Таргет-костинг

Система калькулирования таргет-костинг основывается на определении целевой себестоимости при разработке новой или модернизации устаревающей продукции. Данная система исходит из того, что новый (усовершенствованный) продукт может быть продан по цене, не выше сформировавшейся на рынке.

Следовательно, себестоимость (target cost), представляемая как разность между рыночной базовой ценой (target price) и прибылью (target profit), выступает целевым ориентиром для предприятия при разработке конкурентного продукта.

Принципиальная схема процесса управления себестоимостью (затратами) на предприятии при разработке нового продукта (усовершенствовании существующего) по методу таргет-костинг представлена на рис. 4.4.

Таргет-костинг

Отличительными особенностями системы таргет-костинг являются:

  • предполагается процесс установления целевой цены продукта на основе трехуровневого анализа «качество продукта→набор функциональных характеристик продукта→цена продукта». То есть предусматривает расчет себестоимости продукции, исходя из предварительно установленной (спрогнозированной) цены его реализации;
  • постоянная ориентация и полный учет потребностей рынка и требований покупателей к потребительским и ценовым характеристикам товара – комплексное рассмотрение продукта в течение всех этапов его жизненного цикла в качестве единого объекта управления «качество-цена- затраты»;
  • возможность формирования обоснованной программы стратегического развития предприятия.

Последовательность аналитических процедур управления затратами при методе таргет-костинг следующая:

  • проведение маркетингового исследования рынка с целью определения возможной цены реализации продукта и его потребительских характеристик;
  • планирование возможного объема реализации продукции;
  • установление целевой прибыли от реализации объема выпуска;
  • расчет целевой себестоимости продукции (за единицу и объем выпуска);
  • сравнение рассчитанной целевой и сметной себестоимости продукции в целью определения необходимого (целевого) сокращения затрат;
  • усовершенствование продукта и производственного процесса для достижения целевого сокращения затрат.

Положительные аспекты применения таргет-костинга:

  • имеет возможности интегрироваться в применяемую на предприятии систему производственного учета;
  • является инструмент превентивного контроля и экономии затрат еще на стадии проектирования продукции, то есть позволяет разрабатывать эффективную производственную программу на начальной стадии жизненного цикла разрабатываемой продукции;
  • способствует мотивации ориентированного на рынок поведения работников предприятия;
  • способствует снижению затрат без потери качества продукции.

Негативные аспекты калькулирования JIT:

  • возможны искажения в определении ожидаемой рыночной цены, определяемой на основе маркетинговых исследований. Необходим постоянный маркетинговый мониторинг рынка с целью выявления изменений как потребностей покупателей, так и цен поставщиков;
  • наличие потенциального конфликта между проектировщиками, стремящимися снизить производственную себестоимость продукта, и маркетологами, «не жалеющими затрат» на сбыт и продвижение;
  • увеличение времени разработки нового продукта и его выхода на рынок в связи с многочисленным перепроектированием в целях поиска вариантов его исполнения в соответствии с заданной стоимостью;
  • возможное снижение вовлеченности работников в связи с постоянным давлением руководства по достижению целевой себестоимости.

Условия применения метода таргет-костинг:

  • сфера производства инновационных продуктов;
  • как правило, на предприятиях автомобилестроения, машиностроения, электроники, ИТ-сферы, сферы облуживания.

Кайзен-костинг («усовершенствование маленькими шагами») предполагает постепенное снижение производственных затрат с целью достижения заданного целевого уровня себестоимости, а значит, планируемой прибыли. Снижение себестоимости предполагает за счет поиска скрытых резервов снижения производственных затрат. В качестве основных способов сокращения затрат является устранение семи основных видов отходов, представленных на рис. 4.5.

Таргет-костинг

При этом активная роль отводится непосредственно работникам предприятия, занятым в производственном процессе. Эта работа проводится в рамках кружков качества, в которых работники имеют возможность высказывать свои инициативы по улучшению процесса производства.

Недостатками системы кайзен-костинг выступают следующие:

  • используется, когда производство продукции уже запущено, то есть только на этапе производства продукции возможен анализ затрат и разработка мероприятий по их оптимизации;
  • неэффективность применения данной системы при производстве инновационной продукции с коротким жизненный циклом ввиду быстрых изменений рыночной конъюнктуры.

Условия применения метода кайзен-костинг:

  • производство продукции с длительным жизненным циклом;
  • высокая вовлеченность и инициативность работников.

Следовательно, системы таргет-костинг и кайзен-костинг являются взаимодополняющими в процессе управления затратами на предприятии.

Ключевые отличительные особенности данных систем представлены в табл. 4.3.

Таргет-костинг

Взаимосвязь данных систем не оспорима. Цель таргет-костинга заключается в разработке и производстве только таких продуктов, расчетная (нормативная) себестоимость которых не превышает целевую себестоимость.

Однако если в процессе производства сохраняется превышение расчетной себестоимости над целевой, то в дело вступает кайзен-костинг, задача которого сократить данный разрыв.

Таким образом, системы таргет- и кайзен-костинг являются взаимодополняющими и составляют основу японской модели управления производством, а, соответственно, себестоимостью и затратами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)