Методы и организация исследования

Методы исследования личности тревожного подростка. Программа исследования строится на методологических принципах деятельностного подхода. Изучение психических явлений в контексте деятельности предполагает рассмотрение их регулирующих функций в ведущей деятельности с учетом возрастного этапа развития.

Для подростков это – учебная работа, деловое и межличностное общение с учителями, сверстниками, родителями, совмещение объективно-психологического анализа с собственно-психологическим исследованием, проведение многоуровнего исследования, включающего, в том числе и личностный уровень, сочетание исследовательских, формирующих и коррегирующих процедур.

В этой связи тревожность на личностном уровне рассматривается как интегративная характеристика целостного механизма психической регуляции деятельности, а деятельность – как основной фактор формирования тревожного типа личности в целом.

В проведенных нами исследованиях большое внимание уделено объективно-психологическим жизненным проявлением тревожности. На их основе делаются выводы о представленности феномена тревожности у подростков. Изучение тревожности как системного образования личности тесно взаимосвязано с выявлением свойств личности, особенностей характера и темперамента.

Интересно
Выводы о тревожности как об интегральном свойстве личности делаются на основании связей различных свойств личности с объективно-психологическими параметрами тревожности. Для изучения тревожности подростков отобраны наиболее продуктивные методы, позволяющие изучить разнообразные качественные и психодинамические свойства тревожной личности.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Орехово-Зуево Московской области. В исследовании принимали участие подростки, обучающиеся в 5–7 классах (12–14 лет). Общее количество испытуемых – 186 человек. Констатирующее исследование личности тревожного подростка тесно связано с формирующими процедурами, проводимыми на психодиагностической основе.

В исследовательской работе использовали следующие методы:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
  • метод наблюдения и экспертных оценок (экспертиза проводилась с использованием карты наблюдений Д. Стотта (сокращенный вариант);
  • метод социометрических измерений персонального статуса подростка в группе сверстников по нравственно-деловому критерию оценки;
  • анкетные методы:
  • стандартизированный опросник для изучения личности Р.Б. Кеттелл, подростковый вариант;
  • методика изучения эмоций «основных модальностей» Л.А. Рабинович;
  • шкала самооценки ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера;
  • шкала самооценки личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера;
  • тест школьной тревожности Б.Н. Филлипса;
  • методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн;
  • «шкала явной тревожности» для детей 8–12 лет «CMAS» А.М. Прихожан;
  • «шкала одиночества» Д. Рассела;
  • личностная шкала проявлений тревоги Т.А. Немчина;
  • рисуночные пробы для оценки тревожности:
  • тест «Дом. Дерево. Человек» Д. Бака;
  • методика «Кинетический рисунок семьи» Г. Хоментаускаса и Беляускайтэ;
  • метод лабораторного эксперимента «Мотивационно-результативная методика» (MP-I) О.В. Дашкевича. Методика позволяет проводить объективно-психологический анализ механизмов психической регуляции деятельности, моделирующей экстремальные факторы, а также создать управляемые со стороны экспериментатора ситуации, в которых моделируются условия, способствующие актуализации процессов эмоционально волевой регуляции, мотивационных тенденций, используется фактор дозированной трудности решаемых задач, варьирующий уровень субъективной уверенности в их выполнении, обратная информация об успешных и неуспешных результатах. Мотивация, целеполагание и оценка результатов осуществляются с привлечением критериев оценки, базирующихся на социальных нормах результативности. Регистрация параметров эмоционально-волевой регуляции деятельности позволяет изучить психо-регуляционные аспекты тревожности, как личностного образования. Двигательная деятельность испытуемых осуществляется посредством сенсомоторных действий и операций, что создает возможность изучить, в том числе, и психомоторную активность;
  • современные методы математико-статистической обработки данных: корреляционный, факторный анализ.

Метод наблюдения и экспертной оценки. Для наблюдения были выбраны жизненные проявления тревожности подростка во внешних проявлениях состояний в поведении, в объективных результатах деятельности. Главным требованием здесь была доступность для фиксации и количественной оценки.

К наблюдению привлекались родители, учителя, хорошо знающие испытуемых. Для фиксирования ряда параметров применялось экспертное оценивание. Эксперты получали подробный список поведенческих проявлений тревожности, которые следует обнаружить у наблюдаемых подростков. С этой целью, в частности, использовалась карта наблюдений («КН») Д. Стотта. Выделялись однозначные, относительно элементарные фрагменты тревожного поведения ребенка. Они группировались в определенные синдромы.

В регистрационном бланке предлагалось зачеркивать те цифры, которые соответствовали формам тревожного поведении (фрагмента), наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяла более выраженные проявления (справа) от менее выраженных (слева). При подсчете симптомы тревожности, находящиеся слева от вертикальной черты, оценивались одним баллом, справа – двумя. Подсчитывалась сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам.

Большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка дает возможность сделать вывод о серьезной выраженности нарушений в развитии личности и поведения «тревожного» школьника, определить наиболее характерные объективно-психологические синдромы «тревожной» личности. В начале описания каждого из симптомокомплексов дается их аббревиатурное обозначение «НД», «У», «ТВ»).

Методы и организация исследования

Рассмотрим подробно в качестве примера один из параметров для того, чтобы раскрыть характер применения метода в нашей работе.

Параметр «Невротические симптомы – НС»: подросток заикается, запинается, трудно «вытянуть из него слово», говорит беспорядочно, часто моргает, бесцельно двигает руками, ходит, подпрыгивая, сосет палец, часто грызет ногти, ручку, другие предметы.

К заполнению карт привлекались учителя, ведущие основные дисциплины: русский язык, геометрию, алгебру, иностранный язык, географию. Классные руководители и родители испытуемых, школьный психолог был одним из экспертов. Надежность получаемой информации увеличивалась за счет усреднения мнений группы экспертов (8–12 человек), которые знали подростков длительный промежуток времени.

Другие наблюдения проводились на двадцати уроках физкультуры, истории, биологии, иностранных языков, на переменах и в процессе психологического исследования. Все это дополнялось наблюдением поведения подростка вне учебной деятельности (10 часов). Наблюдения по ряду параметров осуществлялись в течение всего учебного года. Для более детального раскрытия метода наблюдения, использованного в нашей работе, рассмотрим в качестве примера наблюдение за одной из групп параметров.

Нами, например, фиксировались следующие конкретные проявления познавательной активности:

  • эффективность учебной деятельности;
  • поднятие руки на уроке;
  • правильность ответов на вопросы учителя;
  • дополнительные вопросы, задаваемые учащимися на уроке;
  • количество опозданий на урок;
  • время выполнения задания на уроке;
  • выбор заданий различной трудности;
  • отвлекаемость при выполнении задания.

За каждое наблюдение по данному параметру подросток мог набрать от 0 до 30 и более баллов. Результаты усреднялись путем деления суммы баллов на число наблюдений.

Из школьной документации, в журналах, извлекалась информация об успеваемости учащихся. Учитывались текущие оценки по различным предметам. Рассчитывался усредненный показатель успеваемости ученика в течение года

Социометрический метод. Проведение социометрического исследования включало в себя: определение целей исследования – изучение проблем авторитета и лидерства, социально-психологической совместимости.

Определялись формальные критерии нравственно-деловых, организаторских качеств подростка. Описывалась ситуация, где требовалось спланировать совместную деятельность (выполнение общественного задания), организовать людей на выполнение важной учебной задачи.

В корреляционную матрицу закладывается показатель, который представлял из себя результирующий от числа «отверженных» и «принятых» с точки зрения данного критерия. Каждый подросток оценивается группой сверстников в количестве 25–28 человек.

На основе социоматрицы подсчитывались персональные индексы:

  • положительных выборов;
  • отрицательных выборов.

Психофизиологические показатели тревожности. В работе мы использовали показатели частоты сердечных сокращений (частота пульса), проявление мигательного рефлекса («часто моргает»), разнообразные двигательные реакции (бесцельно двигает руками, разнообразные «тики», грызет ногти, сосет палец).

Регистрация объективных признаков тревожности осуществлялась непосредственно в процессе включенного наблюдения в ходе обычного урока и урока стрессогенного (контрольная работа) в различных видах учебной деятельности. Пульсометрия использовалась в состоянии психического «покоя» (вне занятий) и в ситуации ожидания проверок уровня знаний, ожидания отметки (перед контрольными работами, перед объяснением оценок за них).

Анкетные методики. Стандартизированный личностный опросник Р.Б. Кеттела. В использованном нами варианте он содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в ряде факторно – аналитических исследований.

Это факторы:

  • фактор «А» – теплота;
  • фактор «В» – абстрактное мышление;
  • фактор «С» – эмоциональная устойчивость;
  • фактор «D» – неуравновешенность;
  • фактор «Е» – лидерство;
  • фактор «F» – беспечность;
  • фактор «G» – ответственность;
  • фактор «Н» – социальная смелость;
  • фактор «I» – чувствительность;
  • фактор «Q» – тревожность, «Q3» – волевой самоконтроль, «Q4» – эмоциональная напряженность.

Опросник доступен для группового применения, хотя может проводиться и индивидуально. Методика для определения уровня выраженности основных модальностей эмоций ЛА. Рабинович. С помощью данной методики можно получить индивидуальные оценки выраженности трех устойчиво доминирующих эмоциональных переживаний – «радость», «гнев» и «страх», проявления которых не обязательно связаны с чрезвычайными эмоциональными событиями, стимулами или ситуациями. Выявляются характерные сочетания, комбинации различных эмоциональных особенностей.

Своеобразие эмоциональных переживаний различных модальностей придает эмоциональному поведению определенный оттенок, аффективный тембр. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. В данном методе испытуемым предлагается набор слов-антонимов (умный – глупый, веселый – грустный и т.д.).

Испытуемый должен определить степень выраженности у себя этих качеств. С этой целью исследующий рисует на листе бумаги вертикальную линию определенного размера и сообщает испытуемому, что на верхнем полюсе находятся, к примеру, самые умные, а на нижнем – самые глупые. Обследуемого ребенка просят обозначить карандашом свое место на линии. Такие же вертикальные линии рисуются и для выявления самооценки по другим шкалам.

Нами использованы параметры: умный, веселый, замкнутый, заботливый, сдержанный, агрессивный, общительный, спокойный, нервный, тревожный. Содержание каждого параметра доступно разъяснялось подросткам перед процедурой самооценивания.

В заключительной беседе с испытуемым уточнялись его представления об особенностях его самооценки, имеющиеся проблемы, его собственные представления о тревоге, агрессии, общительности, веселом, грустном человеке и о ряде других характеристик. Важно было выяснить, как подросток мотивирует свой выбор, насколько критично относится к себе, к своим личностным качествам.

Тест школьной тревожности Б.Н. Филлипса. Данной методикой изучается уровень и характер тревожности учащихся, связанной со школой. Задаются вопросы о том, как ребенок чувствует себя в школе. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние, определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Анализ проводится по ряду синдромов:

  1. Общая тревожность к школе.
  2. Переживания социального стресса.
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха.
  4. Страх самовыражения.
  5. Страх ситуации проверки знаний.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
  7. Физиологическая сопротивляемость стрессу.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Фиксируются также уровни выраженности тревожности: высокий, средний, низкий уровень. Шкала самооценки ситуативной тревожности Ч. Спилбергера. Проводится анкета, выясняющая частоту возникновения состояния тревожности в связи со значимыми ситуациями.

В методике используется шкала самооценки. Ситуативная (или реактивная) тревожность измеряется по результатам оценки двадцати суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 – отсутствие тревожности).

Выделяются три уровня выраженности ситуативной тревожности:

  • низкий,
  • средний,
  • высокий.

Шкала самооценки уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера. Личностная шкала самооценки включает 20 вопросов. Ею измеряется тревожность как свойство личности.

Суммарный показатель по шкале Ч. Спилбергера, позволяет определить уровень выраженности личностной тревожности:

  • до 30 баллов – низкий;
  • от 30 до 45 баллов – средний;
  • свыше 45 баллов – высокий.

Шкала «явной» тревожности – «CMAS» Дж. Тейлор в адаптации А.М. Прихожан. Шкала содержит 53 вопроса, 42 из которых ориентированы на выявление различных показателей тревожности и 11 – на диагностику тенденций ребенка искажать свои ответы в пользу социальной желательности.

Методика диагностирует «явную», не маскируемую, а отчетливо осознаваемую самим школьником тревожность, не обязательно им так называемую. Спецификой детской шкалы явной тревожности, в отличиe от взрослого варианта – шкалы Дж. Тейлор – является то, что все симптомы тревожности представлены в утвердительных высказываниях, т.е. школьник должен признать у себя их наличие, ответив «верно».

Методика позволяет охарактеризовать уровень тревожности: выявить учащихся, которым состояние тревожности несвойственно; учащихся с нормальным уровнем тревожности, с несколько повышенной тревожностью, с очень высокой тревожностью. Личностная шкала проявления тревоги (Т.А. Немчин). Опросник, состоящий из 50 утверждений, касающихся черт характера, провоцирующих «тревожные» состояния. Выявлялись три уровня тревожности: высокий, средний, низкий.

Шкала одиночества Д. Рассела. Выявляет уровень субъективного переживания подростком своего одиночества. Предлагался ряд утверждений, и ребенок оценивал их с точки зрения частоты их проявления. Определялась степень выраженности переживания одиночества (высокий, средний, низкий уровень).

Рисуночные пробы:

  • тест «Дом. Дерево. Человек» – «ДДЧ» (Дж. Бака);
  • «Кинетический рисунок семьи» (Т. Хоментаускас-Беляускайтэ). Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Баком в 1948 году. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому подростку предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану (схеме). Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

Методика «ДДЧ» – свободный рисунок дома, дерева и человека – предназначена для того, чтобы помочь собрать информацию о личности школьника, об уровне его развития, сензитивности, гибкости, работоспособности и интеграции, а также о сфере его взаимоотношений с окружающей средой в целом и конкретными людьми в частности.

Методика имеет две фазы: 1 фаза (в качестве основного средства выражения выступает рисунок) является невербальной, творческой, неструктурированной. 2 фаза – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. На этом этапе испытуемый описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты и то, что их окружает, а также объясняет вызванные рисунком ассоциации.

Необходимо учесть, что показателями тревожности подростков будут являться следующие:

  • низкая успеваемость (обобщенный показатель учебной деятельности по различным предметам (в течение года);
  • сниженная эффективность ответа (неправильное изложение материала учащимся – регистрируется количество негативных ответов в течение урока);
  • выбор легких задач (отказ от трудных задач и задач средней степени трудности в условиях альтернативного выбора задач);
  • сниженная активность во время опроса (редко поднимает руку на уроке);
  • длительное время выполнения задания (показатель, говорящий о значительном времени, затрачиваемом младшим подростком на выполнение задания);
  • опоздания (показатель, свидетельствующий о несобранности учащегося – отмечаются частые опоздания на уроки);
  • недоверие к новым людям (проявление беспокойства, недоверия к новым людям, ситуациям общения с ним (экспертная оценка);
  • тревожность по отношению к взрослым (беспокойство и неуверенность подростка в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его, оправдывает ли он их надежды, отвечает ли их ожиданиям; негативный эмоциональный оттенок общего фона, общения тревожного подростка со взрослым (экспертная оценка);
  • тревожность по отношению к детям (напряженное ожидание неблагоприятного развития событий в межличностном общении с другими детьми, беспокойство ребенка за принятие себя другими детьми (экспертная оценка);
  • эмоциональное напряжение в общении (интенсивность проявления экспрессивных реакций отрицательной модальности в межличностном общении: угрюмость, молчаливость и т.д. (экспертная оценка);
  • депрессия (аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, общей пассивностью поведения: тяжелые переживания, подавленность активности, соответствующие мимические проявления тоски, отчаяния, слезливости (экспертная оценка);
  • плохое настроение (психическое состояние, проявляющееся в слезливости, подавленности, уединении от общения, снижении общей активности (наблюдение);
  • узкость сферы жизнедеятельности (ограниченность в общении ребенка с людьми, вызванные его слабой включенностью в различные виды внеучебной деятельности и общения: хобби, игры, кружковая работа (наблюдение);
  • конфликты (включая проявления столкновений, ссор, споров среди подростков, вызванные противоположно направленными целями, интересами, мнениями (наблюдение);
  • агрессивное поведение подростка (направлено на нанесение сверстникам физического или психологического вреда, ущерба: драки, толкания друг друга, царапанье, щипки (наблюдение);
  • низкий социометрический статус (показатель непринятия группой сверстников – исследование проводится с учетом нравственно-делового критерия);
  • смена настроения (смена психического состояния умеренной или слабой интенсивности в течение дня, с тенденцией к преобладанию отрицательного эмоционального фона);
  • мимика (мимическая реакция напряженности подростка);
  • тремор (состояние психомоторики ребенка, проявляющееся в дрожании рук);
  • суетливость (перекладывание предметов с места на место, частое бесцельное передвижение по комнате и т.п.);
  • страх (поведенческие проявления эмоций, возникающих в ситуациях угрозы, направленные на избегание действительной или воображаемой опасности);
  • пульс (нарастание частоты сердечных сокращений в стрессогенной ситуации (перед контрольными работами);
  • невротические симптомы (это ряд фрагментов неадекватного, слабо осознаваемого поведения, фиксируемые экспертами с помощью наблюдения школьник заикается, запинается, часто моргает, сосет палец, у него наблюдаются разнообразные тики);
  • грызет ногти (одно из ярких проявлений невротизации (наблюдение);
  • выбор сложной задачи (на уроке учащийся выбирает задачу максимальной степени сложности);
  • задачи средней степени сложности (на уроке обучающийся выбирает задачу средней степени сложности);
  • игра (фиксируется количество контактов игровой деятельности);
  • контакты (количество взаимодействий со сверстниками (на переменах, уроках и т.д.);
  • положительный социометрический статус (как взаимные симпатии между членами группы (лидеры, звезды);
  • положительное настроение (как проявление положительных эмоций в течение дня);
  • отвлекаемость (количество отвлечений от деятельности (написание работы) в течение урока;
  • хобби (интересы ребенка вне учебной деятельности);
  • пантомимика (проявление двигательных реакций: размахивает руками, толкается и т.д.);
  • пульс (измерение пульса в нормальной (спокойной) ситуации.

«Кинетический рисунок семьи». Справка о методике «Рисунок семьи», особенности его диагностической процедуры и порядок интерпретации весьма подробно освещены в работах Т. Хоментаускаса и др., поэтому в описании данной методики мы ограничимся краткими предварительными сведениями.

На основании особенностей изображения можно определить своеобразие состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, тревожности, скованности, тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления, сильно выражены отрицательные эмоции.

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. На основе выполненного изображения, ответов на вопросы оценивались особенности восприятия и переживания ребенком отношений в семье, степень развития изобразительной культуры, особенности состояния ребенка во время рисования, степень напряженности, скованности, утомления, хорошее расположение духа, раскованность.

Метод лабораторного эксперимента. «Мотивационно-результативная методика» (МР-1) О.В. Дашкевича.

Как уже было указано выше, методика позволяет выявить обусловленные особенностями личности устойчивые особенности психической регуляции деятельности:

  • содержание доминирующей мотивации (деловое просоциальное или лично-престижное) и выраженность психодинамических мотивационных тенденций (достижения успеха или избегания неудач);
  • особенности самооценки и притязаний (адекватность – неадекватность и уровень выраженности);
  • отдельные эмоционально-волевые свойства, связанные с принятием решений (уверенность – неуверенность в успехе, решительность – нерешительность, настойчивость – ненастойчивость);
  • особенности психомоторных функций (реактивность, способность к мобилизации);
  • удовлетворенность – неудовлетворенность уровнем достижений;
  • состояние функции памяти в процессе психорегуляции и ряд других параметров.

Методика организована как управляемый лабораторный эксперимент, в котором моделируется деятельность, включающая совокупность двигательных действий, направленных на реализацию этапных и перспективных целей. Деятельность мотивируется рядом стимулов, способных актуализировать как просоциальные деловые, так и лично-престижные мотивы, тесно связанные с самоактуализацией личности.

Целеполагание и принятие решений к действию осуществляются в условиях свободного выбора трудности двигательных задач. Оценка трудности задач и результатов их решение производится с учетом социальных норм трудности и достижений. Испытуемый имеет возможность осуществлять попытки на задачах разной трудности, добиваясь достижения сформулированной им самим целевой перспективы.

Прием преднамеренной оценки результатов позволяет привести всех испытуемых через три ситуации:

  • «успеха»,
  • «неудачи»,
  • «успеха после неудачи».

По ходу выполняемых ими действий фиксируются: цели, уверенность в успехе, действительные результаты действий (в форме временных характеристик психомоторной активности), удовлетворенность достижениями, память на результаты выполненных действий, ряд других параметров. Общий уровень достижений преднамеренно регулируется таким образом, чтобы не создавать у испытуемых ущерба для самооценки и отношения к себе.

В нашем исследовании объективно-психологических проявлений тревожности особое внимание уделялось фактам нерешительности, неуверенности, неудовлетворенности, ошибкам памяти, возникающим в ситуациях оценки, проявлениям сниженной психомоторной активности, которые отчетливо фиксируются в процессе лабораторного эксперимента.

Все его данные были включены в комплекс объективно-психологических параметров тревожности. Математические методы обработки. В работе использовался интеркорреляционный и факторный анализ по методу математика Л.К. Выханду.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)