Иезуитское воспитание – антипод православной педагогике

В XVI в. большинство стран Западной и Центральной Европы охватило реформаторство и протестантизм. Они представляли собой социально-политическое и идеологическое движение, направленное против католической церкви и носившее в своей основе антифеодальный характер.

Реформация выдвинула новые вопросы и старалась построить воспитание на новых началах. Борясь с формализмом и упадком нравов в католическом духовенстве, новое движение старалось вновь осветить потускневшую в католицизме идею христианской любви и свободы, отвлечь человека от мертвой формы и привести его к сознанию истины.

Реформаторы провозгласили единственным источником религии истины «Священного Писания», отрицая в качестве такового «Священное предание».

Обращение к раннехристианской церкви (ее источникам вероучения, ее организации) играло важную роль в реформационных учениях. Протестанты считали св. Евангелие источником чистейшего, божественного разума.

Они, как отметил М. Демков, дали каждому в руки Библию, сказав, что все взрослые могут читать ее на родном языке и даже понимать ее по своему крайнему разумению.

Священное Писание было переведено на национальные языки, его чтение и пропаганду не только разрешили каждому верующему, но и вменили в обязанность. Кроме церковной проповеди реформаторы стали активно внедряться в народное образование. Они начали с энтузиазмом строить школы.

Для поддержания чистоты веры на занятиях велось точное изучение догматов Церкви; особое внимание обращалось на музыку и пение при богослужении. Протестантизм выразил стремление буржуазного общества к удешевлению и упрощению религиозного культа, к демократизации, к разрушению средневекового корпоративизма.

Согласно протестантскому вероучению «спасение» достигается не внешним выражением религиозности, а внутренним субъективным благочестием, «переживанием веры».

Реформация и протестантизм способствовали оживлению католической церкви и духовенства. На помощь ей пришли иезуиты. В 1534 г. они основали в Париже церковный орден под названием «Общество Иисуса» («Societas Jesu»).

В 1540 г. папа Павел III утвердил устав иезуитов, разработанный Игнатием Лойолой, мелким испанским дворянином и фанатиком.

Цель ордена – распространение и утверждение учения Христа в душах верующих посредством проповеди и воспитания юношества в вере и богопочтении, доставляющих утешение человеку. Основная задача – борьба с протестантским движением.

Орден стал открывать иезуитские школы. Они делились на низшие – коллегии с 5-летним сроком обучения и высшие – семинарии с 6-летним сроком обучения. Коллегии по объему и характеру даваемого ими образования приближались к гуманистиче- ским гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения.

Семинарии приближались к тогдашним университетам. В иезуитских школах будущие члены ордена готовились к пропаганде идей католицизма, к борьбе с инакомыслящими.

Иезуитские учебные заведения располагались, как правило, в спланированных школьных зданиях, строго соблюдались чистота и порядок. Занятия чередовались с отдыхом. Все это выгодно отличало их от других учебных заведений и привлекало в иезуитские коллегии и семинарии больше количество детей из аристократических семей.

Через сто лет после своего возникновения европейский орден имел 699 коллегий и 776 семинарий. К началу XVIII в. насчитывалось около 800 иезуитских учебных заведений, в том числе 20 университетов.

Интересно
В XVI в. иезуитские коллегии были открыты в Польско-Литовском государстве, куда входили Украина и Белоруссия. Школы появились в Вильно, Ярославе, Полоцке и в Несвиже.

Учебные планы иезуитских школ включали изучение латинского языка, которому уделялось главное внимание. Ученики должны были говорить и писать на латыни. Сведения по истории, географии и математике сообщались лишь в ходе комментирования древних актов.

Географические и исторические знания приобретались и при разборе классических произведений. В двух старших классах коллегий вводилась эрудиция как особый предмет, включающий отрывочные сведения по географии, истории, археологии и природоведению.

В украинских и белорусских иезуитских школах изучались богословие, философия, поэтика, рито- рика и диалектика. Проводились закрытые и публичные диспуты.

Для учебников иезуитских коллегий характерно искажение сочинений древних авторов для доказательства превосходства католицизма. Обучение было схоластическим, в значительной мере строилось на зазубривании. Огромное внимание в иезуитских коллегиях уделялось диалектике – искусству спора. Для его совершенствования устраивались закрытые и публичные диспуты.

Ученики коллегий широко привлекались к участию в школьных представлениях на латинском языке, направленных, главным об- разом, к прославлению католицизма и осмеянию его врагов. Так, дети украинской и белорусской шляхты, получившие образование в иезуитских коллегиях, в подавляющем большинстве случаев переходили в католичество и были чужды родной культуре.

Основной принцип авторитарного иезуитского воспитания – безусловное повиновение старшим. Главной задачей своей деятельности иезуиты считали овладение воспитанием и образованием молодежи во всех учебных заведениях.

Поступающий в послушники должен был навсегда отречься от своей воли, от своей семьи и родных. Ученик должен стать послушным орудием своих начальников, рабом ордена иезуитов. Личную волю должна сменить воля начальника, генерала ордена и, наконец, Папы.

В коллегиях и семинариях будущие члены ордена готовились к пропаганде идей католицизма, к борьбе с инаковерующими, причем в одних иезуитских учебных заведениях воспитанников готовили для борьбы с протестантами-лютеранами, в других – с православными и т.д.

Среди учащихся насаждался обязательный и постоянный взаимный шпионаж. Для облегчения этой задачи все воспитанники делились на небольшие группы и пары (при этом также преследовалась цель возбудить дух соперничества на учебных занятиях).

О каждом замеченном поступке своего товарища воспитанник обязан был доносить. Для воспитания у детей чувства соперничества и желания выделиться среди товарищей иезуиты разработали систему поощрения отличившихся в учебных занятиях и поведении (занесение на почетную доску, особые места в классе, почетные звания и т.п.).

Проступки учащихся, наоборот, влекли за собой различные позорящие наказания (колпак с ослиными ушами, прозвища, особые скамьи позора и т.п.). За проступки против религии допускались и телесные наказания, исполнителями которых были светские лица («корректоры»).

Воспитанники иезуитских школ находились под постоянным надзором воспитателей, использовавших любые средства для того, чтобы проникнуть в духовный мир детей, воспитать в них религиозность.

Вскрывалась вся переписка воспитанников, очень часто проводились беседы с целью вызвать ученика на откровенность, учащиеся ежемесячно обязаны были ходить на исповедь. Для подготовки будущих слуг церкви к их обязанностям, а также для того, чтобы отвлечь юношей от светского театра, не дозволенного церковью, в коллегиях часто ставились ученические спектакли на религиозные темы, причем пьесы для них писались самими иезуитами.

Огромную роль в подавлении индивидуальности детей играли специальные религиозные упражнения (exercita spiritualia), многочисленные молитвы, особые часы на религиозные размышления, посещение богослужений и т.п. В иезуитской педагогике особо почиталось соревнование.

Оно являлось основным и могущественным средством, на которое указывали все школьные уставы и предписания. Питомцам внушалось, что нет ничего почетнее, чем превзойти товарищей. Нет ничего постыднее, как позволить другому превзойти себя в знании, прилежании и поведении. Такой подход разрушал все узы товарищества, но зато орден приобретал ревностных слуг.

Все воспитание иезуитов основывалось на слепом повиновении, взаимном недоверии, на подслушивании, подсматривании, систематическом шпионстве, на прислужничестве младших над старшими.

Иезуитами была разработана методика обучения. Почти весь учебный материал усваивался на уроках. Ежедневно проводилось повторение материала, изученного накануне.

Интересно
В конце недели повторялся материал за неделю, в конце месяца – за месяц, в конце года – за год. От учителей требовалось умение ясно излагать материал, постепенно переходить от легкого к трудному, тщательно готовиться к урокам.

Однако каждый шаг учителя, каждое его слово регламентировались школьным уставом. Учитель, как и учащийся, был лишен какой бы то ни было самостоятельности в работе. Знания учащихся, хотя и были достаточно прочными, отличались формализмом.

Выпускники иезуитских учебных заведений владели логикой и красноречием, отличались внешним лоском и умением подчинить своему влиянию окружающих. Но для их «эрудиции» характерно отсутствие индивидуальных красок.

Воспитанники иезуитов в своем большинстве выходили из школы морально искалеченными людьми, лишенными свободы мысли, собственной воли, как правило, им были чужды такие нравственные понятия, как честность, правдивость, гуманизм, патриотизм.

«Никогда еще христианская религия, взывающая к лучшим сторонам человеческой природы, призывающая ко всему высокому и святому, проповедующая вечные начала истины и любви, не была так попираема и злоупотребляема, становясь орудием только для исключительно земных, эгоистических, низкоматериальных целей».

В иезуитской педагогике, как отмечали историки, были не только мрачные, но и положительные стороны в технологии обучения и воспитания. Детей не утомляли уроками. До обеда они занимались два с половиной часа, затем обед и 1-2 часа отдыха и снова два с половиной часа занятий.

В закон было возведено правило «повторение есть мать учения». Каждую неделю один или два дня посвящались отдыху, дальним прогулкам за город. Иезуиты обращали должное внимание физическому воспитанию, заставляя учеников заниматься гимнастикой и играми.

Однако и эта положительная сторона была направлена на формирование стойких защитников папства в борьбе против Реформации. Иезуитская система образования была махровым антиподом православной педагогики. При благородной цели ордена по утверждению учения Христа были проигнорированы заповедь Закона Божия.

Система морали иезуитов, разработанная представителями ордена, называлась «приспособительной», т.к. давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Допускались пренебрежение клятвой, совершение любых преступлений во имя «высшей цели» – «вящей славы божией».

Такое служебное значение морали в системе иезуитов получило отражение в приписываемом им девизе: «цель оправдывает средства». Иезуиты получили от Папы широкие привилегии: право ношения светской одежды, освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.

Христианская религия и ее гуманно-толерантная педагогика были проигнорированы монашеским орденом, созданным для защиты интересов папства. Орден превратился в оплот клерикализма и политической реакции.

Иезуиты участвовали в деятельности инквизиции; преследовали передовых мыслителей и ученых; обосновывали право на «тираноубийство». Орден «Общество Иисуса» сыграл большую роль в создании системы колониального порабощения и ограбления народов Азии, Африки, Южной Америки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)