конструкции является наиболее эффективным сред­ством обучения конструктивной деятельности слепых детей дошкольного воз­ раста.

Большинство слепых детей среднего и все дети старшего дошкольного возраста безукоризненно справились с конструированием тележки после раз­борки и практического анализа образца. Для слепых детей младшего дошколь­ного возраста этого оказалось недостаточно. Им была необходима не только практическая разборка образца, но и его словесный анализ, объяснение прави­ла соединения деталей.

Важно было не только показать и назвать детали, но и обратить внимание ребенка на то, как необходимо действовать, и, направляя руки детей, показать, как вынимаются и вставляются колеса. Конструирование тележки из деталей трех видов для слепых детей млад­шего дошкольного возраста оказалось трудным. С этой конструкцией, даже по­сле словесного анализа, справилась лишь половина из них.

Полученные данные показывают, что общие принципы деятельности конструирования по образцу у слепого ребенка те же, что и у зрячего (Н. С. Пантина). Овладение более интеллектуали-зированным и более совершенным способом конструирования (по правилу) начинает формироваться у слепых де­тей с раннего дошкольного возраста.

Конструктивная деятельность зрячего ребенка начинается с подражатель­ных действий взрослому, с поэлементного построения изделия. Слепой ребе­нок также обучается поэлементному конструированию, но такое конструирова­ние носит у него совсем другой характер. Ощупывая образец, ребенок устанав­ливает, каким образом он должен продолжать свою деятельность. В данном случае обследование и конструирование опять разделены во времени. Следовательно, даже поэлементное конструирование по образцу у слепых детей имеет зачатки конструирования по правилу.

Конструирование по образцу на основе осязания ставит слепого ребенка-дошкольника в чрезвычайно трудные условия, предъявляющие большие требо­вания к его двигательной памяти, мышлению, речи. При обследовании и прак­тическом анализе слепой ребенок проговаривает весь ход своей мыслительной деятельности: «Это колесики, а я их вытащила, тут дырочка, тут еще колесико и опять ды­рочка, я их все вытащу, а потом опять всуну». Особенно это относится к тому моменту, когда дети выполняют трудные для них действия и операции. Проговаривание своих действий характерно, однако, только для слепых детей среднего и младшего дошкольного возраста, старшие дети работают молча.

Сравнительное исследование процесса конструирования тележки слепыми и зрячими детьми выявило и другие своеобразные черты работы слепых детей дошкольного возраста. Важной особенностью работы слепых при конструировании тележки яв­ляется стремление преодолеть обходным путем трудности пространственной ориентировки в деталях. Для этого у слепых детей имеется целый ряд прие­мов, связанных с интеллектуализацией этого процесс, – это классификация де­талей, их осмысливание.

Осуществляя конструирование тележки, слепые дети руководствуются пра­вилом, выявленным ими при практическом анализе и разборке образца. В про­цессе практического анализа тележки-образца они легче могут отождествить детали, данные им для конструирования, с теми же деталями в образце. Ребе­нок получает, например, возможность вынуть полуось и ощупать ее форму, а впоследствии представить ее всю лишь по выступающей из колеса части.

Сле­пые дети имеют менее богатый запас представлений о предметном мире, чем зрячие, поэтому узнавание целой детали по ее части происходит у них значи­тельно труднее. Именно поэтому при обучении слепых детей конструированию необходимым и основным этапом была практическая разборка и анализ образ­ца. Без практического анализа дети не могли установить тождество полуоси вне образца с такой же полуосью, являющейся частью, деталью образца.
Преодоление трудностей, связанных с необходимостью осуществлять контроль и одновременно действовать рукой, происходило у слепых детей при актуализации образов, памяти, сформировавшихся во время обследования ими образца.

По окончании работы детям предлагалось сравнить построенное ими изде­лие с образцом. Ребенку было достаточно обследовать или образец, или сконструированную им тележку, чтобы убедиться в правильности своего реше­ния. Это свидетельствовало обобразовании в процессе конструирования обра­за тележки во всех его деталях.

Таким образом, в процессе конструирования по образцу слепые дети все более и более использовали правило построения, выявленное ими во время обследования образца и выраженное в словесной форме. Выполнение сравне­ния осязаемых деталей с образами памяти, возникшими при обследовании об­разца, является наиболее результативным способом осуществления конструи­рования по образцу на основе осязательного восприятия.

Развитие умения ра­ботать по правилу с привлечением активного оперирования образами-представлениями и является одним из путей формирования компенсаторных меха­низмов, необходимых для преодоления трудностей осязательного контроля при конструировании по образцу.

Компенсация слепоты в дошкольном возрасте связана с овладением новы­ми способами приобретения знаний, основанными на умениях детей четко ор­ганизовывать, регламентировать свою деятельность, опираясь при этом на речь, которая ориентирует слепого в чувственном мире, на опыт наглядно-дей­ственного мышления, используя который слепой ребенок способен создавать целостную картину окружающего его мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)