Технология развития коллектива когнитивистской ориентации в педагогике сознания

Большинство ученых-психологов уделяют в своих исследованиях, посвященных малым группам и, в частности, коллективу, больше внимания интеракционистскому подходу, что нашло поддержку и у исследователей в области педагогики. Действительно, в педагогике «коллектив» рассматривается именно как сфера совместной деятельности, а не как сфера, созданная для порождения новых идей, объединенная общими нормами и ценностями. Этот аспект мы и постараемся раскрыть в нашем исследовании.

В философском словаре коллектив от латинского слова «collectivus» – собранный, сложенный – собрание людей или группа.

Данное понятие сравнимо со старорусским термином «собор» и, как следствие, связано с понятием «соборность» как духовное единение людей на основе общей идеи, где личность не подавляется, но лишена эгоизма (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Вл. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Н.Ф. Федоров, П. Флоренский, А.С. Хомяков).

С.Л. Франк, рассматривая ее в качестве внутреннего, органического единства, которое «лежит в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей», обозначил признаки «соборности»:

  • органически неразрывное единство каждого отдельного человека в общем, при принятии им этого общего в каждом из них;
  • это единство образует жизненное содержание самой личности;
  • сверхвременное единство, выражающее сверхвременность, присущую сознанию и душевной жизни отдельного человека.

Весь смысл происходящего зависит от взглядов отдельных людей, идущих вместе с общим движением. Человек – существо Космическое, а потом уже Земное. Он развивается в соответствии с законом о кооперации, т.е. несет в себе элементы общего гармонического соединения с другими. Это означает, что он должен осознать свою взаимосвязь с другими людьми через освоение новых энергетических потоков, идущих из Космоса.

Весь арсенал получаемых научных данных насыщен представлениями о новых вибрациях Космоса, что непомерно усиливает контактность мира Земли и Космоса; что люди, идущие каждый по своей тропе эволюции, имеют связь друг с другом на каждом отрезке своего времени и пространства для того, чтобы усилить моменты, порождающие новые процессы, проходящие извне и внутри человека.

Каждый несет в себе любовь, сострадание, готовность прийти на помощь, но понимает это в рамках своего уровня сознания, веры, предпочтений, идущих от генетических задатков, особенностей здоровья, самости, качеств и способностей. Каждый, проживая в своем окружении людей, взаимодействует с другими сообществами, чтобы идти по пути дальнейшего самоизменения путем самореализации, духовного самосовершенствования.

Особенно свойственна такая устремленность к самоизменению в подростковом возрасте. Однако осуществить это он может в полной мере, только забыв о себе, направляя свои мысли к идее Общего Блага в контакте с другими людьми. Поэтому появляется потребность в совместном движении к общей цели, развитии общей идеи, так как самостоятельно осуществить этот путь сложно. Особенно это актуально в детские годы, когда потребность в движении к какой-то цели велика, а интеллектуальных способностей, социальных знаний, психических и физических сил недостаточно.

Таким образом, в понятие «коллектив» заложен смысл единения его членов на основе общей идеи, при имманентном принятии каждым себя частью общего. Большое внимание развитию отношений детей в коллективе уделял В.А. Сухомлинский. Он постоянно подчеркивал, что в детях надо воспитывать через взаимоотношения в коллективе одно из высочайших чувств – чувство благодарности.

Интересно
В. А. Сухомлинский считал, что воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом человеке, что вносит каждая личность в коллектив. Кроме того, он указывал, что коллектив становится воспитывающим, если у него есть одухотворенная идеей совместная деятельность. Духовная жизнь коллектива очень важна и зависит, по мнению В.А. Сухомлинского, от индивидуального духовного богатства каждого члена.

Каждый воспитанник вносит свой индивидуальный вклад в духовную жизнь коллектива. Важное значение для воспитания подрастающего поколения имеет учение А.С. Макаренко о системе перспективных линий. Коллектив всегда должен жить ожиданием завтрашней радости. Если коллектив достиг определенной цели, а новых устремлений на будущее нет, то такой коллектив останавливается в своем развитии. Это позволило нам разработать понятие коллектива в соответствии с когнитивистской ориентацией в исследовании коллектива.

Коллектив – это единение индивидов на основе общих целей, ценностей, норм в целях создания совокупного когнитивного продукта в процессе совместной деятельности.

Исследование коллектива, где доминантой является когнитивистская ориентация, т.е. при принятии совместной деятельности как обязательной составляющей развития коллектива (в основе лежит или общая деятельность, или простое взаимодействие), но при этом ведущим смыслом, существенным для группы, являются элементы групповой когнитивной структуры – идеи и ценности, необходимо начать с определения типа группа, в которых протекают познавательные процессы.

Такие коллективы относятся к референтным группам. Референтная группа выделяется по признаку отношения личности к нормам группы. Эта существующая или воображаемая группа, взгляды и нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою референтную группу, в которой он формирует свои идеалы, убеждения, с мнением которой он считается, чьей оценкой дорожит.

Каждая социальная общность имеет свою историю: зарождается, проходит определенные этапы развития, достигает высшего развития, и затем может прекратить свое существование, если не появятся новые стимулы ее развития (новые лидеры, новые члены как генераторы идей, новые идеи, новые направления, формы и методы работы).

Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. Чтобы стать коллективом, группе надо пройти сложный путь развития от «группы ассоциации» (или «диффузной группы»), группы-кооперации, до группы-коллектива, а воспитание коллектива представляет собой управление этим процессом.

Выделяют коллективы:

  • долговременные, кратковременные, (ситуативные);
  • учебно-познавательные и клубные.

Каждый участник первичной группы оценивает других и оценивается ими. Поэтому отношения между членами коллектива не одинаковы: может возникнуть обоюдная или односторонняя привязанность, или равнодушие. Важную роль в изменении негативных проявлений в отношениях является определение сферы общих интересов и совместный поиск в развитии общей идеи, значимой для всех членов коллектива.

Такой детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной познавательной деятельности и общения своих членов, между которыми возникают система межличностных, ценностных и эмоциональнопсихологических отношений. В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувство защищенности, формируется уважение к людям.

Но главным является порождение общей идеи как результата совместной деятельности. Эти отношения образуют своеобразное поле коллектива, проявляющееся в общих идеях, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в коллективе определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В коллективе образуются общие взгляды в соответствии с интересами воспитанников.

Взаимоотношения коллектива и личности сложные. С одной стороны, коллектив, безусловно, влияет на личность, он в состоянии не только формировать, но и перестраивать, перевоспитывать ее. С другой стороны, личность влияет на коллектив: каждый человек привносит в коллектив свой ум, эмоциональность, характер, способности.

Коллектив создается не ради коллектива, его значение в том, что он дает возможность личности реализовать свою индивидуальность и творческий потенциал в процессе организованного общего познания, направленного на достижение общей цели, значимой как для личности, так для коллектива и общества в целом.

В воспитании необходимо установить принцип соответствия как общего и единичного себя и группы, с которой взаимодействует человек на основе взаимного притяжения и веры в себя, свои таланты, предпочтения и интересы.

Идеи и мысли находятся вокруг нас. И мы притягиваем только те, которые созвучны нашему уровню сознания, нашему психологическому состоянию. Это также является объяснением того, что существует ментальность, национальный характер, особенности любого коллектива, которые создаются по принципу тождества схожих информационно-энергетических вибраций.

Каждый член того или иного коллектива не может в полной мере отразить все черты и особенности коллектива (профессиональной группы, этноса и т.д.), так как не может учитывать всего многообразия оттенков, отраженных в идеях, взглядах, мыслях других людей. Возникает среда как совокупность родственных вибраций. Доминирование определенных вибраций определяет характер среды, ее ментальность, образ жизни. В результате среда обладает окружающим сознанием.

При этом надо помнить, что люди всегда видят только себя и в других, и в предметах – везде только себя. Поэтому так трудно понять и почувствовать истинные потребности, интересы, особенности другого. Объединение происходит только на приближении отдельных схожих элементов (вибраций), объединяющих людей.

Данная идея раскрывает те трудности, которые возникают в работе педагога, так как он стремится воспитывать детей по своему образу и подобию. Только развитие сознания педагога позволит понять и почувствовать особенности его воспитанников и поиску адекватных средств для оказания им помощи в их развитии.

Суть воспитания в таком коллективе заключается в создании целенаправленных условий для осознания ее членами своей сопричастности в развитии общей идеи, принятой всеми участниками этого процесса и реализации ее в общем продукте интеллектуальной деятельности.

Сегодня необходимо осознать новый смысл в понимании коллектива как источника духовного обновления и развития человека. Как важно обустроить свое сознание, чтобы притягивались те мысли, которые несут в себе процветание и «горение» в хорошем смысле слова, т.е. активного служения.

Воспитание – это прежде всего создание педагогом условий для самовоспитания воспитанника.

А коллектив как источник обновления и увеличения космического потока, усиливает многократно возможности человека для его движения по пути самосовершенствования не только своих качеств и способностей, но и духовного освоения знания. Это главное, что должно быть отражено в воспитании.

Педагогика, психология, да и наука в целом, стыдливо закрывается от рассмотрения глобальной взаимосвязи человека как части Космоса, как микрокосма, тем самым обедняет процесс его эволюционного развития рамками только того общества, в котором он проживает.

Осознание себя как части мироздания поднимает значение и роль человеческого Бытия в общем процессе развития Космоса, усиливает его ответственность за совершаемые поступки, за процесс самостроительства. Вера, любовь, надежда на свои силы, в совокупности с устремлениями других, создают мощный импульс для конкретного движения группы и отдельных его членов в освоении новых знаний человеческого Бытия.

Воспитание в коллективе определяется бытием человека, т.е. его движением по эволюционному пути в сочетании с законами общественного движения человечества. Это значит, что каждый чувствует или осознает себя частью общего и готов участвовать в порождении нового совместно с другими с целью изменения себя и социального пространства, в котором он находится.

Коллектив создается как инструмент общего познания и открытия. Сам индивид осознает свою сопричастность в общем потоке движения к новым открытиям. И поэтому ему важно совместно с другими создать новое качество, породить новую идею, соизмеряя ее не только со своими взглядами, а в совместном поиске общей идеи, ее осмыслении и формализации.

Развитие личности убыстряется и качественно изменяется, его сознание расширяется в процессе общего движения с другими членами коллектива, т.к. он находится в общем потоке мыслетворчества. Индивид соотносит свои идеи не только с самим собой, но и дополняет их идеями и взглядами других в процессе совместного поиска, что усиливает концентрацию общих усилий в порождении новых смыслов, новых идей и способствует формированию новых способностей и качеств участников.

Коллектив становится средством и условием совместного движения к порождению нового знания. Коллектив становится не объединением отдельных личностей, а общностью в общем мыслительном потоке для достижения искомого результата, который становится достоянием каждого и обеспечивает каждого новыми способностями и качествами. Коллектив создается не на основе объединения личностей, а объединением мыслителей в общем творческом потоке порождения нового знания. И тогда устраняются все социальные и индивидуальные преграды, разъединяющие людей (детей).

Идея развития коллектива может быть рассмотрена в контексте осмысления сообщества как возможного средства преодоления препятствий самости. Участие в жизни коллектива несет разрушение личной самости, т.е. индивидуалистской направленности (эгоизм). Однако развивает и коллективистский дух, и коллективное сознание, и, как следствие, индивидуальность, способную к саморазвитию.

Сочетание мыследеятельности с целями группы отражается в получении результата, который становится ценным для всех участников этого процесса. Каждый определяет себя творцом и одновременно со-творцом полученных результатов. При этом ощущение радости в сопричастности к результатам и решениям может быть утрачено, если один начинает подозревать другого в его некомпетентности.

Такой тип коллектива не существует в длительных временных рамках. Он создается на время порождения новой идеи и ее оформления в продукт, а затем он может прекратить свое существование, если не возникнет новой идеи, нового исследования. Это касается не только научных сообществ, но и творческих.

Коллектив востребован на тот отрезок времени, в процессе которого ведется совместное дело. Такие коллективы можно назвать временные творческие коллективы. Поэтому такой тип коллективов нужно поддерживать не для построения отношений жизнедеятельности, а для осуществления поиска нового знания и реализации общего дела.

Интересно
Именно такие коллективы оставляют наибольший след в сознании и Бытии человека, создают условия для активизации процесса развития и саморазвития, ведут к качественным изменениям в психологической структуре личности, новообразованиям, раскрытию талантов, новых способностей.

В качестве примера: в тибетских монастырях монахи живут вместе, но каждый занимается тем, что ему созвучно и интересно (хотя есть, конечно, обязанности в рамках сообщества), есть общая цель (идея) – движение к всеобщему духовному просветлению, которое осуществляется в процессе общей молитвы и практик, что приводит к раскрытию духовных способностей и качеств каждого в соответствии с мерой его участия (усердия и напряженности как усиленного движения), генетически заданных возможностей и пр. На время соединения монахов для общей цели они становятся членами коллектива, в остальное время они проживают как члены организации. Таким образом, рождается технология воспитания в коллективе.

Данная технология включает: цель, задачи, отраженные в заявленных смыслах, закономерности, принципы, этапы развития, содержание воспитательной деятельности, направления деятельности, риски в развитии коллектива, результаты. Цель: заключается в создании условий для развития коллектива как инструмента порождения нового знания.

Задачи:

  • формирование новых качеств и способностей человека;
  • развитие коллектива как инструмента создания общего мыслительного потока для порождения нового знания, что влияет на раскрытие новых качеств и способностей его участников.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)