Программа психолого‐педагогической профилактики и преодоления тревожности у подростков
Кратко опишем психические новообразования, которые предполагалось сформировать у младших школьников с неадекватно высокой тревожностью и средства их формирования.
1. Деловая направленность личности. А. Мотивация достижения успеха в совместной деятельности. Содержание формируемого новообразования: преобладание у подростков мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности.
Ориентация на цели достижения успеха, ослабление мотивов избегания неудач. Повышение уровня притязаний на социальные значимые результаты, средства и критерии их оценок. Способность ребенка подчиняться требованиям совместной деятельности. Уверенное принятие трудных задач.
Средства, применяемые психологом и социальным педагогом:
- проведение школьным психологом факультатива по психологии: «Боюсь отвечать у доски», «Нет ничего невозможного», «Вы – единственный, на кого вы можете положиться», «Ради чего учиться школьник», «Что значит думать лучше»;
- проведение тренинга мотивации достижения (постановка целей, актуализация стремления к успеху в учебной деятельности);
- формирование целевых установок на достижение успеха, поддержка стремления к успеху, самоанализу, выработке оптимальной тактики целеобразования в конкретных видах поведения, межличностной поддержки;
- работа по созданию школьниками рассказов с ярко выраженной темой достижения. При этом средствами, которые применяет психолог, являются: актуализация мотивов достижения; анализ своего поведения; обучение способам поведения, усвоения опыта мышления и эмоционального реагирования, отвечающего данному мотиву; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за успех деятельности; изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также жизни сверстников, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.
- психотехнические игры: «Стыковка», «Пересказ по кругу», «Запрещенные вопросы», «Фехтование» и другие, направленные на выработку навыков совместной деятельности.
Средства, рекомендуемые к применению учителем:
- Использование безотметочной системы обучения. Нивелирование негативных отметок. Использование дифференцированных содержательных оценок, в которых были бы оценки за усилие, старание, прилежание, наряду с оценками за качество результата ответа, продукта деятельности, который бы отчётливо осознавался школьником. Акцентирование внимания школьников на их успехах. Накопление потенциала достижений.
- Выбор педагогом стиля руководства. Предпочтение устойчивоположительного стиля отношений с тревожными обучающимися. Профилактика возникновения у подростков в процессе педагогического общения чувства незащищенности, неполноценности. Стимулирование «открытости», раскрепощенности.
- Организация учебной и трудовой деятельности подростков с учетом условий, стимулирующих активность и взаимодействие обучающихся. Помощь тревожным подросткам в постановке реалистических целей, в выборе адекватных средств их достижения, в понимании того, действительно ли поведение приближает подростка к цели, обладают ли его действия желаемыми последствиями.
- Преодоление стереотипизации оценки. Преодоление тенденции распространять оценку на личность подростка в целом. Когда общение осуществляется через призму этого стереотипа, у подростка возникает неуверенность в себе, эмоциональная напряжённость, снижается самооценка, укрепляется и усиливается мотивация избегания неуспеха.
Средства, применяемые родителями:
- постановка и реализация групповых задач в семье;
- контроль со стороны родителей;
- доверительные, открытые отношения в семье.
Контроль: фиксация уровня развития личностных показателей:
- «G» – ответственность,
- «H» – социальная смелость,
- «Q3» – волевой самоконтроль (Кетелл).
Б. Мотивация учения.
Содержание формируемого новообразования:
- положительное отношение к учебной работе (наличие широкого спектра целей; обоснованный их выбор в соответствии с объективными требованиями и со своими возможностями; постановка самостоятельных учебных целей; умение ставить учебную задачу, предвидеть результат и отбирать способы его достижения);
- общий смысл программы формирования мотивации заключается в том, что психолог и учитель переводит тревожных подростков с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к положительному, действенному и осознанному отношению к учению.
Средства, применяемые психологом и учителем:
- создание отношений сотрудничества учителя и школьника, психолога и ребенка. Помощь учителя в форме советов, наталкивающих на правильное решение, в привлечении учащихся к оценочной деятельности. Сопоставление успехов ученика с его прежними результатами;
- оценка индивидуальных вариантов становления целеполагания у конкретного ученика с учетом знания того, как влияет на постановку и реализацию обязательных и необязательных целей их желательность и привлекательность для ученика, как выражается у ребенка стойкая неуверенность в своих силах в случае длительного неуспеха, что больше мобилизует данного ученика: похвала или переживание неудачи, как зависит целеполагание ученика от характера оценки его взрослым; чем вызвано неподчинение ученика: непослушанием или несформированностью волевых усилий школьника;
- выполнение трудных задач в условиях дефицита времени.
Контроль: объективно-психологический анализ учебной деятельности и её результатов.
2. Развитие коммуникативных умений.
Содержание формируемого параметра:
- активный стиль общения подростков, способность эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- владение индивидуальными приемами межличностного взаимодействия для повышения эффективности общения;
- умение преодолевать конфликты, задерживать агрессивные импульсы.
Средства формирования.
Средства, применяемые психологом и социальным педагогом:
- психолого-педагогическое просвещение, раскрывающее темы: «Я общаюсь», «Видеть человека в другом», «Способы разрешения конфликтов», «Я вас слушаю», тренинг «Компетентность в сфере общения», «В мире с тобой», «Приручи свой гнев»;
- проведение психотехнических игр «Список качеств важных для общения», «Слепец и поводырь», «Ветер дует на…», «Зеркала». Использование невербальных средств коммуникации, игр, облегчающих вступление в контакт;
- работа с мимикой и жестами (тренировка психомоторных реакций). Мобилизация реакции эмоционально настроя тревожного школьника. Формирование навыков, умений общения, ведущих к повышению результативности в деятельности, его эффективности;
- индивидуальные беседы с младшими школьниками, проявляющими агрессивные тенденции в общении со сверстниками.
Помощь в осознании ими причин и последствий агрессивного поведения. Научение распознаванию собственных агрессивных импульсов, овладение приемлемыми способами разрядки раздражительности и агрессивности.
Средства, применяемые учителями:
- привлечение тревожных школьников к активному общению со сверстниками;
- включение в разнообразные ситуации, требующие делового и межличностного общения;
- расширение внеурочной сферы общения за счет участия в видах ведущей деятельности.
Контроль: измерение коммуникативным свойств личности (методика Кетелла).
3. Эмоциональная устойчивость.
Содержание формируемого параметра:
- обучение способам отреагирования;
- выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в напряженных ситуациях;
- распознание стрессовых ситуаций.
Средства формирования.
Средства, применяемые психологом и социальным педагогом:
- проведение факультативного курса с использованием тем «Тревожность», «Агрессия», «Страх»;
- индивидуальная работа с учащимися с целью выявления ситуаций, вызывающих эмоциональную неустойчивость, беспокойство;
- отслеживание и анализ проявлений эмоциональной неустойчивости в жизни и деятельности;
- ведение анкет, дневников с фиксацией условий возникновения эмоциональной неустойчивости;
- обучение младших школьников снятию внутренних «зажимов», умению расслабляться, «сбрасывать» напряжение;
- индивидуальные и групповые упражнения в комнате «психологической разгрузки» по повышению контроля за эмоциональным состоянием;
- использование с этой целью психотехнических упражнений типа «Фокусировка», «Пресс», «Дерево», «Темнота»;
- проигрывание эмоциональных состояний (обида, страх, агрессия, гнев, боль, радость, улыбка, смех, удивление, застенчивость).
Контроль: измерение выраженности эмоциональных свойств личности. Фиксирование факторов: «Д» – беспокойство, «I» – чувствительность, «О» – тревожность «Q4» – эмоциональная напряженность, «С» – эмоциональная устойчивость и ряд др. (методика Р.Б. Кетелла).
- Анализ структуры объективно‐психологических проявлений тревожности подростков
- Методы и организация исследования
- Изучение природно‐обусловленных свойств тревожности подростков
- Методическое обеспечение психологической диагностики тревожных подростков
- Организация формирующего эксперимента
- Анализ результатов опытно‐экспериментальной работы
- Изучение социально‐обусловленных свойств тревожности подростков
- Личность тревожного подростка как объект комплексного психологического изучения
- Возрастные особенности тревожности на подростковом этапе психического развития
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу