Анализ затрат предприятия

Снижение затрат и себестоимости производимой продукции выступает ключевым фактором роста прибыли и рентабельности предприятия. Это возможно на основе проведения экономически грамотного анализа затрат и себестоимости продукции, выступающего частью анализа хозяйственной деятельности предприятия. Этот вид анализа является достаточно трудоемким, особенно на этапе сбора информации.

Информационной базой анализа выступают данные бухгалтерского и управленческого учета и отчетности предприятия. В зависимости от масштабов деятельности и возможностей сбора информации и проведения аналитических процедур, данный анализ проводится углубленно или по укрупненным статьям с той или иной регулярностью.

Цель анализа затрат и себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции.

Задачами анализа затрат и себестоимости продукции являются:

  • оценка динамики себестоимости и выполнение плана по ним;
  • оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости;
  • определение факторов, повлиявших на динамику себестоимости, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;
  • оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и по статьям затрат отдельных видов изделий;
  • выявление упущенных возможностей снижения себестоимости.

Анализ затрат по экономическим элементам позволяет установить влияние технического прогресса на структуру затрат и осуществляется:

  • определяется величина затрат по плану и по факту (смета затрат);
  • определяется абсолютное отклонение по смете затрат (фактические затраты минус плановые);
  • сопоставляются фактические затраты данного периода с фактическими затратами прошлого. Анализ показателя в динамике (за ряд лет);
  • определяется абсолютное отклонение по каждому экономическому элементу и удельный вес каждого элемента затрат.

По изменению удельного веса материальных затрат определяют изменение производительности труда. Увеличение удельного веса материальных затрат является следствием роста производительности труда, и наоборот. По изменению удельного веса расходов на зарплату определяют изменение трудоемкости продукции.

Увеличение удельного веса затрат является следствием увеличения трудоемкости продукции, и наоборот. По изменению удельного веса амортизационных отчислений определяют изменение технического уровня производства.

Уменьшение доли зарплаты и одновременно рост доли амортизации свидетельствуют о повышении технического уровня производства, о росте производительности труда.

Анализ себестоимости продукции по статьям расхода является одним из важнейших вопросов аналитической работы.

Целью данного анализа является оценка соблюдения плана по статьям затрат. Он дает возможность установить, по каким статьям экономия, а по каким статьям перерасход.

Это дает возможность определить резервы снижения себестоимости.

Анализ себестоимости проводится в следующих направлениях:

  • по статьям расходов по элементам и статьям калькуляции;
  • по изделиям;
  • по центрам затрат или видам деятельности;
  • анализ затрат на один рубль товарной продукции.

Во-первых, целью анализа по статьям расхода является оценка соблюдения плана по статьям затрат. Он дает возможность установить, по каким статьям экономия, а по каким статьям перерасход, а, следовательно, определить резервы снижения себестоимости на предприятии.

Анализ затрат по статьям расхода осуществляется:

  • анализ начинается с определения абсолютного отклонения по статьям расхода, то есть определяется отклонение фактических затрат от плановых;
  • по абсолютному отклонению по каждой статье затрат определяется процент (удельный вес) каждой статьи к плановой сумме данной статьи, а также к общей сумме плановых затрат (к итогу плановой себестоимости).

Рассчитанные показатели позволяют сделать важные выводы, используемые для определения путей снижения себестоимости. Необходимо вначале проанализировать выполнение плана по себестоимости в целом. Затем необходимо проанализировать отклонения, образовавшиеся по отдельным статьям затрат, что позволит определить скрытые резервы снижения себестоимости.

По результатам расчетов нужно определить конкретные причины, обусловившие данные отклонения, и принять меры по недопущению перерасхода по статьям затрат в будущем.

В себестоимости продукции (работ, услуг) расходы на обслуживание и управление занимают значительный удельный вес. Эти расходы называются комплексными, так как они состоят из нескольких экономических элементов. Выделяют несколько групп комплексных расходов: расходы, связанные с работой оборудования и освоением техники. Они входят в состав цеховых расходов либо отражаются отдельно (расходы по обслуживанию и эксплуатации оборудования); цеховые расходы (общепроизводственные); общехозяйственные расходы; внепроизводственные расходы.

Основными задачами анализа комплексных расходов являются:

  • контроль за исполнением сметы расходов;
  • выявление причин отклонения от сметы;
  • определение путей снижения расходов.

При этом на отклонение сметы комплексных расходов оказывают влияние: нарушение сметы расходов; изменение объема и структуры производства.

Для того чтобы определить количественное влияние факторов на изменение сметы комплексных расходов, необходимо все расходы разделить на две группы: условно-постоянные и условно-переменные. По каждой группе определить общую сумму расходов.

При разделении затрат на переменные и условно-постоянные величина себестоимости объема выпуска продукции (Свып) выражается зависимостью:

Анализ затрат предприятиягде Свып – себестоимость продукции, руб.; Vед – переменные затраты на единицу продукции, руб.; Q – объем выпуска продукции предприятия, ед.; F – условно-постоянные затраты, руб.

Тогда себестоимость единицы продукции (Сед):

Анализ затрат предприятия

где Сед – себестоимость единицы продукции, руб.

К условно-постоянным относят: амортизацию, аренду, ссуду, содержание помещений, общехозяйственные расходы, зарплату в цехе персонала (по обслуживанию). Условно-постоянные расходы практически не изменяются с изменением объема выпуска на весь объем, но изменяются на единицу в зависимости, обратной изменению объема.

К условно-переменным относят: сырье, материалы, зарплату вспомогательных рабочих, возмещение износа инструмента, текущий ремонт, некоторые расходы по эксплуатации транспорта. Это статьи, величина которых меняется под влиянием объема выпуска пропорционально общему объему выпуска, но практически являются неизменными на единицу продукции.

Следовательно, с увеличением объема производства удельные затраты на единицу продукции снижаются, поскольку постоянные затраты распределяются на большее число единиц произведенной продукции.

Во-вторых, себестоимость отдельного изделия зависит от удельной трудоемкости и уровня среднечасовой оплаты труда.

Для расчета влияния факторов используется способ абсолютных разниц в последовательности:

  • определяется абсолютное отклонение по показателям заработной платы на изделие (объект анализа);
  • определяется количественное влияние факторов:
  • абсолютное отклонение по трудоемкости умножается на плановое значение среднечасовой зарплаты – за счет изменения трудоемкости;
  • абсолютное отклонение по уровню оплаты труда умножается на фактический уровень трудоемкости продукции – за счет изменения среднечасовой оплаты труда;
  • по результатам проведенных расчетов делают выводы.

В-третьих, анализ затрат по центрам ответственности (цехам, участкам, отдельным подразделениям) основывается на планировании и учете затрат в этом разрезе.

Главная цель данного анализа – выявление резервов роста прибыли за счет повышения активности менеджеров на всех уровнях.

С этой целью строго регламентируются функции каждого руководителя на всех уровнях и соответствующим образом формируются и отражаются затраты в бюджетах и отчетах.

В процессе анализа сопоставляются фактические затраты с бюджетом по каждому уровню ответственности и выявляются отклонения от бюджетных сумм только по тем видам затрат, которые контролируются на данном уровне (например, на уровне производственного подразделения – зарплата персоналу подразделения, расход материалов, энергии и другие расходы, подконтрольные данной службе). На высшем уровне ответственности анализируют результаты деятельности предприятия в целом.

В-четвертых, важнейшим обобщающим показателем выступает показатель затрат на 1 рубль товарной продукции предприятия, характеризующийся свойством универсальности:

  • рассчитывается для любой отрасли;
  • отражает прямую взаимосвязь между прибылью и себестоимостью.

Данный показатель исчисляется как отношение общих затрат предприятия на производство и реализацию к стоимости в действующих ценах произведенной товарной продукции по формуле:

Анализ затрат предприятия

где Зтп – затраты на рубль товарной продукции, руб./руб.; Зоб – общие затраты на производство и реализацию продукции, руб.; ТП – стоимость произведенной товарной продукции, руб.

На изменения затрат предприятия на 1 рубль товарной продукции влияют различные факторы: объективные, субъективные, внешние, внутренние.

Так, увеличение объема производства продукции является одной из причин увеличения затрат на производство, так как, при прочих равных условиях, с увеличением объема производства возрастают затраты на основные материалы, энергию, заработную плату.

Кроме того, на сумме затрат на сырье, материалы, топливо и электроэнергию отражаются изменения норм их расхода. Изменения цены на единицу, замена одних видов материалов (топлива) другими могут быть другими причинами изменения суммы затрат. На сумму затрат повлияют изменение среднегодовой стоимости основных средств, норм амортизационных отчислений, а также сроков внедрения нового оборудования и выбытия старого.

Поэтому при анализе динамики производственных затрат важно разделять влияния различных факторов:

  • роста или снижения производства и реализации;
  • изменения расхода сырья и материалов,
  • трудозатрат на единицу продукции;
  • изменения уровня организации производства и технологии.

Анализ затрат на рубль товарной продукции помогает решить эту задачу. Фактическую сумму экономии (убытка) от снижения (роста) себестоимости товарной продукции можно рассчитать по формуле:

Анализ затрат предприятия

где Δ Зоб – сумма экономии (убытка); Зтп0, Зтп1 – затраты на 1 рубль товарной продукции в базовом и отчетном периодах; Qт0 – выпуск товарной продукции в базовом периоде.

Таким образом, в целом анализ затрат и себестоимости продукции направлен на выявление резервов снижения себестоимости и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)