Методическое обеспечение психологической диагностики тревожных подростков

Изучение тревожной личности школьника подросткового возраста необходимо начинать с формулировки основной цели и составления на ее основе схемы (плана) исследования. Цель может охватывать как полное изучение психологических качеств учащегося (комплексное исследование), так и выяснение отдельных сторон его развития.

Схема исследования указывает порядок изучения свойств личности и методы, обеспечивающие выявление этих свойств. Она учитывает также и временные параметры проведения исследований, исходя из общего времени, запланированного для изучения.

В практическом плане целесообразно в качестве первого звена схемы исследования использовать предварительное (поисковое) наблюдение. Это ориентировочный этап, который дает возможность:

  • определения и дальнейшего выбора направлений и методов исследования;
  • первичной интуитивно-целостной оценки личности учащегося в целом и по каждой системе индивидуально-психологических свойств – природно-обусловленной, социально-обусловленной и личностной.

Второй этап – феноменологический – связан с использованием методов, обеспечивающих получение наиболее широкого спектра психологических данных (биографического, метода беседы, изучения продуктов деятельности, целенаправленного наблюдения). Задачи этого этапа также подчиняются общей методической схеме исследования каждой системы свойств индивида (природной, социальной и личностной). Соответственно этой схеме результаты, полученные при использовании того или иного метода, классифицируются и сопоставляются с первичной оценкой ориентировочного этапа исследования.

Третий этап – основной (диагностический) – использование диагностических методов тестирования, позволяющих получить конкретные психологические данные о всех системах изучаемых свойств.

На этом этапе, в силу определенной ограниченности методик тестирования, круг изучаемых качеств личности учащегося сужается и конкретизируется:

  • природные особенности могут быть представлены посредством диагностики свойств темперамента и особенностями умственных процессов;
  • социальные свойства – диагностикой особенностей характера, общения и коммуникации, развития познавательной сферы, интересов и профессиональных склонностей;
  • личностные качества – определением мотивационных тенденций, ценностных ориентаций, волевых качеств, самооценки, творческих устремлений.

Четвертый этап – уточняющий – применение проективного метода и метода эксперимента для дополнения и коррекции данных, полученных в ходе предыдущих этапов исследования. Предварительные оценки и результаты исследования на каждом этапе выносятся в таблицу. По результатам сопоставления данных, полученных на всех этапах изучения личности учащегося, составляется его психолого-педагогическая характеристика.

Интересно
Взаимодействие специалистов образования с психологом. Комплексное изучение личности тревожного школьника является непростой задачей, требующей от педагога, воспитателя или начинающего практического психолога образования достаточно высокого уровня психологических знаний, общей образованности, практического опыта исследования и работы с детьми.

Кроме того, сам процесс сопоставления психологических данных, их обобщения и оценки в соответствии с теоретической моделью требует большой интеллектуальной работы. Особенно трудоемким является этап сбора данных на первом этапе исследования, когда круг этих данных достаточно широк и разнообразен.

Поэтому существенную помощь в изучении личности школьника может оказать взаимодействие педагогов, учителей, воспитателей, организаторов внеклассой работы и административных работников с психологом.

Можно обозначить следующие пути такого взаимодействия:

  • совместная организация экспериментальной ситуации или ситуации наблюдения;
  • получение информации биографического характера и данных успеваемости;
  • получение информации о поведении учащегося в различных ситуациях внешкольного общения;
  • посещение школьных и внеклассных мероприятий;
  • получение информации о психологических особенностях классного коллектива;
  • обращение к психологу в трудных случаях;
  • психологическое просвещение.

В случае необходимости возможно посещение мероприятий по психологическому консультированию и коррекции. Сбор информации об учащемся от классных руководителей и воспитателей осуществляется с помощью анкетирования или беседы с ними.

Для получения наиболее полной информации в качестве основы анкеты (беседы) можно использовать разработанную Д.Р. Кадырбаевой и И.Л. Энгельсом схему «Психолого-педагогической карты учащегося», опирающуюся на метод экспертных оценок.

Методическое обеспечение психологической диагностики тревожных подростков

Методическое обеспечение психологической диагностики тревожных подростков

Методическое обеспечение психологической диагностики тревожных подростков

Индивидуально-психологические особенности представлены в анкете в виде биполярных шкал, имеющих шесть градаций. Полюса шкал представляют собой крайние степени выраженности каждой из этих особенностей. Для облегчения работы педагога в названиях шкал в минимальной степени использованы специальные психологические термины.

Заполняя карту, учитель должен отметить на шкале степень выраженности у учащегося того или иного качества. Чем ближе к полюсу, тем сильнее проявляется у него рассматриваемое свойство. Например, оценка по шкале «сильный ученик – слабый ученик» будут иметь следующие качественные градации:

Методическое обеспечение психологической диагностики тревожных подростков

Анализ оценок, выставленных педагогом по шкалам, позволяет также определить его отношение к ученику и выявить наиболее конфликтные зоны общения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)