- Услуги
- Цена и срок
- О компании
- Контакты
- Способы оплаты
- Гарантии
- Отзывы
- Вакансии
- Блог
- Справочник
- Заказать консультацию
Методы исследования личности тревожного подростка. Программа исследования строится на методологических принципах деятельностного подхода. Изучение психических явлений в контексте деятельности предполагает рассмотрение их регулирующих функций в ведущей деятельности с учетом возрастного этапа развития.
Для подростков это – учебная работа, деловое и межличностное общение с учителями, сверстниками, родителями, совмещение объективно-психологического анализа с собственно-психологическим исследованием, проведение многоуровнего исследования, включающего, в том числе и личностный уровень, сочетание исследовательских, формирующих и коррегирующих процедур.
В этой связи тревожность на личностном уровне рассматривается как интегративная характеристика целостного механизма психической регуляции деятельности, а деятельность – как основной фактор формирования тревожного типа личности в целом.
В проведенных нами исследованиях большое внимание уделено объективно-психологическим жизненным проявлением тревожности. На их основе делаются выводы о представленности феномена тревожности у подростков. Изучение тревожности как системного образования личности тесно взаимосвязано с выявлением свойств личности, особенностей характера и темперамента.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Орехово-Зуево Московской области. В исследовании принимали участие подростки, обучающиеся в 5–7 классах (12–14 лет). Общее количество испытуемых – 186 человек. Констатирующее исследование личности тревожного подростка тесно связано с формирующими процедурами, проводимыми на психодиагностической основе.
В исследовательской работе использовали следующие методы:
Метод наблюдения и экспертной оценки. Для наблюдения были выбраны жизненные проявления тревожности подростка во внешних проявлениях состояний в поведении, в объективных результатах деятельности. Главным требованием здесь была доступность для фиксации и количественной оценки.
К наблюдению привлекались родители, учителя, хорошо знающие испытуемых. Для фиксирования ряда параметров применялось экспертное оценивание. Эксперты получали подробный список поведенческих проявлений тревожности, которые следует обнаружить у наблюдаемых подростков. С этой целью, в частности, использовалась карта наблюдений («КН») Д. Стотта. Выделялись однозначные, относительно элементарные фрагменты тревожного поведения ребенка. Они группировались в определенные синдромы.
В регистрационном бланке предлагалось зачеркивать те цифры, которые соответствовали формам тревожного поведении (фрагмента), наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяла более выраженные проявления (справа) от менее выраженных (слева). При подсчете симптомы тревожности, находящиеся слева от вертикальной черты, оценивались одним баллом, справа – двумя. Подсчитывалась сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам.
Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка дает возможность сделать вывод о серьезной выраженности нарушений в развитии личности и поведения «тревожного» школьника, определить наиболее характерные объективно-психологические синдромы «тревожной» личности. В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение «НД», «У», «ТВ»).
Рассмотрим подробно в качестве примера один из параметров для того, чтобы раскрыть характер применения метода в нашей работе.
К заполнению карт привлекались учителя, ведущие основные дисциплины: русский язык, геометрию, алгебру, иностранный язык, географию. Классные руководители и родители испытуемых, школьный психолог был одним из экспертов. Надежность получаемой информации увеличивалась за счет усреднения мнений группы экспертов (8–12 человек), которые знали подростков длительный промежуток времени.
Другие наблюдения проводились на двадцати уроках физкультуры, истории, биологии, иностранных языков, на переменах и в процессе психологического исследования. Все это дополнялось наблюдением поведения подростка вне учебной деятельности (10 часов). Наблюдения по ряду параметров осуществлялись в течение всего учебного года. Для более детального раскрытия метода наблюдения, использованного в нашей работе, рассмотрим в качестве примера наблюдение за одной из групп параметров.
Нами, например, фиксировались следующие конкретные проявления познавательной активности:
За каждое наблюдение по данному параметру подросток мог набрать от 0 до 30 и более баллов. Результаты усреднялись путем деления суммы баллов на число наблюдений.
Из школьной документации, в журналах, извлекалась информация об успеваемости учащихся. Учитывались текущие оценки по различным предметам. Рассчитывался усредненный показатель успеваемости ученика в течение года
Социометрический метод. Проведение социометрического исследования включало в себя: определение целей исследования – изучение проблем авторитета и лидерства, социально-психологической совместимости.
В корреляционную матрицу закладывается показатель, который представлял из себя результирующий от числа «отверженных» и «принятых» с точки зрения данного критерия. Каждый подросток оценивается группой сверстников в количестве 25–28 человек.
На основе социоматрицы подсчитывались персональные индексы:
Психофизиологические показатели тревожности. В работе мы использовали показатели частоты сердечных сокращений (частота пульса), проявление мигательного рефлекса («часто моргает»), разнообразные двигательные реакции (бесцельно двигает руками, разнообразные «тики», грызет ногти, сосет палец).
Регистрация объективных признаков тревожности осуществлялась непосредственно в процессе включенного наблюдения в ходе обычного урока и урока стрессогенного (контрольная работа) в различных видах учебной деятельности. Пульсометрия использовалась в состоянии психического «покоя» (вне занятий) и в ситуации ожидания проверок уровня знаний, ожидания отметки (перед контрольными работами, перед объяснением оценок за них).
Анкетные методики. Стандартизированный личностный опросник Р.Б. Кеттела. В использованном нами варианте он содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в ряде факторно – аналитических исследований.
Это факторы:
Опросник доступен для группового применения, хотя может проводиться и индивидуально. Методика для определения уровня выраженности основных модальностей эмоций ЛА. Рабинович. С помощью данной методики можно получить индивидуальные оценки выраженности трех устойчиво доминирующих эмоциональных переживаний – «радость», «гнев» и «страх», проявления которых не обязательно связаны с чрезвычайными эмоциональными событиями, стимулами или ситуациями. Выявляются характерные сочетания, комбинации различных эмоциональных особенностей.
Испытуемый должен определить степень выраженности у себя этих качеств. С этой целью исследующий рисует на листе бумаги вертикальную линию определенного размера и сообщает испытуемому, что на верхнем полюсе находятся, к примеру, самые умные, а на нижнем – самые глупые. Обследуемого ребенка просят обозначить карандашом свое место на линии. Такие же вертикальные линии рисуются и для выявления самооценки по другим шкалам.
Нами использованы параметры: умный, веселый, замкнутый, заботливый, сдержанный, агрессивный, общительный, спокойный, нервный, тревожный. Содержание каждого параметра доступно разъяснялось подросткам перед процедурой самооценивания.
В заключительной беседе с испытуемым уточнялись его представления об особенностях его самооценки, имеющиеся проблемы, его собственные представления о тревоге, агрессии, общительности, веселом, грустном человеке и о ряде других характеристик. Важно было выяснить, как подросток мотивирует свой выбор, насколько критично относится к себе, к своим личностным качествам.
Тест школьной тревожности Б.Н. Филлипса. Данной методикой изучается уровень и характер тревожности учащихся, связанной со школой. Задаются вопросы о том, как ребенок чувствует себя в школе. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние, определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Анализ проводится по ряду синдромов:
Фиксируются также уровни выраженности тревожности: высокий, средний, низкий уровень. Шкала самооценки ситуативной тревожности Ч. Спилбергера. Проводится анкета, выясняющая частоту возникновения состояния тревожности в связи со значимыми ситуациями.
В методике используется шкала самооценки. Ситуативная (или реактивная) тревожность измеряется по результатам оценки двадцати суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 – отсутствие тревожности).
Выделяются три уровня выраженности ситуативной тревожности:
Шкала самооценки уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера. Личностная шкала самооценки включает 20 вопросов. Ею измеряется тревожность как свойство личности.
Суммарный показатель по шкале Ч. Спилбергера, позволяет определить уровень выраженности личностной тревожности:
Шкала «явной» тревожности – «CMAS» Дж. Тейлор в адаптации А.М. Прихожан. Шкала содержит 53 вопроса, 42 из которых ориентированы на выявление различных показателей тревожности и 11 – на диагностику тенденций ребенка искажать свои ответы в пользу социальной желательности.
Методика диагностирует «явную», не маскируемую, а отчетливо осознаваемую самим школьником тревожность, не обязательно им так называемую. Спецификой детской шкалы явной тревожности, в отличиe от взрослого варианта – шкалы Дж. Тейлор – является то, что все симптомы тревожности представлены в утвердительных высказываниях, т.е. школьник должен признать у себя их наличие, ответив «верно».
Методика позволяет охарактеризовать уровень тревожности: выявить учащихся, которым состояние тревожности несвойственно; учащихся с нормальным уровнем тревожности, с несколько повышенной тревожностью, с очень высокой тревожностью. Личностная шкала проявления тревоги (Т.А. Немчин). Опросник, состоящий из 50 утверждений, касающихся черт характера, провоцирующих «тревожные» состояния. Выявлялись три уровня тревожности: высокий, средний, низкий.
Шкала одиночества Д. Рассела. Выявляет уровень субъективного переживания подростком своего одиночества. Предлагался ряд утверждений, и ребенок оценивал их с точки зрения частоты их проявления. Определялась степень выраженности переживания одиночества (высокий, средний, низкий уровень).
Рисуночные пробы:
Суть методики заключается в следующем. Обследуемому подростку предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.
Методика имеет две фазы: 1 фаза (в качестве основного средства выражения выступает рисунок) является невербальной, творческой, неструктурированной. 2 фаза – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. На этом этапе испытуемый описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты и то, что их окружает, а также объясняет вызванные рисунком ассоциации.
Необходимо учесть, что показателями тревожности подростков будут являться следующие:
«Кинетический рисунок семьи». Справка о методике «Рисунок семьи», особенности его диагностической процедуры и порядок интерпретации весьма подробно освещены в работах Т. Хоментаускаса и др., поэтому в описании данной методики мы ограничимся краткими предварительными сведениями.
На основании особенностей изображения можно определить своеобразие состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, тревожности, скованности, тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления, сильно выражены отрицательные эмоции.
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. На основе выполненного изображения, ответов на вопросы оценивались особенности восприятия и переживания ребенком отношений в семье, степень развития изобразительной культуры, особенности состояния ребенка во время рисования, степень напряженности, скованности, утомления, хорошее расположение духа, раскованность.
Метод лабораторного эксперимента. «Мотивационно-результативная методика» (МР-1) О.В. Дашкевича.
Как уже было указано выше, методика позволяет выявить обусловленные особенностями личности устойчивые особенности психической регуляции деятельности:
Методика организована как управляемый лабораторный эксперимент, в котором моделируется деятельность, включающая совокупность двигательных действий, направленных на реализацию этапных и перспективных целей. Деятельность мотивируется рядом стимулов, способных актуализировать как просоциальные деловые, так и лично-престижные мотивы, тесно связанные с самоактуализацией личности.
Целеполагание и принятие решений к действию осуществляются в условиях свободного выбора трудности двигательных задач. Оценка трудности задач и результатов их решение производится с учетом социальных норм трудности и достижений. Испытуемый имеет возможность осуществлять попытки на задачах разной трудности, добиваясь достижения сформулированной им самим целевой перспективы.
Прием преднамеренной оценки результатов позволяет привести всех испытуемых через три ситуации:
По ходу выполняемых ими действий фиксируются: цели, уверенность в успехе, действительные результаты действий (в форме временных характеристик психомоторной активности), удовлетворенность достижениями, память на результаты выполненных действий, ряд других параметров. Общий уровень достижений преднамеренно регулируется таким образом, чтобы не создавать у испытуемых ущерба для самооценки и отношения к себе.
В нашем исследовании объективно-психологических проявлений тревожности особое внимание уделялось фактам нерешительности, неуверенности, неудовлетворенности, ошибкам памяти, возникающим в ситуациях оценки, проявлениям сниженной психомоторной активности, которые отчетливо фиксируются в процессе лабораторного эксперимента.
Все его данные были включены в комплекс объективно-психологических параметров тревожности. Математические методы обработки. В работе использовался интеркорреляционный и факторный анализ по методу математика Л.К. Выханду.