Методы запоминания речи

Особое внимание следует обратить на использование в риторике мнемотехники — искусства запоминания. В античности были выработаны такие методы запоминания, которые помогали усилить память. Эти методы называются мнемоническими в честь Мнемозины, греческой богини памяти. Великие ораторы античности пользовались различными методами, чтобы запомнить полный текст своих речей. На приемах мнемотехники следует остановиться подробно.

Одним из старейших методов запоминания ораторских речей является метод loci, или метод мест (слово loci по-латыни означает «место»). Этот метод состоит в том, что необходимая информация размещается в воображаемых местах. Чтобы вспомнить фрагмент речи, необходимо вспоминать место, где он «хранится».

В книге «Оратор» Цицерон описывает этот метод в рассказе о Симониде Кеосском. Греческого поэта Симонида пригласили на пир к богатому человеку. Когда поэт прочитал свою лирическую поэму, восхваляющую некоторых римлян благородного происхождения, его зачем-то позвали наружу. В то время как он вышел, кровля здания неожиданно обрушилась.

Погибли все люди, находившиеся на банкете. Друзья, родственники не могли отличить изувеченные тела одно от другого. Симонид пришел на руины и смог опознать погибших, потому что помнил, где они рас- полагались во время пира. Это трагическое событие привело поэта к открытию данного способа запоминания. Так древние поняли, что можно запомнить любой предмет, если мысленно ассоциировать его с определенным местом.

Греческие и римские ораторы использовали метод мест как мнемонический прием. Ораторское искусство требовало обширного запоминания, так как выступление перед публикой исключало чтение письменных заметок. Цицерон, Квинтилиан и другие риторы древности советовали запомнить место, где хранится информация.

Запоминать публичные выступления удобно, если записать основные положения выступления, затем выбрать хорошо знакомое вам здание (лучше всего свой дом). В этом здании разместим основные части нашего выступления. Например, первую часть публичного выступления оставим возле входной двери, вторую часть выступления — в гостиной.

Переходим из одной комнаты в другую, и в каждой оставляем по определенной части речи. Дополнительным местом можно считать любой предмет мебели (сервант, полку для книг, кресло и т.д.). В процессе произнесения речи оратор мысленно передвигается по зданию. Возле входной двери его ожидает первая часть публичной речи. Оратор мысленно проходит по комнатам своего дома и «забирает» все, что там хранится.

II. Метод мест помогает запомнить важные части речи или доклада, а также перечни предметов, разные подробности и также имена и действия людей. Эффективность этого метода в том, что значимые и памятные нам места являются подсказками для оратора. Эти места следуют друг за другом и расположены в том порядке, который нам хорошо известен. И словно по цепочке одно воспоминание легко переходит в другое.

Известно, что этот метод широко использовался примерно с 500 г. до н.э. до 1600-х годов н.э. Конечно, мнемотехника основана на ассоциациях. Современный оратор может усовершенствовать этот метод, добавляя различные места. Например, городской парк, улицы родного города, фруктовый сад могут стать объектом внимания. Главное, чтобы эта территория была хорошо изучена и чтобы одно место отличалось от другого. Каждое место должно быть памятным и индивидуально неповторимым. Нам важно, чтобы запоминаемый предмет надежно связывался с местом его «хранения».

II. Другим мнемоническим приемом, позволяющим успешно работать над запоминанием речей и докладов, является метод ключевых слов. Он основан на том, что следует находить в каждой фразе ключевые, или опорные, слова, которые помогают быстро вспомнить целиком всю фразу. Ключевое слово дает оратору своеобразный мыслительный импульс, и это побуждает его раскрыть мысль. Поясним это на примере.

Хорошая память является надежным ключом к успеху на любом профессиональном поприще. Ключевые слова в этом предложении — память, успех. Эти слова являются каркасом, вокруг которого группируются остальные слова. В каждом абзаце текста также можно выделить ключевую фразу, что позволяет легко вспомнить один раз прочитанный абзац.

Вот пример: Для прочного запоминания иностранных слов лучше всего работать на отдельных карточках. На одной стороне карточки напишите слово, а его перевод на другой. Рекомендуется работать не более чем с семью карточками одновременно.
Нетрудно догадаться, что ключевые слова в этом абзаце: иностранные слова, отдельные карточки.

Ключевые слова цементируют смысл высказывания, в совокупности они образуют стройную логическую последовательность, своего рода рассказ в рассказе. Его можно на- звать внутренним или свернутым рассказом, который нужно хорошо запомнить. Задача оратора — вспомнить и развернуть предложенный материал (речь, доклад).

При работе по методу ключевых слов следует придерживаться следующих рекомендаций.

  1. Внимательно прочитайте текст, выделите в нем логически связанные разделы (т.е. систематизируйте содержание текста по разделам).
  2. В каждом разделе выберите главное, опорное слово, к нему присоедините ключевые слова тех фраз, которые предстоит запомнить.
  3. После того как выстроится логическая цепочка из ключевых слов и фраз, ее надо немедленно проверить на прочность запоминания. В случае необходимости можно сверяться с написанным текстом речи для автокорректировки. Отработка связей продолжается до тех пор, пока оратор не обретет уверенность в своих силах. Психологи считают, что повторение материала пять-шесть раз подряд позволяет прочно удержать слова в памяти. На этом этапе повторения и закрепления создается прочная связь между ключевыми словами и материалом, который должен «вытягиваться» вслед за ними.
  4. На следующем этапе подготовки ораторской речи необходимо уже письменно составить всю последовательность ключевых слов с той целью, чтобы осмыслить и уточнить их внутреннюю взаимосвязь. Важно определить и усвоить, как взаимосвязаны каждые соседние ключевые слова. Присоединять, наращивать взаимосвязи ключевых слов и ключевых фраз следует до тех пор, пока не охвачен весь текст речи. При повторе для обработки текста можно использовать как отдельные взаимосвязи, так и всю их цепочку. Цель оправдывает усилия: оратор должен твердо помнить текст речи. Логическую последовательность ключевых слов следует повторить, осмыслить и выучить.
  5. К каждому ключевому слову нужно сформулировать вопрос. Умение ставить вопросы всегда ценилось в риторике. Вопрос следует задавать так, чтобы он связывал это слово с соответствующим разделом, фразой. Желательно стремиться к тому, чтобы речь была развернутой (в полном объеме), затем изложить ее в свернутом виде с опорой на ключевые слова.
  6. В целях закрепления материала весь текст нужно повторить от начала до конца. Можно отдохнуть, совершить прогулку, послушать музыку (желательно классическую, поскольку она развивает интеллектуальный потенциал), а через пять-шесть часов следует вернуться к работе с ключевыми словами: восстановить в памяти цепочку ключевых слов, создать с ее помощью весь текст и пересказать его.

На следующем этапе для убедительности можно повторить весь этот цикл. Метод ключевых слов требует энергичной и настойчивой работы. Зато и действует он безотказно: ритору достаточно держать в памяти цепочку взаимосвязанных ключевых слов, чтобы текст речи «вытягивался» вслед за ними. Этот метод эффективен и надежен.

Профессиональная практика, исследования ученых показали, что использование метода ключевых слов помогает без особого труда запомнить множество иностранных слов. Нужно только включить свое воображение, использовать метод визуализации — и тогда можно успешно расширять свой словарный запас. В исследованиях Аткинсона и Рофа была доказана эффективность данного метода при обучении второму языку.

В качестве ключевого предлагалось английское слово, напоминавшее по звучанию какую-нибудь часть иностранного слова. В эксперименте испытуемым предлагалось заучить 120 русских слов в течение трех дней. Следовательно, 40 слов за один день. Русские слова, предварительно записанные, предъявлялись через наушники. При этом ключевое слово и английский перевод предъявлялись зрительно.

Каждый день давалось три урока. Как думаете, где успехи оказались весомее? Испытуемые экспериментальной группы, используя метод ключевых слов, за два урока выучили больше, чем испытуемые контрольной группы за три занятия. В цифрах и выводах это выглядит так: «через шесть недель вероятность верного воспроизведения в экспериментальной группе составляла 0,43, а в контрольной группе только 0,28».
Исследователи также убедились в том, что лучше предлагать го- товые ключевые слова, чем предоставлять выделять их испытуемым. Конечно, при использовании мнемонических приемов исключительно велика роль образов.

К апробированным мнемоническим приемам можно отнести прием мысленных картин. Доказано, что любую информацию можно перевести в кодирующую ее схематическую картинку. Широко применяется этот прием составителями схем в школьных учебниках. Достаточно вспомнить, например, картинку из учебника истории средних веков.

Весьма рельефно на зеленой обложке изображена феодальная лестница, на каждой ступеньке которой расположились феодалы согласно «табели о рангах», т.е. статус определял значимость и соответственно «планку» расположения на ступенчатой лестнице. Для студентов-экономистов полный курс мировой экономики изложен в форме структурно-логических схем и таблиц.

В современном учебнике представлены основы, условия, факторы формирования и проблемы мирового экономического развития после Второй мировой войны. Несомненно, что использование элементов наглядно-графического характера позволит студентам лучше понять и усвоить основные теоретические концепции мировой экономики, а также быстро иэффектно повторить пройденные темы при подготовке к экзамену.

Схемы и таблицы могут быть выполнены в нетрадиционном плане. Одни из них имеют форму равнобедренного треугольника (например, «Эволюция свободных экономических зон»); другие — эллипсообразные формы и одновременно плакатные очертания (такова таблица «Формы экономической взаимозависимости, влияющие на глобальную продовольственную программу»).

Надо заметить, что разноцветные гистограммы, таблицы в виде телеэкранов, многоугольных звезд, развернутых страниц книги и ряд стандартных таблиц с рельефно выделенным шрифтом не только украшают учебное пособие, но и создают повышенный интерес к нему. Кроме того, каждый раздел снабжен миниатюрными картинками, изображающими карту земного шара, экзотические кварталы городов мира, деловых людей, работающих на компьютерах в своих офисах.

Прием мысленных картин становится особенно эффективным, если ритор научится хорошо воображать себе определенные картины. Лучшим способом тренировки является создание и просматривание «мысленных видеофильмов», образно-ассоциативное представление предметов, риторических игр на движущемся экране компьютера.

В качестве образца на первоначальном этапе можно использовать телепередачу «Сам себе режиссер», но при этом вовсе не нужно делать упор на создание остро эффектных сценок. Ведь задача ставится иная: развивать воображение, создавать мысленные ассоциации, и тогда память будет работать, как мастерски отлаженный механизм.

III. Метод четырех ступеней (четырехступенчатый метод запоминания и усвоения информации) — один из мнемотехнических методов укрепления памяти. Сущность его в том, что обычное повторение основано на внутреннем и устном проговаривании / пересказе прочитанного. Каждая из четырех ступеней запоминания имеет свои задачи и функции.

Первая стадия называется основные мысли. Это подразумевает быстрое чтение материала (доклада, текста публичного выступления). Оратор нацелен на выделение основных мыслей и их взаимосвязей. После такого чтения следует повторить текст по памяти, включая взаимосвязь.

Вторую стадию можно назвать внимательное чтение. Оратор еще раз читает материал своего выступления, но уже более внимательно, отмечает подробности, которые можно и необходимо добавить к основным мыслям. Эти подробности должны усилить темп, сделать его более убедительным. Затем нужно мысленно все это привязать и разметить. Кроме того, необходимо мысленно повторить всю схему основных мыслей в их взаимосвязи, ввести отмеченные подробности.

Третья стадия представляет собой обзор. Оратор снова обращается к тексту выступления, но не читает, а просматривает его, причем в обратном направлении, от конца к началу. При этом обратном прохождении материала важно проверить и повторить связь основных мыслей друг с другом и с подробностями. Оратор мысленно задает себе предваряющие вопросы об этих связях, сразу отвечает на них и проверяет ответы. Обратное прохождение материала — один из эффективных способов запоминания.

Четвертая стадия — доработка, или доводка, материала. Не заглядывая в текст, оратор по памяти повторяет всю речь. От одной мысли к другой он идет по усвоенной к этому времени схеме. Ему следует вспомнить все подробности, связанные с каждой основной мыслью. На этой заключительной стадии запоминания повторять лучше не образами, а проговаривая про себя. Еще лучше пересказывать вслух, отрывками и большими фрагментами речи, исключая полные предложения.

Возможна различная запоминаемость информации в предложенном методе. Последнюю стадию для страховки удобно разделить на два этапа. На первом мы работаем с текстом речи под руками, после каждого круп- ного фрагмента делаем остановку, сверяемся с подлинниками, вдумчиво и внимательно отрабатываем материал так, чтобы он предстал логично, последовательно, в стройной композиционной системе. Закончив эту работу, нужно немедленно повторить все, но уже без заглядывания в текст выступления.

На втором этапе закрепляем отработанный материал. Чем удобен этот метод? Он допускает проведение стольких повторений всего цикла или любого его этапа, сколько это необходимо. Поэтому не следует огорчаться, если что-то не запомнилось.

IV. Метод оперативного поэтапного освоения материала. При подготовке к публичному выступлению этот метод очень эффективен. Представим себе, что оратору предстоит работа с отдельной главой книги. Выступающему нужно в считанные минуты составить представление о том, каково содержание данной главы. Как оперативно получить нужную информацию?

Специалисты советуют сначала прочитать резюме: в нем, как правило, четко формулируются основные мысли рассмотренной главы. Если в аннотации к книге есть описание данной главы, следует обязательно прочитать это описание. Теперь, просматривая сам текст, необходимо особое внимание уделить подзаголовкам, схемам, таблицам, фотографиям и т.д. Такой целенаправленный обзор дает действительно хорошее представление о том, чему посвящена данная глава. После знакомства с резюме более осмысленно читается текст, воспринятый ранее.

Во многих вузовских и школьных учебниках в конце глав помещаются вопросы для повторения. Оратор, готовясь к выступлению, должен воспитать в себе привычку ставить вопросы к прочитанному тексту, а иногда полезно прочитать вопросы, прежде чем приступить к изучению материала. Опыт показывает, что это помогает сосредоточить внимание на ключевых положениях.

После каждого прочитанного абзаца тоже рекомендуется задавать себе вопросы. Если заголовки разделов сформулировать в виде вопросов, то это также будет способствовать лучшему запоминанию. Далее полностью читается текст, но при первом чтении не следует что-либо подчеркивать, также не нужно и делать записи, потому что с первого раза трудно бывает выделить основные моменты. Только при повторном чтении предлагается подчеркивать основные мысли, фиксировать их в конспекте.

При закреплении материала не забывайте, что повторение — мать учения. Метод оперативного поэтапного усвоения текста речи поможет надежно ее запомнить. Мы живем в век компьютерных технологий, инновационных решений и воистину стремительной экономической интеграции.

И неудивительно, что числа «все вокруг заполонили»: нужно держать в памяти номер служебного телефона и страхового полиса, цифровой код паспорта и адрес налоговой службы. Запоминание чисел является трудной задачей для нашей памяти. Цифры — вещь абстрактная, поэтому применение мнемонических приемов вполне оправдано.

Возможно, что номер телефона связан с каким-то важным событием в вашей жизни, сильным впечатлением. Например, вы по телефону получили предложение выступить в роли диктора на съемках документального фильма о вашем городе. Для оратора — это лучшая оценка его профессионализма.

В этом случае вы сумеете запомнить этот номер, так как он прочно зафиксирован в долговременной памяти. Но в других случаях рекомендуется прибегнуть к мнемоническим приемам. Так, нужно запомнить номер телефона 2348055. Для лучшего запоминания телефонный номер обычно разбивается на «порции». Чтобы прочно запомнить число из семи цифр, надо записать его так: 234-80-55.

Какую ассоциативную цепочку можно подобрать для таких цифр? Педагогу первые три напомнят оценки — баллы выстроились по порядку! Число 80 свяжем с такими событиями: Олимпиада в Москве в 1980 г., в том же году смерть Владимира Высоцкого. Две последние цифры — высший балл по пятибалльной системе школьных оценок.
«Отлично» — дважды — мы поставим себе за удачно использованные приемы запоминания цифр.

В мире деловых людей высоко ценится память на имена и лица. Зрительная память редко подводит нас. Нам достаточно увидеть человека раз-другой, чтобы запомнить его лицо. Известно, что феноменальной памятью на лица отличались Александр Македонский, Наполеон, которые помнили в лица всех своих воинов.

Психологи заявляют, что в этом нет ничего феноменального: секрет объясняется постоянной непроизвольной тренировкой. Так, почти всех своих учеников помнят в лицо опытные учителя, больных — медицинские сестры. Конечно, они часто не помнят их фамилий, имен, но лица остаются в памяти.

С запоминанием имен дела обстоят значительно хуже: ведь имена людей случайны и как бы лишены логического смысла: любого человека могут звать как Петром, так и Сергеем. Поэтому необходимо находить способы, которые помогли бы ассоциировать имена людей с их лицами.

Представьте себе, что на деловом приеме вас знакомят с техническим директором акционерного общества. Вам предстоит работать под его руководством. Мысленно произнесите это имя несколько раз подряд. Хорошо бы связать это имя с какой-либо особой приметой лица. Этот зрительный метод помогает вспомнить имя почти любого человека.

Сама методика запоминания имени и лица включает в себя три этапа. На первом необходимо связать имя с чем-то значимым. Если фамилия человека Глазьев, можно представить глаза этого человека. Второй шаг к запоминанию требует выделить какую-то примечательную деталь лица ваших собеседников (крупный нос или высокий лоб) — и вы запомните их фамилии: Носов, Лобов.

На третьем этапе важно создать зримую ассоциацию между именем и обликом человека. Например, вас познакомили с Русановым, а у него курчавые русые волосы. Достаточно будет представить себе его пышную шевелюру, чтобы запомнить фамилию нового знакомого. Если фамилия у вашего собеседника более редкая (например, Рощин), можно придумать обобщенный зримый образ: Отговорила роща золотая березовым веселым языком…

Но как быть, если фамилия нашего собеседника Зеедорф? Обратите внимание на то, как эта фамилия произносится, а затем образуйте словосочетание: в переводе с немецкого языка Зеедорф обозначает: деревня у озера. Легко представить себе село, озеро у дороги… (Правда, надо знать немецкий язык.)

В чем преимущество этой трехступенчатой системы? Ритор учится мысленно придавать имени определенное значение. Практически любое имя можно «преобразовать» в яркий образ. Чтобы запомнить имя, или, говоря языком психологии, «эффективно закодировать информацию», надо прежде всего сосредоточиться на этой информации. Однако имейте в виду, что и лучшие мнемонические приемы не помогут, если пренебрегать вниманием.

Вербальная техника запоминания имени человека вначале может опираться на литературные ассоциации. Нам достаточно назвать фамилии героев Гоголя, Тургенева, Чехова, Толстого, чтобы сразу увидеть за именем характер. Принцип словесного запоминания имени человека требует сконцентрированного внимания.

Психологи советуют вначале зафиксировать (удержать) для себя имя человека. Затем его нужно повторить для себя несколько раз подряд (шепотом или вслух). Писатели любят комментировать имена — мы можем создавать звуковую или семантическую ассоциацию. Для закрепления надо воспользоваться этим именем, громко произнести его.

Конечно, память на имена может быть избирательной. Например, для литераторов имена и отчества людей ассоциируются с писателями, для историков — с царями и государственными деятелями, но в любом случае мы очень часто забываем имена людей, хотя хорошо помним названия предметов.

Если человек не знает правильного порядка цветов спектра, то едва ли он сумеет даже после двух-трех прослушиваний повторить следующие семь слов в строго определенной последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Однако достаточно произнести мнемоническую фразу, соединив первые буквы слов, чтобы безошибочно назвать все цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Как видите, мнемотехника надежно служит нам, это совсем не забава, а помощь ритору в его интеллектуальной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)