Методы формирования навыков правопослушного поведения

Данная группа методов служит накоплению и формированию у осужденных социального опыта, социально одобряемых привычек, правопослушных навыков.

Выделяют следующие приемы метода формирования навыков правопослушного поведения:

  1. Требование.
  2. Контроль.
  3. Поручение.
  4. Упражнение.

Исходным классическим приемом метода формирования навыков право­послушного поведения является педагогическое требование.

Указанный прием вводит осужденного в деятельность, сразу включает в нее. Результаты требований проявляются в конкретной деятельности.

Различают следующие формы требования:

  • индивидуальное педагогическое требование, предъявляемое отдельным сотрудником ИУ, воспитателем;
  • коллективное, идущее от коллектива сотрудников, коллектива и групп осужденных, а также определенные правила поведения (ПВР ИУ, режим), традиции учреждения, отряда, бригады.

Различают следующие виды требований:

  1. Непосредственное, при котором в качестве его субъекта выступает конкретное лицо (воспитатель). Непосредственное требование бывает прямым (предъявляется воспитателем в форме ясных, определенных указаний относительно отдельных действий осужденного) и косвенным (исходит от воспитателя, но выступает в виде совета, просьбы, намека (например, было бы неплохо организовать в звене соревнование)).
  2. Опосредованное, которое вытекает из сложившихся традиций, норм жизни, общественного мнения.

Индивидуальное педагогическое требование широко используется в педагогическом процессе в ИУ и поэтому по форме очень разнообразно: прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, намеки, угрозы, советы, искренне высказанное доверие, воспринимаемые осужденным как указание действовать именно так.

Каждое из этих требований отличается нюансами, оттенками тех чувств, которые оно вызывает у осужденных.

Употребление той или иной формы зависит от характера отношений между воспитателями и воспитуемыми:

  • требование-просьба применяется только в случае, если воспитатель пользуется уважением у осужденных;
  • требование-намек – форма, возможная лишь при доверительных отношениях;
  • требование-угроза – наиболее часто употребляемая форма в процессе исправления. В педагогическом отношении она малоэффективна, вызывает у осужденных чувство протеста, озлобленности, воздвигает психологический барьер непонимания.

Требования, вытекающие из правил поведения и из режима, превращаются в традиции и в большинстве случаев воспринимаются осужденными как должное, поскольку подчиняться традициям психологически легче, чем указаниям и требованиям отдельно взятых воспитателей или руководителей.

Предъявляемые сотрудниками требования могут вызывать у осужденных различное отношение к ним и различные побуждения. Задача заключается в том, чтобы требования были восприняты как законные и обязательные для исполнения, справедливые и правильные.

В то же время отрицательное восприятие требований может выражаться в представлении о том, что они незаконные, унижающие, выражают властные амбиции сотрудника, бессмысленные либо предъявляются формально, без решимости добиться их выполнения.

При предъявлении требований необходимо учитывать следующие рекомендации:

  1. Требование нельзя предъявлять сгоряча или из простого желания добиться немедленного послушания осужденного. Он должен чувствовать и быть уверен, что предъявляемое требование – не от раздражения и беспомощности, а от силы, уверенности и знания сотрудника ИУ.
  2. Предъявление требований в случаях их новизны для общности осужденных, если они связаны с укреплением дисциплины, требует предварительного разъяснения их законности, необходимости соблюдения, по возможности положительного значения для самих осужденных, приведения примеров их выполнения.
  3. Первоначально новые требования должны предъявляться мягко, с подтекстом «давайте будем к этому привыкать», «это наша общая задача». Затем тон должен стать более решительным и последующая требовательность может уже сопровождаться применением стимулирующих воздействий – наказаний и поощрений.
  4. Предъявление требований, связанное с укреплением дисциплины, более благоприятно воспринимается и исполняется при предварительной подготовке к этому актива.
  5. Необходимо также параллельно проводить индивидуальную работу с лицами отрицательной направленности, предупреждая их о жестком реагировании на их противостояние и убеждая в законности и правильности требований.
  6. Тон предъявления обычных требований должен быть деловой, спокойный, уверенный в выполнении, с подтекстом «это нам надо сделать», т. е. в стиле делового взаимодействия и сотрудничества. При предъявлении новых или недостаточно исполняемых требований тон должен демонстрировать уверенность в правильности требований и решимость добиться их исполнения.
  7. Всякое требование воспитателя должно быть им проконтролировано. Осужденный должен быть уверен, что контроль за ним осуществляется постоянно, а тем более за выполнением предъявленного требования.

На практике предъявление требования прямо сочетается с осуществлением контроля за его выполнением.

При исполнении наказаний метод контроля направлен на выявления соблюдения осужденными требований режима, порядка отбывания наказания, педагогических требований сотрудников.

Контроль может осуществляться с помощью различных средств:

  • надзора сотрудников за поведением осужденных;
  • проведения обысков;
  • видеонаблюдения;
  • использования металлоискателей и других технических средств;
  • включения в контроль самих осужденных, членов самодеятельных организаций, актива, негласного аппарата.

Контроль за осужденными ориентирован как на отслеживание должного, положительного, так и выявление правонарушающего поведения.

В последнем случае необходимо не только выявление, но и фиксация правонарушающего поведения, обеспечение доказательств.

Существуют следующие требования к организации контроля за осужденными:

  1. Контроль должен обладать достаточной интенсивностью, разносторонностью (охватом различных сторон организации исполнения наказания) и глубиной. При излишней интенсивности возможно неадекватное завышение требований со стороны сотрудников, обострение негативного отношения осужденных, ослабление сознательного самоконтроля.
  2. Контроль за осужденными необходимо информационно сопровождать: разъяснением требований к поведению осужденных и их разумной необходимости; внушением неизбежности выявления правонарушений; убеждением в необходимости сознательно соблюдать установленные законом требования; формированием мнения о том, что большинство осужденных разумно себя ведут, добросовестно соблюдая установленные требования; оказанием упреждающего влияния, построенного на единичных примерах нарушений и разъяснении их отрицательного значения и последствий.
  3. В процессе осуществления контроля необходимо выявлять не только правонарушающее поведение, но и положительные проявления осужденных.
  4. Изначально контроль необходимо обеспечить на наиболее важных направлениях режима (рациональность контроля), затем по мере укрепления дисциплины акцентировать внимание на других сторонах внутреннего порядка.

Осуществление контроля может иметь негативный результат, когда осужденные считают, что сотрудники не стремятся принципиально требовать, опасаются ухудшить показатели внутреннего порядка, что с ними можно договориться, в том числе заинтересовать услугой, либо можно запугать.

Негативное появление может выражаться в предвзятой придирчивости, демонстрации пренебрежения, унижении осужденных, попрании их прав и законных интересов, документировании несущественных отклонений, неравнозначном подходе к различным осужденным, попустительстве к лицам отрицательной направленности.

Следующий метод данной группы – поручение.

В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми, коллективными; в зависимости от временных рамок – постоянными и временными.

Осужденный в ИУ вступает в разнообразные и сложные взаимоотношения с людьми. Когда осужденный получает поручение, он попадает в очень нежную в воспитательном смысле систему «ответственных зависимостей».

Любое поручение имеет две стороны:

  • меру полномочия (осужденному доверили, его попросили, от него чего-то конкретно ждут, кроме него это никто не сможет сделать, от него зависит успех общего дела);
  • меру ответственности (от осужденного требуется усилие воли, отложить какие-то свои занятия и найти время довести порученное дело до конца).

Правильное организованное поручение обязательно несет в себе ролевую функцию.

Принимая поручение, осужденный берет на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия

Именно через систему ролей у осужденных формируются разнообразный социальный опыт, накапливаются социально одобряемые умения и правопослушные навыки.

При организации метода поручения следует обеспечивать некоторые специальные педагогические условия:

  1. Осужденному должны быть понятны границы поручения, т. е. пределы полномочий и ответственности: что конкретно нужно делать, а что не входит в его обязанности, перед кем он ответственный, и кто ему подчиняется. Особенно это относится к тем осужденным, которые выполняют длительные поручения – бригадиры, старшие дневальные, председатели отряда и колонии, руководители секций.
  2. Поручение должно предполагать активное действие осужденного.
  3. Поручения желательно разнообразить. В то же время поручения не обязательно должны быть легкими, приятными. Выполнение поручений, связанных с определенными трудностями, закаляет волю, вселяет веру в свои возможности. Важны такие поручения для осужденных с ослабленной волей, не пользующихся авторитетом в системе неформальных отношений.

Поручение может рассматриваться и как метод, стимулирующий общественно полезную активность осужденных, когда от выполнения отдельных, разовых поручений переходят к постоянным, а затем к активному участию в общественной жизни колонии.

Учение И.П. Павлова об условных рефлексах и динамических стереотипах помогает понять физиологическую и психическую основу образования привычек поведения путем организации постоянно повторяющихся действий, т. е. путем упражнений.

Повторяясь изо дня в день, из месяца в месяц, эти действия приобретают силу привычек и потому выполняются без особых усилий и напряжений. Упражнение в нравственных поступках обогащает личный опыт и способствует выработке устойчивого поведения.

Если педагогическое требование и поручение включают осужденного в деятельность, то удержать его в ней позволяет именно метод упражнений.

Результат упражнений – устойчивые качества личности, умения, навыки и привычки

Упражнение в качестве метода воспитания составляет основу такого средства, как режим, который в определенном смысле можно представить в виде целой цепи повторяющихся упражнений. Воспитательное значение режима в том и заключается, что он организует обстоятельства, требующие от осужденных совершения правильных поступков, рассчитанных на развитие определенных черт характера, в частности дисциплинированности.

Упражнения имеют воспитательный смысл тогда, когда они основываются на осознании совершаемых действий. Чем осознаннее цель деятельности и чем глубже переживается она личностью, тем успешнее приводят упражнения к совершению нравственных поступков. Поэтому, используя данный прием, воспитателю следует обращать внимание не только и не столько на внешнюю сторону поведения осужденного, сколько на то, как упражнение влияет на воспитание воли, настойчивости в труде и учебе, нравственное развитие в целом.

Переход от бездумного выполнения требований закона и администрации к осознанному следованию нравственным принципам – основа данного метода.

Выделяют следующие педагогические условия эффективности метода упражнений:

  • упражнение должно основываться на осознанности совершаемого действия. Основная деятельность осужденных в ситуации упражнений требует мотивированного участия. Осужденный, которого воспитатель посредством режима приучает к новому действию, помогает ему выработать новые навыки и привычки, должен хорошо понимать, зачем ему такая привычка нужна, он должен захотеть ее иметь, стремиться к новой линии поведения;
  • упражнение должно быть доступным конкретному осужденному, соответствовать его интеллектуальному, образовательному, профессиональному и половозрастному уровню;
  • упражняя осужденных, например в дисциплинированности, воспитатель должен организовать контроль за всеми их действиями, и в каждом необходимом случае – помощь.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)