Изучение природно‐обусловленных свойств тревожности подростков

Основной этап исследования индивидуально-психологических особенностей учащегося требует применения определенного набора психодиагностических методик. В условиях школьного обучения на данном этапе чаще всего используются методики тестирования. Они позволяют конкретизировать данные, полученные путем наблюдения, беседы и др.

Определение особенностей и типа темперамента. Темперамент – это обобщенная характеристика устойчивых свойств индивида, определяющих динамику и особенности протекания его психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент во многом определяется врожденными свойствами нервной системы человека, но также – генетически заданными особенностями и других биологических процессов организма.

Свойства нервной системы, лежащие в основе темпераментных различий, впервые были выделены И.П. Павловым, а именно:

  • сила процессов возбуждения и торможения, характеризующих работу нервных клеток;
  • уравновешенность нервных процессов (степень баланса между ними);
  • подвижность нервных процессов (скорость смены возбуждения и торможения).

Различные комбинации свойств нервной системы образуют ее тип, который и формирует определенный тип темперамента.

Так, И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы:

  • I тип – сильный, уравновешенный, подвижный;
  • II тип – сильный, уравновешенный, инертный;
  • I тип – сильный, неуравновешенный (преобладание процессов возбуждения);
  • II тип – слабый.

Они лежат в основе широко известных типов темперамента, выделенных Гиппократом – Галеном: сангвинистического, флегматического, холерического и меланхолического. Н.И. Красногорский также выделяет четыре основных типа нервной системы, но в качестве критерия разделения он использует уравновешенность возбуждения на корковом и подкорковом уровнях.

Так, например, I и II типы нервной системы по И.П. Павлову, кроме основных свойств, характеризуются также параметром «оптимально возбудимый», обеспечивающий гармоничное согласование работы корковых и подкорковых областей, устойчивость и скорость образования условных рефлексов (сангвиник и флегматик);

III тип – параметром «повышено возбудимый», безудержный, с преобладанием возбуждения в подкорковых отделах, которое не всегда достаточно регулируется корой, в результате чего условные связи неустойчивы и образуются медленнее, чем у предыдущих типов (холерик);

IV тип – параметром «понижено возбудимый», анергетический, с пониженной функцией коры и слабой деятельностью подкорковых центров, что выражается в слабости безусловных и условных рефлексов, медленном образовании условных реакций (меланхолик).

Приведем наиболее общую психологическую характеристику всех четырех типов темперамента:

  1. Холерик – это человек большой жизненной энергии, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан, склонен к резким сменам настроения и бурным эмоциональным вспышкам аффективности. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, со всей страстностью, увлеченно, но он расточительно расходует свою энергию, сил ему хватает ненадолго: они быстро истощаются, и он начинает «хныкать». Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа. Говорит громко и эмоционально.
  2. Сангвиник – это человек живой, подвижный, общительный, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Он быстро отзывается на окружающие события, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности, легко сходится с новыми людьми. У него широкий круг знакомств, хотя от и не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел. В работе он дисциплинирован, находчив, способен быстро сосредоточиться, легко включиться в новый вид деятельности. Его отличают выразительность мимики и движений, высокий темп речи, по незначительному поводу он может громко хохотать или сильно сердиться.
  3. Флегматик – медлительный и невозмутимый человек. Он не склонен к перемене своего окружения, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Всегда спокоен, упорен и прилежен, способен к длительному труду. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Он энергичен и работоспособен, но ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке. Обычно у него бедная мимика, речь несколько замедлена. Его трудно рассмешить или опечалить; на неприятности реагирует спокойно.
  4. Меланхолик – легко ранимый, глубоко переживающий даже незначительные события человек. Он плохо сопротивляется воздействию внешних стимулов, часто пассивен и заторможен. Это болезненно чувствительный человек, которому свойственны астенические переживания, повышенная впечатлительность. У него легко возникают подавленность, потеря уверенности в себе, низкая самооценка. Он неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Речь тихая, медлительная и несколько растянутая.

Современные исследования показали, что типов нервной системы, как и свойств, их образующих, гораздо больше. Так, например, Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным были выделены и описаны другие свойства нервных процессов, влияющих на темпераментные различия – лабильность и динамичность. Сочетания этих и других свойств нервной системы позволило им охарактеризовать девять наиболее значимых свойств темперамента.

Интересно
Известный польский ученый Ян Стреляу исследовал темпераментные различия со стороны интегративных свойств активности и реактивности и разработал специальные процедуры наблюдения реактивного и активного поведения испытуемых. Он характеризует сангвиника как человека с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены.

Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. У него высокий порог чувствительности. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Как правило, он слабо откликается на внешние впечатления, трудно сходится с новыми людьми.

Холерик отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив.

Меланхолик характеризуется высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Обычно он не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки.

Для определения типа темперамента школьника чаще всего используются методики, основанные на наблюдениях. В них применяется метод экспертной оценки того или иного проявления психологической активности учащегося, которое определяет его темпераментные свойства. Эта оценка может быть качественной (выбор характерного для данного испытуемого проявления активности) или количественной (оценка в баллах).

Методика качественной оценки темпераментных особенностей поведения учащегося. Эта методика является наиболее простой и доступной для школьного учителя или воспитателя. Она основана на качественной оценке педагогом различных сторон поведения учащегося, производимой по результатам наблюдения в естественных условиях.

Педагогу необходимо из четырех возможных способов поведения выбрать один, наиболее характерный для данного учащегося:

1. Как ведет себя учащийся в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • легко включается в работу;
  • действует со страстью;
  • действует спокойно, без лишних слов;
  • действует неуверенно, робко.

2. Как реагирует учащийся на замечания учителя:

  • говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • возмущается, что ему делают замечание;
  • выслушивает и реагирует спокойно;
  • молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
  • быстро, со страстью, но других не слушает;
  • медленно, спокойно, но уверенно;
  • с большим вниманием и сомнением.

4. Как ведет себя ученик в ситуациях, когда надо сдавать контрольную работу, а он ее еще не закончил, или контрольная сделана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
  • торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибки;
  • решает спокойно, пока учитель не подойдет к нему и не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
  • сдает работу без разговора, не выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • бросает, потом опять продолжает решать;
  • решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • спокойно;
  • проявляет растерянность, неуверенность.

6. Как ведет себя ученик в ситуации, когда он спешит помой, а учитель или актив класса предлагают ему остаться в школе после уроков для выполнения определенного задания:

  • быстро соглашается;
  • возмущается;
  • остается, не говоря ни слова;
  • проявляет растерянность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого богатых сведений не получает, но решение принимает быстро;
  • спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решением не спешит;
  • робко знакомятся с обстановкой, решение принимает неуверенно. Результаты выбора заносятся в таблицу.

Изучение природно‐обусловленных свойств тревожности подростков

Подсчет числа вариантов каждого типа позволяет определить их процентное соотношение. Если обнаруживается, что в большинстве случаев реакции учащегося типа «а», то можно говорить о преобладании у него сангвинического темперамента, типа «б» – холерического, типа «в» – флегматического и типа «г» – меланхолического.

Шкала оценок реактивности Я. Стреляу. Методика позволяет получить ориентировочный результат об уровне реактивности по экспертным оценкам его поведения в школе. Под реактивностью понимается характерный и постоянный для индивида уровень интенсивности реакций, непосредственно вызываемых действующими стимулами.

Реактивность индивида тем сильнее, чем слабее раздражитель, вызвавший реакцию. Высокореактивные индивиды являются сильно возбудимыми, и, если это сочетается со слабой активностью, обладают низкой работоспособностью или выносливостью.

Активность индивида часто непосредственно не связана с какойлибо стимульной ситуацией. Она представляет собой индивидуальное свойство, отличающее данного человека высокой интенсивностью, продолжительностью, частотой выполнения действий или деятельности любого рода.

Инструкция: определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных наблюдаемых форм и способов поведения.

Тестируемое свойство сформулировано в виде вопроса и приведено в первом столбце таблицы. Ответ «нет» на такой вопрос соответствует оценке 1 балл (наименьшая интенсивность данного свойства или полное отсутствие). Во втором столбце приведена формулировка умеренной выраженности данного свойства, градации которого требуется отметить цифрами 2, 3, или 4. Третий столбец – самая высокая выраженность тестируемого свойства, оцениваемая цифрой 5.

Выбранные по каждому свойству цифры отмечаются и затем суммируются (таблица 2).

Изучение природно‐обусловленных свойств тревожности подростков

Изучение природно‐обусловленных свойств тревожности подростков

Учащийся может получить максимально 50 баллов, минимально – 10. Уровень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает испытуемый. От 10 до 19 баллов – уровень реактивности высокий; от 20 до 29 – средне-высокий; от 30 до 39 – средне-низкий; от 40 до 50 – низкий.

В конце 1980-х гг. отечественный психофизиолог В.М. Русалов выделил два аспекта темперамента: предметный и коммуникативный. Основываясь на теории функциональной системы П.К. Анохина, он предложил рассматривать четыре свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза, легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим он выделяет четыре биологически и генетически обусловленных компонента темперамента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). При этом каждый из этих компонентов имеет два аспекта – предметный (характеризующий предметную деятельность) и социальный (характеризующий сферу общения и речи).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)