Изучение социально‐обусловленных свойств тревожности подростков

Рассмотрим применение методических средств для изучения характера подростков, особенности их общения, интересов и профессиональных склонностей, а также для оценки его общих интеллектуальных возможностей.

Особенности характера. Формирование черт характера происходит во взаимосвязи с его темпераментными особенностями. Темперамент и характер выполняют взаимодополняющие функции в развитии человека: первый обеспечивает статику системы индивидуально-психологических свойств, задавая определенные рамки для их развития и выполняя функцию приспособления к жизненным ситуациям; второй – ее динамику, выполняя функцию конструктивного изменения ситуаций.

Взаимоотношения темперамента и свойств характера наиболее наглядно проявляются в методике Г. Айзенка, основанной на представлениях К. Юнга об экстраверсии и интроверсии как базовых характеристиках, образующих два психологических типа характеров: экстраверты и интроверты.

Экстраверсия – свойство, проявляющееся в общительности, активности, оптимизме, склонности к лидерству и беззаботности, импульсивность, открытость для других; способствует хорошей адаптации к социальному окружению.

Интроверсия – замкнутость, пессимистичность, пассивность, закрытость для других, узкий круг общения; индивидуализм, собственная система оценок сильнее внешних суждений. Кроме этих основных параметров Г. Айзенк выделяет еще два, не зависимых от первых: нейротизм и эмоциональная стабильность.

Нейротизм (эмоциональная неустойчивость) – выражает склонность к быстрой смене настроения (лабильность), чувству виновности и беспокойству, озабоченности, депрессивным реакциям, рассеянности внимания, что и порождает неустойчивость в стрессовых ситуациях. Ему чаще соответствуют: эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе.

Эмоциональная стабильность (устойчивость) – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Определяется безмятежностью, отсутствием большой напряженности и беспокойства, контролем своих чувств.

В концепции К. Леонгарда представлено описание десяти основных черт характера, которые образуют соответственно десять психологических типов. В случае чрезмерной выраженности эти основные черты становятся акцентуациями. Акцентуированный характер не следует рассматривать как патологический, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая всю систему индивидуально-психологических свойств личности.

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуаций разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимный, дистимный, тревожный, циклотимный, экзальтированный, эмотивный):

  1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; повидимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
  2. Педантичный тип. Выделяется чрезмерным формализмом, скрупулезностью, любовью к порядку. Для него характерны нерешительность, робость, жесткое следование плану, раздражительность. В общении люди этого типа привлекают к себе ровным настроением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью.
  3. Застревающий тип. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность), инертность в мышлении и моторике. Для них характерны стремление добиваться высоких показателей в любом деле, предъявлять повышенные требования к себе, самонадеянность, заносчивость, честолюбие, негибкость, жесткость установок и взглядов.
  4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость (особенно в сфере влечений), инстинктивность, грубость, власть физиологических влечений, гневливость, склонность к трениям и переменам мест работы, неуживчивость, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность, иногда жестокость, тяжеловесность поступков, угрюмость, склонность к хамству и нецензурной брани.
  5. Гипертимный тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной, самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
  6. Дистимный тип. Характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Люди этого типа замкнуты, подавлены, озабоченны, медлительны и неповоротливы. Они – домоседы, имеют заниженную самооценку, склонны подчиняться. Привлекательными чертами являются серьезность, добросовестность, обостренное чувство справедливости.
  7. Тревожный тип. Этому типу свойственны неуверенность в себе, боязливость, робость, пугливость, покорность, постоянные сомнения, долгое переживание неудач. Однако они очень дружелюбны, самокритичны, исполнительны.
  8. Циклотимный тип. Люди этого типа характеризуются частыми периодическими сменами настроения. Радостные события вызывают у них жажду деятельности, повышенную говорливость, скачки идей; печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления. Для них характерны цикличность настроения, его изменчивость в зависимости от внешних условий.
  9. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа – способность восторгаться, восхищаться, а также – улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
  10. Эмотивный тип. Для этого типа характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта – гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где комулибо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

Ниже приводятся две методики для определения особенностей характера у школьников: опросник Г. Айзенка и опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Они применяются по принципу их взаимодополняемости: неясные или слишком приблизительные характеристики, получающиеся после применения первой методики, уточняются с помощью второй.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)