Методы стратегического управление затратами на предприятии

Развитие стратегического менеджмента с 90-х годов прошлого столетия сконцентрировано на стратегическом учете, анализе и оптимизации затрат на предприятии. Это позволило выработать действенные методы управления затратами на предприятии в условиях конкурентного рынка.

Базовыми концепциями стратегического управления затратами являются: цепочка ценностей, системы сбалансированных показателей, экономической добавленной стоимости, альтернативных затрат, затратообразующих факторов, стратегического позиционирования, транзакционных издержек.

Предлагается рассмотреть наиболее значимые их них.

Во-первых, стратегический анализ затрат (Strategic Cost Analysis), как важнейшая составляющая стратегического менеджмента, основывается на «цепи потребительской ценности» (value chain), формируемой на предприятии. Цепочка ценностей представляет собой согласованный набор видов деятельности, создающих ценность для предприятия.

Предприятие понимается как цепь (последовательность операций) по потребительской стоимости (стоимости) изделия. Каждое звено цепи (операция) рассматривается, с одной стороны, как необходимый для создания потребительской стоимости элемент в производственном процессе и, с другой стороны, как источник потребления ресурсов, а, значит, источник затрат.

Следовательно, учет и управление затратами осуществляется по всей цепочке ценностей на каждом ее этапе: от поставки сырья, → производства продукции, → до реализации готовой продукции потребителю и → послепродажного и сервисного обслуживания.

Последовательность аналитических процедур управления затратами в рамках стратегического анализа затрат SCA прослеживается в рамках следующих этапов, представленных на рис. 4.6.

Методы стратегического управление затратами на предприятии

На первом этапе осуществляется построение цепочки ценностей и изучаются все ее звенья, для которых определяются затраты, доходы и активы. Определяются управляющие факторы (cost driver), то есть определяющие стоимость выполнения данной операции параметры.

При построении цепочки ценностей все бизнес-процессы подразделяются:

  • на первичные операции, основную деятельность (производственные операции, внутренняя и внешняя логистика, маркетинг и продажи, сервис и др.), которые добавляют стоимость конечному продукту непосредственно (напрямую);
  • вспомогательную деятельность (материально-техническое снабжение, управление кадрами, совершенствование технологии, инфраструктура и др.), которая обеспечивает более эффективное исполнение первичных операций, а, следовательно, участвует в формировании добавленной стоимости продукта опосредованно.

При этом цепочка ценностей предприятия должна взаимосогласовываться с цепочками ценностей как поставщиков и подрядчиков, так и потребителей, заказчиков. В стратегическом плане, с точки зрения управления затратами и прибылью, основополагающими элементами цепочки ценностей выступают представленные на рис. 4.7.

Методы стратегического управление затратами на предприятии

На втором этапе необходимо детально выявлять производительное и непроизводительное влияние затратообразующего фактора (управленческого решения) на объем и структуру затрат предприятия.

Как правило, наибольшее влияние на затраты оказывают следующие факторы:

  • вовлеченность работников предприятия в процесс экономии затрат (эмоциональная связь между работником и предприятием, на котором работает, которая повышает добровольное желание сотрудника при выполнении профессиональных обязанностей прилагать гораздо больше усилий);
  • комплексное управление качеством (продукции, деятельности, фирмы) на постоянной основе;
  • наиболее эффективное использование имеющихся у предприятия производственных мощностей;
  • эффективная система внутрифирменной логистики и планирования;
  • оптимизация взаимодействия предприятия с поставщиками и заказчиками, покупателями.

На третьем этапе создается устойчивое конкурентное преимущество предприятия на основе комбинации видов выпускаемой продукции и деятельности предприятия, эффективной с точки зрения создания добавленной стоимости выпускаемой продукции. С помощью управляющих факторов и перестройки цепи создания стоимости выпускаемой продукции достигается устойчивое преимущество над конкурентами.

Положительными аспектами цепочки ценностей выступают:

  • сравнительный анализ затрат различных видов деятельности;
  • обоснование эффективности осуществления затрат отдельного вида деятельности в создании добавленной стоимости конечного продукта.

Во-вторых, система сбалансированных показателей (ССП) (Balansed scorecard system – BSC-system) направлена на сбор, систематизацию и анализ нефинансовых показателей деятельности предприятия с целью разработки эффективных решений стратегического развития.

Статистика нефинансовых показателей предприятия напрямую определяет целевые параметры финансовых показателей его деятельности, прежде всего, затрат.

BSC-система включает в себя четыре основных блока показателей, представленных на рис. 4.8.

Методы стратегического управление затратами на предприятии

В-третьих, в рамках стратегического позиционирования (Strategic positioning), подходы и процесс управления затратами определяются принятой стратегией развития предприятия. Стратегия предприятия должна быть сосредоточена на создании конкурентных преимуществ (М. Портер), то есть, предприятие должно сделать стратегический выбор, представленный на рис. 4.9.

Методы стратегического управление затратами на предприятии

В-четвертых, анализ затратообразующих факторов (Cost-drivers analysis) устанавливает их зависимость от стратегической ориентации предприятия.

Интересно
Другими словами, в управлении затратами на предприятии необходимо выйти на более высокий (стратегический) уровень анализа причин их появления. В этом случае при принятии эффективного стратегического управленческого решения у предприятия всегда будет потенциальная возможность избежать большого числа факторов затрат в своей текущей деятельности. Предполагается подразделение затратообразующих факторов на структурные и функциональные (оказывающие наибольшее влияние).

В-пятых, в рамках бюджетирования (Budgeting) управление затратами «поставлено в главу угла». Эта управленческая технология основана на системе бюджетов: стратегические цели предприятия, планы работы его подразделений определяются затратами (бюджетом). В зависимости от поставленных задач различают генеральный (общая деятельность предприятия) и частные (различные подразделения) бюджеты.

Генеральный бюджет состоит из операционного и финансового бюджетов.

В свою очередь операционный бюджет включает в себе следующие виды бюджетов:

  • бюджет реализации (продаж);
  • бюджет производства (производственную программу);
  • бюджет переходящих запасов;
  • бюджет потребностей в материалах;
  • бюджет прямых затрат на оплату труда;
  • бюджет общепроизводственных расходов;
  • бюджет цеховой себестоимости продукции;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет общехозяйственных расходов;
  • бюджет прибылей и убытков.

Финансовый бюджет включает в себя:

  • прогноз движения денежных средств;
  • прогнозный баланс;
  • план капиталовложений.

Таким образом, стратегические методы учета затрат выступают ключевой подсистемой стратегического планирования на предприятии, поскольку формируют ориентированную на будущее информационную базу принятия стратегических управленческих решений. Основным предназначением данных методов выступает введение и развитие на предприятии стратегически важных видов деятельности и продуктов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)