Анализ результатов опытно‐экспериментальной работы

Эффективность применения средств формирования адекватной тревожности была проверена путем фиксации показателей, наиболее значимых для психодиагностики тревожной личности. По целому ряду этих характеристик были получены достоверно положительные сдвиги.

К ним относятся: снижение ситуативной тревожности (методика Спилбергера, Прихожан, Филлипса), снижение эмоциональной напряженности «-Q4», повышение волевого самоконтроля «+Q3», ответственности, эмоциональной устойчивости «+С), теплоты «+А», социальной смелости «+Н».

Проведенное нами исследование позволило получить следующие результаты:

  1. «Тревожность» является целостной характеристикой личности подростков, объединяющей совокупность психодинамических свойств эмоционально-волевой и коммуникативной природы. Нравственная и интеллектуальная сферы личности существенно влияют на тревожность. В свою очередь, их развитие осуществляется под ее влиянием. Развитые нравственные качества и умственные способности ослабляют неблагоприятные проявления неадекватной тревожности, последняя же затрудняет развитие нравственной сферы личности. В младшем подростковом возрасте интегрант выраженной личности тревожности характеризует значительную группу обучающихся – 52%.
  2. Интеграция свойств личности в «тревожный тип» личности происходит под влиянием ряда интегрирующих факторов: выраженного рассогласования психодинамических мотивационных тенденций «избегания неудач» и «достижения успеха» (усиления первой и ослабления последней); неадекватно заниженной самооценки и самоотношения; ряда психогенетических предпосылок типа повышенной «чувствительности», акцентуированной выраженности эмоций отрицательной модальности («страх», «гнев») и пониженной представленности эмоций положительной модальности («радость», «теплота»).
  3. Объективно-психологические проявления личности тревожности представлены целостным структурным образованием, включающим следующие компоненты: «неуверенность, нерешительность, невротизация», «малообщительность», «конфликтность и психомоторная напряженность», «снижение продуктивности учебной деятельности». Каждый из названных компонентов, в свою очередь, включает ряд специфических для него показателей, доступных для наблюдения и количественной оценки.
  4. Тревожный тип личности характеризуется своеобразным личностным механизмом психической регуляции деятельности и общения, имеющим следующую структуру, включающую пять взаимосвязанных компонентов (блоков): интегративные характеристики личностной тревожности; заниженная самооценка; свойства, вызывающие неадекватность эмоционально-волевой регуляции деятельности; свойства, вызывающие неадекватность эмоционально-волевой регуляции общения.
  5. Наибольшую психодиагностическую ценность для выявления «тревожного типа» личности имеют следующие показатели: +тревожность, диагностируемая методикой «рисунок семьи» (Хоментаускас); +Q4 эмоциональная напряженность; -А «холодность», «-Н» социальная робость, +О «тревожность», «+I» чувствительность, -С «эмоциональная неустойчивость» , «+Д» беспокойство (опросник Кэтелла); «+» общий показатель тревожности (анкета Филлипса); «+личностная тревожность» (анкета Спилбергера); +самооценка, +несдержанность, +«тревожности», «заниженный уровень притязаний» (-«идеал») (методика Дембо-Рубинштейн);
    : эмоции модальности -/+ страх, -/+ гнев, -радость (анкета Рабинович).
  6. Эмоционально-волевая регуляция «тревожного поведения» характеризуется низкой, нестабильной и неадекватной уверенностью, нерешительностью целеполагания, низкой перспективной целью, ригидностью целевых установок цели. Психомоторная реактивность тревожного подростка снижена. Память функционирует недостаточно эффективно-полезная информация, получаемая в процессе деятельности, частично забывается. Это является одной из причин снижения успеваемости в школе. Уровень удовлетворенности достигнутыми результатами значительно снежен, что свидетельствует о фрустрации «потребности в достижении», низком уровне выраженности этой мотивационной тенденции.
  7. В коррекционной работе с тревожными подростками не следует ограничиваться отдельными узконаправленными приемами. Коррекция должна иметь фронтальный характер, учитывающий интегративную природу личностной тревожности.

Таким образом, в коррекционной работе с тревожными подростками не следует ограничиваться отдельными узконаправленными приемами. Коррекция должна иметь фронтальный характер, учитывающий интегративную природу личностной тревожности. Прежде всего, должны быть широко использованы средства нравственного воспитания, формирования социальных мотивов просоциального делового содержания.

Следует развивать познавательные учебные интересы тревожных подростков, создавая на этой основе отдаленные целевые перспективы. Этому должно способствовать вовлечение в активные творческие формы учебного труда, содержательная оценка его результатов, требовательность к его организационным аспектам.

Важно осуществлять меры корректировки дисбаланса психодинамических мотивационных тенденций «достижения успеха» и «избегания неудачи» в сторону усиления первой и ослабления последней.

Необходимо уделять пристальное внимание целевым установкам подростков в учебной работе и во внеучебных делах содействовать повышению уверенности, решительности, инициативности, разумного риска, удовлетворенности достигнутыми результатами. Коррекция неадекватно заниженной самооценки также является необходимым условием успешности работы в этом направлении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)