Программа психолого‐педагогической профилактики и преодоления тревожности у подростков

Кратко опишем психические новообразования, которые предполагалось сформировать у младших школьников с неадекватно высокой тревожностью и средства их формирования.

1. Деловая направленность личности. А. Мотивация достижения успеха в совместной деятельности. Содержание формируемого новообразования: преобладание у подростков мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности.

Ориентация на цели достижения успеха, ослабление мотивов избегания неудач. Повышение уровня притязаний на социальные значимые результаты, средства и критерии их оценок. Способность ребенка подчиняться требованиям совместной деятельности. Уверенное принятие трудных задач.

Средства, применяемые психологом и социальным педагогом:

  • проведение школьным психологом факультатива по психологии: «Боюсь отвечать у доски», «Нет ничего невозможного», «Вы – единственный, на кого вы можете положиться», «Ради чего учиться школьник», «Что значит думать лучше»;
  • проведение тренинга мотивации достижения (постановка целей, актуализация стремления к успеху в учебной деятельности);
  • формирование целевых установок на достижение успеха, поддержка стремления к успеху, самоанализу, выработке оптимальной тактики целеобразования в конкретных видах поведения, межличностной поддержки;
  • работа по созданию школьниками рассказов с ярко выраженной темой достижения. При этом средствами, которые применяет психолог, являются: актуализация мотивов достижения; анализ своего поведения; обучение способам поведения, усвоения опыта мышления и эмоционального реагирования, отвечающего данному мотиву; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех деятельности; изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также жизни сверстников, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.
  • психотехнические игры: «Стыковка», «Пересказ по кругу», «Запрещенные вопросы», «Фехтование» и другие, направленные на выработку навыков совместной деятельности.

Средства, рекомендуемые к применению учителем:

  1. Использование безотметочной системы обучения. Нивелирование негативных отметок. Использование дифференцированных содержательных оценок, в которых были бы оценки за усилие, старание, прилежание, наряду с оценками за качество результата ответа, продукта деятельности, который бы отчётливо осознавался школьником. Акцентирование внимания школьников на их успехах. Накопление потенциала достижений.
  2. Выбор педагогом стиля руководства. Предпочтение устойчивоположительного стиля отношений с тревожными обучающимися. Профилактика возникновения у подростков в процессе педагогического общения чувства незащищенности, неполноценности. Стимулирование «открытости», раскрепощенности.
  3. Организация учебной и трудовой деятельности подростков с учетом условий, стимулирующих активность и взаимодействие обучающихся. Помощь тревожным подросткам в постановке реалистических целей, в выборе адекватных средств их достижения, в понимании того, действительно ли поведение приближает подростка к цели, обладают ли его действия желаемыми последствиями.
  4. Преодоление стереотипизации оценки. Преодоление тенденции распространять оценку на личность подростка в целом. Когда общение осуществляется через призму этого стереотипа, у подростка возникает неуверенность в себе, эмоциональная напряжённость, снижается самооценка, укрепляется и усиливается мотивация избегания неуспеха.

Средства, применяемые родителями:

  • постановка и реализация групповых задач в семье;
  • контроль со стороны родителей;
  • доверительные, открытые отношения в семье.

Контроль: фиксация уровня развития личностных показателей:

  • «G» – ответственность,
  • «H» – социальная смелость,
  • «Q3» – волевой самоконтроль (Кетелл).

Б. Мотивация учения.

Содержание формируемого новообразования:

  • положительное отношение к учебной работе (наличие широкого спектра целей; обоснованный их выбор в соответствии с объективными требованиями и со своими возможностями; постановка самостоятельных учебных целей; умение ставить учебную задачу, предвидеть результат и отбирать способы его достижения);
  • общий смысл программы формирования мотивации заключается в том, что психолог и учитель переводит тревожных подростков с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к положительному, действенному и осознанному отношению к учению.

Средства, применяемые психологом и учителем:

  • создание отношений сотрудничества учителя и школьника, психолога и ребенка. Помощь учителя в форме советов, наталкивающих на правильное решение, в привлечении учащихся к оценочной деятельности. Сопоставление успехов ученика с его прежними результатами;
  • оценка индивидуальных вариантов становления целеполагания у конкретного ученика с учетом знания того, как влияет на постановку и реализацию обязательных и необязательных целей их желательность и привлекательность для ученика, как выражается у ребенка стойкая неуверенность в своих силах в случае длительного неуспеха, что больше мобилизует данного ученика: похвала или переживание неудачи, как зависит целеполагание ученика от характера оценки его взрослым; чем вызвано неподчинение ученика: непослушанием или несформированностью волевых усилий школьника;
  • выполнение трудных задач в условиях дефицита времени.

Контроль: объективно-психологический анализ учебной деятельности и её результатов.

2. Развитие коммуникативных умений.

Содержание формируемого параметра:

  • активный стиль общения подростков, способность эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • владение индивидуальными приемами межличностного взаимодействия для повышения эффективности общения;
  • умение преодолевать конфликты, задерживать агрессивные импульсы.

Средства формирования.

Средства, применяемые психологом и социальным педагогом:

  • психолого-педагогическое просвещение, раскрывающее темы: «Я общаюсь», «Видеть человека в другом», «Способы разрешения конфликтов», «Я вас слушаю», тренинг «Компетентность в сфере общения», «В мире с тобой», «Приручи свой гнев»;
  • проведение психотехнических игр «Список качеств важных для общения», «Слепец и поводырь», «Ветер дует на…», «Зеркала». Использование невербальных средств коммуникации, игр, облегчающих вступление в контакт;
  • работа с мимикой и жестами (тренировка психомоторных реакций). Мобилизация реакции эмоционально настроя тревожного школьника. Формирование навыков, умений общения, ведущих к повышению результативности в деятельности, его эффективности;
  • индивидуальные беседы с младшими школьниками, проявляющими агрессивные тенденции в общении со сверстниками.

Помощь в осознании ими причин и последствий агрессивного поведения. Научение распознаванию собственных агрессивных импульсов, овладение приемлемыми способами разрядки раздражительности и агрессивности.

Средства, применяемые учителями:

  • привлечение тревожных школьников к активному общению со сверстниками;
  • включение в разнообразные ситуации, требующие делового и межличностного общения;
  • расширение внеурочной сферы общения за счет участия в видах ведущей деятельности.

Контроль: измерение коммуникативным свойств личности (методика Кетелла).

3. Эмоциональная устойчивость.

Содержание формируемого параметра:

  • обучение способам отреагирования;
  • выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в напряженных ситуациях;
  • распознание стрессовых ситуаций.

Средства формирования.

Средства, применяемые психологом и социальным педагогом:

  • проведение факультативного курса с использованием тем «Тревожность», «Агрессия», «Страх»;
  • индивидуальная работа с учащимися с целью выявления ситуаций, вызывающих эмоциональную неустойчивость, беспокойство;
  • отслеживание и анализ проявлений эмоциональной неустойчивости в жизни и деятельности;
  • ведение анкет, дневников с фиксацией условий возникновения эмоциональной неустойчивости;
  • обучение младших школьников снятию внутренних «зажимов», умению расслабляться, «сбрасывать» напряжение;
  • индивидуальные и групповые упражнения в комнате «психологической разгрузки» по повышению контроля за эмоциональным состоянием;
  • использование с этой целью психотехнических упражнений типа «Фокусировка», «Пресс», «Дерево», «Темнота»;
  • проигрывание эмоциональных состояний (обида, страх, агрессия, гнев, боль, радость, улыбка, смех, удивление, застенчивость).

Контроль: измерение выраженности эмоциональных свойств личности. Фиксирование факторов: «Д» – беспокойство, «I» – чувствительность, «О» – тревожность «Q4» – эмоциональная напряженность, «С» – эмоциональная устойчивость и ряд др. (методика Р.Б. Кетелла).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)