Мировоззрение Я.А. Коменского

Учение основателя христианской педагогики основывалось на его мировоззрении, формировавшемся в условиях острой борьбы между феодализмом и зарождающимся капитализмом.

Коменский был религиозным человеком с демократическими и гуманистическими взглядами. На формирование его мировоззрения сильное влияние оказали бурно развивающиеся в то время естественные науки, философия нового времени, начало которой было положено Ф. Бэконом.

В дидактике Коменского основные принципы обосновываются с позиций материалистического сенсуализма. «Людей должно учить, – писал он, – почерпать свою мудрость не из книг, но из неба и земли, т.е. должно учить их познавать и исследовать самые вещи».

В решении чешским педагогом проблем познания, имеющих особенно большое значение для построения системы обучения и воспитания проявился двойственный характер его мировоззрения. Коменский стоит на точке зрения двойственной истины. Он считает, что одна истина – истина логическая – имеет своим источником высший божественный разум.

Интересно
Другая истина вытекает из познания природы. Первую мы постигаем путем откровения, вторую – ощущением. Человек, по мнению Коменского, имеет, во-первых, врожденную способность духа (идея Бога, по его мнению, является врожденной) и, во-вторых, способности, посредством которых он познает истину природы.

Теория двойственности истины служила в то время освобождению науки из-под власти церкви, ибо она открывала возможности почти неограниченного исследования природы, позволяя проводить научные исследования без вмешательства богословов.

Природа, по мысли Коменского, есть источник счастья на земле. Чтобы этот источник использовать рационально, следует познать его, следует иметь знания».

Познание человеком природы, реальной действительности не может обеспечиваться знанием одних лишь книг Платона, Аристотеля и других философов. Коменский, считая источником действительного знания саму природу, пишет:

«По какой причине не можем мы вместо

мертвых книг раскрыть живую книгу природы,

в которой несравненно больше содержится

нежели сколько когда-либо мог рассказать

нам кто бы то ни было?».

Отстаивая важное для дидактики сенсуалистическое понимание познания, Коменский говорит: «…начало познаний, необходимо, всегда вытекает из ощущений (ведь нет ничего в уме, чего ранее не было бы в ощущениях)».

Более того, он и в определении критерия истины последовательно проводит эту же точку зрения: «Истина и достоверность науки точно так же основываются ни на чем другом, как на свидетельстве чувств».

Коменский в своем «Лабиринте света и рае сердца» горько высмеивает схоластов, философия которых отвращает людей от познания, реальности.

Выступая против догматизма и начетничества, против схоластически-книжного образования, Коменский пишет: «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем, если он прочитает обширнейшие объяснения, не видав всего этого своими словами. Отсюда известно выражение: наблюдение собственными глазами заменяет собой доказательства».

В этических взглядах Коменского также находит свое отражение двойственность его учения. В его этике совмещаются и христианский принцип, заключающийся в том, что «последняя цель человека находится за пределами настоящей жизни», и буржуазный утилитаризм.

Коменский старался примирить христианскую патриархальную и буржуазную этику, пытался найти цель, общую как для «потусторонней», так и для реальной жизни человека. Задача достижения мудрости, по Коменскому, заключается в том, чтобы все были учениками «любомудрия – той науки, которая во всех изысканиях сообщает знание предметов божеских и человеческих».

Эта двойственность ярко проявляется в его взглядах на идеал человека. Исходя из того, что земная жизнь, где человеческая душа совершенствуется в своем теле, является ареной подготовки к «потусторонней и вечной жизни», а также из того, что человек живет в троякой жизни (чрево матери, земля и небо).

Коменский приходит к следующему пониманию назначения человека, а отсюда – и к целям воспитания: «…истинные требования, предъявляемые к человеку, заключаются в том, чтобы он был:

  • знающим все вещи;
  • владыкой вещей и самого себя;
  • чтобы он себя и все возводил к Богу, источнику всех вещей».

Его идеал – пансоф, т.е. «человек Бога и земли», веры и реального знания. Воспитание пансофа и должно быть, по Коменскому, идеалом школы и всей системы образования. Главная задача христианской общины, отметил педагог-гуманист, способствовать развитию в человеке добрых чувств.

В этих воззрениях Коменского проявляется педагогический оптимизм его борьбы против утверждения средневековой церкви, согласно которому природа человека испорчена с момента грехопадения и не поддается какому-либо влиянию и исправлению.

Человек, по мнению чешского философа, – это микрокосм в макрокосмосе, т.е. человек есть частица природы. Он подчинен ее общим законам.

Коменский подходил к человеку как физическому существу с позиций материалистического сенсуализма, а рассматривая его с точки зрения социальных отношений и его духовного развития, – чисто идеалистически и даже теологически.

Для Коменского Бог не просто духовная субстанция, но «божественная субстанция», разлитая по всей природе.

В соответствии с идеей пансофии человек, по мысли педагога-гуманиста, должен быть мудрым, получившим образование и воспитание в школе. В определении цели воспитания у Коменского отчетливо чувствуется влияние религиозной идеологии.

Он говорит о подготовке человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству основоположник христианской педагогики видел в познании вещей внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – Богу.

Цели воспитания, четко сформулированные в «Великой дидактике», формально исходят из библейского учения о земной жизни как подготовке к вечному существованию в загробном мире. Перед человеком как самым совершенным существом мироздания стоят три цели.

Человек, согласно Библии, поставлен среди видимых созданий с тем, чтобы он был:

  • разумным созданием,
  • созданием, господствующим над другими созданиями,
  • созданием, представляющим образ Творца.

Быть разумным созданием, – отметил Коменский, – это значит все исследовать и давать всему имена и все исчислять, т.е. знать и иметь возможность назвать и понять все, что находится в мире. Быть владыкой всех созданий – это значит уметь приспосабливать все вещи к их надлежащему назначению; быть в состоянии разумно управлять внешними и внутренними движениями и действиями, своими и чужими.

Быть образом Божьим – значит, в точности представлять «совершенство своего первообраза». Из целей воспитания Коменский последовательно вывел частные задачи формирования личности: научное образование; добродетель, или нравственность; религиозность, или благочестие.

Частные задачи воспитания выводятся из целей, которые у чешского педагога, как и вообще в средние века, находятся вне земного мира и основаны на религиозном веровании в загробную жизнь и в искуплении грехов после смерти. Такой взгляд Коменского дополняется его тезисом о человеке как общественном существе.

«Никто не рождается только для себя;

необходимость совместной жизни с другими

людьми соединяет всех трижды законными

узами, которые всех обязывают: 1.никому

не вредить; 2. Воздавать каждому, что ему

подобает; 3. Приносить ту пользу, которую

он может принести».

По мысли Коменского, ребенок есть образ Божий, поэтому при воспитании следует формировать его как всесторонне совершенного, «богоподобного» человека.

Будучи «образом и подобием» самого Бога, люди по данному им преимуществу перед всеми тварями созданы для того, чтобы в равной степени свободно развивать свои способности, становясь «богоподобными». Отсюда происходит понятие «образование» – приобретение человеком «образа», живого образа живого Бога, т.е. всех высших совершенств.

«Богоподобность», отметил Коменский, достигается воспитанием, имеющим весьма важную силу. По его мнению, человек может стать человеком только благодаря воспитанию. «Человек без воспитания становится ни чем, как только зверем».

Свою мысль Коменский подкрепил словами Платона: «Человек есть самое смирное и божественное животное, если он усмирен истинным воспитанием; без воспитания же, или с ложным воспитанием, он самое свирепое животное из всех, каких производит Земля».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)