Макрофакторы социализации

Страна – феномен географически-культурный. Обычно территория, на которой расположена какая-либо страна, выделяется по своему географическому положению, климатическим условиям и имеет четкие границы.

Страна может иметь полный или ограниченный суверенитет, иногда она находится под властью другой страны. На территории одной страны могут существовать несколько государств (вспомним разделенные Германию, Вьетнам, а сегодня – Китай и Корею).

Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические и климатические условия принуждают жителей страны из поколения в поколение преодолевать существующие трудности либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны.

М. Монтень полагал, что люди в зависимости от климата того места, где они живут, более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам. Это мнение не лишено смысла, хотя не следует преувеличивать воздействие климата на поведение человека.

Географические условия и климат страны влияют на рождаемость и плотность населения. Так, два острова, Куба и Исландия, имеют практически одинаковую площадь. Но географическое расположение и климат во многом обусловили то, что население Кубы в 20 раз больше, чем в Исландии. И это несмотря на то, что уровень жизни исландцев неизмеримо выше по сравнению с уровнем жизни кубинцев.

Геоклиматические условия, т.е. климат, рельеф, влияют на состояние здоровья жителей страны, распространение ряда болезней и, наконец, на становление этнических особенностей населения.

Являясь своеобразными рамками социализации, природно-климатические условия не играют в ней главной роли, а лишь определяют, в тесной связи с другими факторами, особенности этого процесса. Но все же как объективные условия страны они влияют на социализацию человека, их используют и учитывают сложившиеся в стране этносы, общественность и государство.

Этнос (или нация) – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальным самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (понятия «этнос» и «нация» не идентичны, но мы будем употреблять их как синонимы).

Особенности психики и поведения, связанные с этнической принадлежностью людей, включают две составляющие: биологическую и социально-культурную. Биологическая составляющая в психологии отдельных людей и целых народов складывалась под влиянием ряда обстоятельств.

В течение многих веков отдельные нации формировались и развивались на своей этнической территории. Наличие такой территории – обязательное условие формирования этноса, но не обязательное условие его сохранения: сейчас многие народы живут в рассеянии.

Акклиматизация людей происходит в течение длительного времени, население той или иной местности создает специфический тип хозяйствования, свой ритм жизни. Признание биологической составляющей этнической принадлежности, не сопровождаемое утверждениями о превосходстве одной расы над другой, одного народа над другими (что является расизмом, шовинизмом, фашизмом), лишь констатирует глубинные основания этнических различий, но не утверждает преобладания этих различий в психике и поведении конкретного современного человека.


В повседневной жизни более значительную роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения людей. В современном мире национальная принадлежность человека в большой мере определяется языком, который он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком.

Человек начинает относить себя к какой-либо нации под влиянием близких и родных, которые считают свою принадлежность к той или иной национальности очень важной. Например, русский человек идентифицируетсебя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной жизни ориентированы, в конечном счете, именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей. Таким образом, этнос, нация – явление историко-социально-культурное.

Роль этноса как фактора социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой – не следует и абсолютизировать.

Социализация в том или ином этносе имеет особенности, которые можно объединить в две группы – витальные (буквально – жизненные, в данном случае – физико-биологические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).

Под витальными особенностями социализации имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физического развития и т.д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее выраженные различия.

Так, в Уганде, где мать постоянно носит младенца на себе и дает ему грудь по первому требованию (это характерно для многих африканских и ряда азиатских культур и не свойственно, например, европейским), бросается в глаза невероятно быстрое развитие ребенка в первые месяцы жизни.

Малыш, который едва достиг трехмесячного возраста, уже может несколько минут сидеть без опоры, а шестимесячный встает, имея опору, девятимесячный начинает ходить и вскоре лепетать. Однако в возрасте около 1,5 лет (после того, как его отняли от груди и от матери) ребенок начинает терять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями пищи.

Физическое развитие очень тесно связано с пищей, это видно на примере Японии. Когда вследствие стремительного экономического развития и определенной американизации образа жизни японцы существенно изменили рацион питания, то значительно изменилось их соматическое развитие: старшие поколения значительно уступают младшим по показателям роста и веса.

В то же время сохранение в рационе питания японцев большой доли морепродуктов можно считать одной из причин того, что у них самая большая продолжительность жизни. Предполагать это позволяет аналогичная ситуация с потреблением морепродуктов норвежцами, которые также держат одно из первых мест в мире по продолжительности жизни.

Когда в развитых странах в связи с научно-техническим прогрессом резко уменьшилась необходимость в физических усилиях человека, большую роль в физическом развитии людей стал играть спорт. В тех странах, где он стал неотъемлемым элементом образа жизни, отмечается лучшее физическое развитие людей. Здесь важны оба условия: и улучшение питания, и спортивные занятия, а также третье обстоятельство – повышение уровня медицинского обслуживания.

Недостаточность этих условий в России привела к высокой детской смертности и заболеваемости, плохому физическому развитию больших групп детей, подростков, юношей, сокращению продолжительности жизни. Так, по различным данным, сегодня в школе обучается всего 8,5 % детей (с I по XI классы) гармонично развитых, с правильным телосложением, с соответствием роста и веса.

У 40…45 % школьников отмечаются отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям. Примерно 25…35 % детей имеют хронические заболевания. Лишь около 20 % юношей, особенно из сельской местности, могут быть признаны абсолютно годными к службе в армии.

Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом. Менталитет этноса отражает ярко выраженные черты его представителей, общее мировоззрение, способы понимания окружающего мира на когнитивном, аффективном, и на прагматическомуровнях. Следовательно, менталитет проявляется и в свойственных представителям данного этноса способах действий в окружающей среде.

Жители Финляндии не употребляли в пищу грибы вплоть до второй половины XIX в. Исследователи объясняют это следующим образом. В течение многих веков финны, живя в суровых климатических условиях, считали, что человеку все потребное для жизни необходимо добывать тяжелым трудом, в борьбе с природой.

Грибы – творение природы – можно было собирать легко и просто, а раз так, то в соответствии с финским менталитетом их не рассматривали как нечто пригодное для жизни человека.

Обобщая различные данные, можно сделать вывод о том, что менталитет этноса, проявляясь в стабильных особенностях его культуры, определяет главным образом глубинные основания восприятия жизни и отношения к ней его представителей.

Французский этнолог К. Леви-Стросс писал: «Оригинальность каждой из культур заключается, прежде всего, в ее собственном способе решения проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинакова в разных культурах».

Менталитет этноса проявляется во всех аспектах социализации человека. Велико влияние менталитета этноса на семейную социализацию. Так, в Узбекистане родительская семья в значительно большей мере, чем в России и Прибалтике, служит образцом для молодежи – особенно в том, что касается воспитания детей. Различия особенно велики в брачных установках. До 80 % узбеков считают согласие родителей на брак обязательным, а развод при наличии детей – недопустимым.

Приблизительно 80 % эстонцев не считают согласие родителей обязательным, и 50 % допускают развод даже при наличии детей. Менталитет этноса ярко проявляется и в сфере межличностных отношений. Так, этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению в частности.

Представители старшего поколения при общении с младшими берут на себя роль учителя, а младшие обычно просто молча внимают. Немаловажную роль менталитет играет и в формировании межэтнических установок, которые, зарождаясь в детстве, становятся весьма устойчивыми и нередко превращаются в стереотипы.

Общество представляет собой целостный организм со своими половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеологией и культурой. Этот организм обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

Следует подчеркнуть, что специально говорить об обществе как факторе социализации необходимо, т.к. в России до самого последнего времени общество и фактически, и идеологически отождествлялось с государством.

В последние годы идет довольно непростой процесс их разделения, состоящий в разгосударствлении общества, в возрождении, а во многом и в создании заново структур гражданского общества. Он потому так труден, что затрагивает коренные основания жизни. Эти кардинальные преобразования общества не могли не обострить старые проблемы и не породить новые задачи социализации подрастающих поколений.

Дети, подростки, юноши, молодежь образуют своеобразные группы сверстников, играющие в процессе их социализации довольно автономнуюроль,каксходнуюво всехобществах,так и специфическую (в зависимости от уровня развития и культурно-исторических традиций общества).

Социальная структура общества – это устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения. Для социальной дифференциации современного российского общества характерно образование многочисленных и часто нестабильных по составу профессиональных групп.

Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня).

Согласно классификации, составленной Т.И. Заславской, это следующие слои:

  • верхний, включающий в себя политические и экономические элиты;
  • верхний средний – собственники и менеджеры крупных предприятий;
  • средний – мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий;
  • базовый – массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики;
  • низший – неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры;
  • социальное дно.

В процессе социальной дифференциации в России наблюдаются такие тенденции: обнищание (пауперизация) специалистов, криминализация и люмпенизация многих социальных слоев, а также образование среднего класса.

Средний класс формируется на базе различных слоев. Для него характерны ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности, устоявшийся образ жизни «положительного человека», ценность семьи и образования. Эти ценности – источники самоуважения и основа личностного самопринятия. Но малочисленность среднего класса не позволяет ему сегодня определять моральный климат в обществе.

В то же время именно он обычно представляет собой силу, стабилизирующую общество. Воспитание как форма социально контролируемой социализации испытывает на себе влияние социальной структуры общества в связи с тем, что различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какие люди должны вырасти из их детей.

Соответственно они предъявляют разные требования к системе образования, к организации социального опыта подрастающих поколений и индивидуальной помощи конкретным людям в процессе воспитания.

Уровень экономического развития общества влияет на социализацию подрастающих поколений, поскольку определяет уровень жизни его членов.

Уровень жизни – понятие, которое характеризует степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, что обычно отражается в количестве и качестве получаемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов частого пользования, средств передвижения и заканчивая очень сложными, «возвышенными потребностями», связанными с удовлетворением культурных, эстетических и других аналогичных запросов.

Чем сильнее экономика общества, тем благоприятнее возможности для развития человека, условия его социализации, т.е. экономика определяет возможности и стимулы реализации личности в трудовой деятельности, материальную основу ее семейного благополучия и рекреативного поведения. Экономика определяет и возможный уровень жизни пожилых людей.

Социализация в современной России содержательно существенно изменилась, так как в политикоидеологической жизни общества в связи с социально-политическими процессами, происходящими в нем, появился неустойчивый и весьма подвижный плюрализм (многообразие).

плюрализм создал во многом новую ситуацию стихийной социализации и самоизменения человека, поскольку предполагает сознательный и ответственный выбор им своих нравственных и идеологических ориентиров. Трудность выбора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшиеся у широких слоев населения, приводят к нежеланию его делать.

Свобода убирает не только препятствия на пути человека, но и некоторые основы социума, что порождает в переходном обществе неопределенность ситуации. А неопределенность может вызвать у живого существа одно из трех базовых отрицательных эмоциональных состояний: или депрессию, или тревогу, или агрессию. Это весьма опасно, так как утрата имеющихся ценностей и неспособность сделать выбор новых ведут к тому, что, потеряв ориентиры, человек теряет цель и надежду и нередко «обращается в чудовище», как писал Ф.М. Достоевский.

На контролируемую социализацию существенно влияют идеологическая неопределенность, политическая изменчивость, быстрая социальная дифференциация общества. При этом задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от задач и содержания воспитания в стабильном обществе (В. Розин).

Гармонизированность возможностей различных групп, а также профессионального и возрастного ценза определяет некоторую заинтересованность специалистов в поддержке общественной стабильности. Отсюда следует, что в обществе, отличающемся более или менее стабильным состоянием, четко определена задача развития человека в процессе его перехода из одного социального слоя в другой.

В нестабильном, изменяющемся обществе, где наблюдается переход от одного типа общества к другому или существенное изменение внутри одного типа общества, ситуация принципиально иная. Для такого общества не характерен социальный консенсус, т.е. интересы и потребности разных социальных, профессиональных, а также возрастных групп не совмещаются, начинают противоречить друг другу.

Как правило, наибольшую часть людей объединяет только согласие в том, что это общество необходимо изменить, но в вопросах о способах изменения и направления движения у них единого мнения нет.

Характерной чертой изменения общества является отсутствие в постановке решающих вопросов воспитания реального понимания ситуации, так как данное общество не имеет твердого канона человека и устоявшегося сценария дальнейшего развития. Оно лишь знает, что нужно воспитывать по-другому и иными способами.

Когда общество резко меняется, его задачи воспитания связаны с поиском ответа на вопрос, что и в каком направлении развивать в человеке и как это делать. Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института.

В современных развитых обществах образуется целая система социальных институтов – исторически сложившихся устойчивых форм объединенной деятельности членов общества по эксплуатации общественных ресурсов для удовлетворения социальных потребностей – экономических, политических, культурных, религиозных и т.д.

Появление социального института, такого как воспитание, необходимо для организации социально-контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности – осмысленного взращивания членов общества.

Государственная политика в сфере воспитания – это определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности создает необходимые и нередко благоприятные условия для развития и духовноценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества.

Государственная система воспитания – совокупность государственных организаций, деятельность которых непосредственно направлена на реализацию воспитательной политики государства. Она включает в себя три уровня – федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный (города, районы).

В государственную систему воспитания входят шесть элементов:

1. Соответствующие законодательные и иные акты, являющиеся основой системы и определяющие состав входящих в нее организаций и порядок ее функционирования.

Государственная система воспитания включает в себя большой спектр различных воспитательных организаций:

  • учебно-воспитательные учреждения различного типа (детсады, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи, курсы и т.д.);
  • учреждения для детей, подростков, юношей с существенно ослабленным здоровьем;
  • учреждения для одаренных в тех или иных сферах познания и видах деятельности, а также имеющих устойчивые интересы, ярко выраженные способности;
  • организации, занимающиеся социально-культурным и другими видами оздоровления микросреды, индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношей;
  • учреждения для детей, подростков, юношей с психосоматическими и социальными отклонениями или дефектами;
  • организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией.

С течением времени увеличивается многообразие воспитательных организаций в связи с усложнением социально-экономических, культурных потребностей общества, меняется их роль и значение в системе воспитания.

2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством для успешного функционирования системы воспитания. Эти средства подразделяются на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т.п.) и финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции, личностные ресурсы его субъектов и пр.).

3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания:

  • организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях;
  • воспитатели-профессионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники и пр.);
  • воспитатели-волонтеры (добровольцы, общественники);
  • воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.

4. Набор определенных санкций, применяемых в отношении организаторов, воспитателей и воспитуемых. Санкции делятся на позитивные (поощрительные) и негативные (осуждающие, наказывающие).

5. Определенные ценности, которые культивирует государственная система воспитания и которые адекватны типу социально-политической, экономической и идеологической систем общества.

6. Органы управления воспитанием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, благодаря которым государственная система воспитания функционирует и развивается.

Органы управления реализуют ряд функций, в результате чего воспитание становится системным образованием. Они разрабатывают план воспитания в пределах своей компетенции (на федеральном, региональном или муниципальном уровнях) и создают необходимую для его реализации инфраструктуру (совокупность организаций, обеспечивающих организационно, материально, содержательно и методически процесс социального и коррекционного воспитания).

Функцией органов управления является обеспечение системы воспитания необходимыми средствами и кадрами (их подготовка и переподготовка; привлечение, отбор кадров и работа с ними).

Третьей функцией органов управления можно считать определение в пределах их компетенции состояния системы воспитания; изучение тенденций и выявление проблем ее развития. Во многом эффективность государственной системы воспитания зависит от того, насколько в его содержании, формах, методах и стиле реализуется принцип культуросообразности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)