Институционализм в финансовой теории

В конце XIX в. в США появилось новое направление в экономических и финансовых исследованиях – институционализм, основоположником которого был Т. Веблен. Он ввел в научный оборот понятие института как особой формы общественной жизни и человеческих отношений, раскрыл его эволюционный характер.

Понятие институт (от лат. установление, учреждение) вошло в научный оборот социологического и политологического знания из юриспруденции, где оно означало систему формально закрепленных правовых установлений, норм, законов, регулирующих официальные, государственные виды социальных отношений.

Новое направление активно развивается в XX в. Основные его позиции являются исходным фундаментальным положением современной финансовой мысли.

Общим для всех неоинституционалистов является признание, что социальные институты имеют значение, а также, что они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов микроэкономики. В 30-е гг. XX в. Дж. Коммонс развивает концепцию социального институционализма, основанную на преобладающем значении права над экономикой. С этой же идеей выступил У. Митчелл, который предложил систему эффективного государственного социального страхования на случай безработицы и индикативное планирование.

Интересно
С 60–70-х гг. XX в. неоинституционализм становится одним из главных направлений экономической мысли, близким кейнсианству и неоклассицизму. Это явление было названо Г. Беккером «экономическим империализмом». Именно в этот период экономические понятия: максимизация, равновесие, эффективность – стали активно применятся в таких смежных для экономики областях как образование, семейные отношения, здравоохранение, преступность, политика и др. Это привело к тому, что базовые экономические категории неоклассиков получили более глубокую интерпретацию и более широкое применение. Во всех современных финансовых теориях любого направления проявляются две тенденции.

Первая связана с повышением места, роли и значения права в целях достижения эффективного экономического и финансового развития. При этом отмечается, что правовые нормы, даже самые современные, могут быть бессильны, если общество теряет моральные нормы. Только общество с высокими моральными нормами способно, по мнению сторонников неоинституционализма Дж. Бьюкенена, М. Олсона, О. Уильямсона, противодействовать коррумпированным кланам и тем самым защитить себя и государство, как целостное общество.

Вторая – с процессами конвергенции в финансовой науке, т. е. сближением концепций на микро- и макрофинансовом уровне. В теориях асимметричной информации и неоинституционализме проводится тесная взаимосвязь между микро- и макроэкономическим уровнем как двумя составляющими целого. По мнению Д. Стиглица, доминантой макроэкономической модели является фирма, а государственные финансы (макроуровень) тесно связаны прямыми и обратными связями с корпоративными финансами (микроуровень). Это позволяет сделать вывод, что неоинституциональная теория транзакционных издержек является целостной.

Основой институциализма, как и у неоклассиков, являются следующие положения:

  • методологический индивидуализм;
  • концепция экономического человека;
  • деятельность как обмен.

Но в отличие от неоклассиков, институциалисты придерживались этих принципов более последовательно и системно.

Существует три основных различия между институционалистами (Т. Веблен, Дж. Коммонс, Дж. К. Гэлбрейт) и неоинституционалистами (Р. Коуз, Д. Норт или Дж. Бьюкенен):

  1. Институционалисты при развитии научных взглядов использовали путь к экономике от права и политики, пытаясь изучать
    проблемы современной экономической теории методами других наук об обществе. Неоинституционалисты, наоборот, изучают политологические и правовые проблемы методами неоклассической экономической теории, но уже с применением аппарата современной микроэкономики и теории игр;
  2. Институционализм основывался на индуктивном методе, развивался от частных случаев к обобщениям, поэтому институциональная теория не сложилась в систему. Неоинституционализм использует дедуктивный метод – развивается от общих принципов неоклассической экономической теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни;
  3. Институционализм как течение радикальной экономической мысли обращал внимание на действия коллективов (главным
    образом, профсоюзов и правительства) по защите интересов индивидуума. Неоинституционализм концентрируется на независимом индивидууме, который по своей воле и в соответствии со своими интересами решает, членом каких коллективов ему выгоднее быть.

Концепция Р. Коуза внесла ощутимые изменения в теории государственных и корпоративных финансов:

  1. Показана важность права и правовой системы для макрофинансового (государственные финансы) и микрофинансового
    уровня (корпоративные финансы), поскольку именно в ее поле осуществляется защита интересов сторон;
  2. Финансовая практика получила право вносить в расходы транзакционные издержки, которые растут по мере углубления разделения труда.
  3. Оценена роль информации и соответственно затраты на ее покупку.

Для определения транзакционных издержек требуются специальные учреждения и крупные институты с их обширным информационным полем для составления соответствующих соглашений, договоров и принятия управленческих решений, мониторинга, анализа и сферы государственных и корпоративных финансов.

Финансовая концепция Р. Коуза способствовала более глубокому пониманию рынка и рынка финансовых услуг, прежде всего как весомых составляющих макроэкономического уровня. Все условия предоставления финансовых услуг заносятся в договор. Следовательно, концепция позволила более четкого разграничения их роли, задачи, специфических функций, поля функционирования и т. п. В 1999 г. Нобелевская премия была присуждена американским экономистам Р. Фогелю и Д. Норту за весомый вклад в исследование экономической истории с применением методологических приемов экономической теории и количественных методов анализа для объяснения изменений в экономике.

Концепция транзакционных услуг и связанных с ними расходов по своей сути является макроэкономической, она показывает, что денежные средства от этих услуг являются сегодня важным ресурсом финансово-экономического развития.

В своих исследованиях американские экономисты Д. Уоллис и Д. Норт обнаружили исторический тренд соотношения частных и государственных транзакционных услуг.

Важность государственных транзакционных издержек проявляется в регулировании рыночной экономики, повышении эффективности хозяйствования.

Государственные институты предоставляют фирмам консультативные услуги правового характера, участвуют в разработке законодательства, законов по защите прав собственности, способствуют прозрачности договоров экономического и финансового характера, совершенствованию экономической и финансовой инфраструктурой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)