Логика ораторской речи

Логичность речи определяет соотношение речи и мышления, а именно соответствие общего логического строения текста замыслу автора. Логичная речь воспроизводит структуру мысли, позволяет проследить ее основу и развитие. Речь логична, если в ней правильно отражаются элементы реальной действительности и определяются понятия, объективно передаются их отношения, если она соответствует правилам операций с понятиями и законам мышления.

Для достижения логичности речи необходимо соблюдать законы логики — науки о правильном мышлении, приводящем к истинным выводам. Выделяют четыре основных логических закона, выражающих главные свойства логического мышления — его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.

Закон тождества формулируется следующим образом: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе, то есть на протяжении всего рассуждения мысль должна иметь устойчивое, неизменное содержание, чтобы не произошла подмена понятия. Нарушение закона тождества, в частности, связано с употреблением многозначных слов, если эта многозначность не устранена контекстом: Долг врача — довести больного до конца!

Закон непротиворечия гласит: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Другими словами, утверждая что-либо о каком-либо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать то же самое о том же предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении.

Сравним два утверждения:

«Все студенты нашей группы готовились к зачету» и «Ни один студент нашей группы не готовился к зачету». Если речь идет об одном и том же временном отрезке (например, об одном дне) или об одной и той же учебной дисциплине, то эти высказывания не могут быть одновременно истинными. Если же говорится о разных периодах и разных учебных дисциплинах, то противоречия между высказываниями нет.

Закон исключенного третьего (действует только в отношении противоречащих друг другу суждений) предполагает, что два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно.

В примерах «Эти линии не пересекаются» и «Эти линии пересекаются» применительно к одной из названных фигур истинным может быть только одно утверждение.

Закон достаточного основания утверждает: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт или другая, уже проверенная и установленная мысль. Нарушение закона достаточного основания представлено в следующих утверждениях: Эти две прямые параллельны, так как у них нет общих точек; Я не болен, так как у меня нет температуры.

В первом примере отсутствие общих точек не является доказательством параллельности прямых, поскольку для того, чтобы прямые были параллельными, необходимо, чтобы они принадлежали еще одной плоскости. Во втором случае отсутствие температуры также не является основанием для вывода о состоянии здоровья, так как болезни могут иметь другие симптомы помимо повышенной температуры.

Кроме следования логическим законам, логика речи предполагает умение пользоваться определенными логическими операциями, такими как определение и деление понятий, сравнение, анализ, абстрагирование, синтез, обобщение.

Интересно
Нарушение логики речи в структуре предложения и текста приводят к появлению логических ошибок. Иногда недобросовестные ораторы намеренно используют нарушения логики в целях убедить аудиторию в своей правоте. Однако добросовестный и грамотный оратор не должен допускать логических нарушений в своей речи.

Наиболее распространенные логические уловки представляют собой ошибочный способ обоснования тезиса, который в силу учета психологических особенностей собеседника обладает убеждающим воздействием.

Ошибочность обусловлена каким-либо логическим недочетом в доказательстве, что делает доказательство в целом неверным.

Подмена тезиса. Логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что, начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом.

Использование ложных и недоказанных аргументов, утверждений. В качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на расхожие мнения или высказанные кем-то предположения и выдают их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис.

В действительности же доброкачественность таких доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью. Обычно подобные ложные аргументы сопровождаются фразами: «Как абсолютно всем известно…», «Кто же будет спорить с тем, что…», «Аксиомой, не требующей доказательств, является то, что…», «Само собой разумеется, что…», «Каждому известно, что…» — дабы рассеять возможные сомнения у простого слушателя.

К такого рода уловкам также относятся следующие:

  • апелляция к личности оппонента, а не к его доводам;
  • переход на личности: «Вы глупы и некрасивы, поэтому ваш тезис неверен»;
  • поиск обстоятельств, заставляющих оппонента выдвигать данный тезис: «Вы говорите так, потому что являетесь заинтересованным лицом, и поэтому ваш тезис неверен»;
  • указание на то, что оппонент сам поступает вопреки своим доводам: «Вы сами курите, поэтому ваши доводы о вреде курения неверны»;
  • апелляция к большинству: «Все вокруг считают так, следовательно, это верно»;
  • апелляция к авторитету: «Это мнение принадлежит авторитету, разве вы его не уважаете?»;
  • апелляция к традиции: «Так считается с древнейших времен, потому это верно»;
  • апелляция к милосердию: «Если вы не согласитесь с моим мнением, то разрушите мою жизнь»;
  • апелляция к незнанию; отсутствие доказательств чего-то считается доказательством обратного: «Привидения существуют, так как никто не доказал, что их нет»;
  • «аргумент к тошноте»; повторение тезиса (возможно, разными людьми) до тех пор, пока противная сторона не потеряет интерес к его оспариванию;
  • апелляция к страху, аргумент с позиции силы: «Вас могут наказать, если вы не согласитесь с моим мнением»;
  • выдача желаемого за действительное: «Я хочу, чтобы так было, значит, так и есть».

Мнимая логическая связь. Логическая уловка, при которой мнимая, желаемая логическая связь выдается за истинную.

«После» не значит «вследствие». «После этого, следовательно, вследствие этого» — логическая уловка, при которой причинно-следственная связь отождествляется с хронологической, временной.

Доказательство через то же самое. «То же посредством того же», «порочный круг» — логическая ошибка, при которой в определение или в доказательство скрыто вводится сам доказываемый тезис или определяемое понятие.

Приписывание утверждений. Логическая ошибка, которая заключается в приписывании одной стороной другой утверждений, которые на самом деле другая сторона не делала, но которые якобы вытекают из ее предыдущих утверждений.

Эквивокация. Ошибка, заключающаяся в использовании одного и того же слова в разных значениях в одном рассуждении. Это нарушение связано с явлением полисемии — свойством языковых единиц иметь несколько значений или выражать несколько понятий.

В «Гисторических материалах» Козьмы Пруткова повествуется о герцоге де Рогане, которому врач прописал принимать особое лекарство по двадцать капель в воде. Когда на другой день врач зашел к больному, тот сидел в холодной ванне и спокойно пил ложечкой прописанные капли. «Так и великие люди иногда тоже недогадливыми были», — заключает Козьма Прутков. И в самом деле, герцогу не хватило сообразительности отличить прием двадцати капель лекарства, растворенных в воде, от приема лекарства сидя по шею в воде.

Кроме того, логическая ошибка может крыться и в словесном оформлении речи.

Аристотель в книге «О софистических опровержениях» выделяет шесть видов «софистических опровержений», основанных на неправильном употреблении словесных выражений, которые актуальны и для современного русского языка:

  • одноименность (омонимия): например, «Хороший лук ему не помешает» (Слово лук может иметь значения — растение, оружие, внешний вид человека). На основе этого нарушения иногда возникают неожиданные и нежелательные каламбуры:
    «Дайте наводку!», «Он же ребенок!», «Это просто пир духа!» и др.;
  • форма выражения: ошибки, связанные с формой выражения — смешением грамматических форм за счет одинаковости окончаний; подменой качества количеством и наоборот; отождествления результата с процессом, состояния — с действием и т. п.: «Оценка (как результат) работы предприятия дается в результате оценки (как процесс) его деятельности в течение года»;
  • смешение слов в силу неверного ударения или произношения звуков (например, передохну́ть и передо́хнуть, мэтр и метр, постель и пастель);
  • двусмысленность (амфиболия): предложение двусмысленно и может толковаться двояко: «Казнить нельзя помиловать», «Покойника хоронили с музыкой и хором (одумавшись, последний откопали)», «Обеспечу уход пожилого человека»);
  • соединение (оксюморон): сочетание несочетаемого, противоречащая себе фраза (Старый Новый год);
  • разъединение: разделение целого на части и приписывание целому свойств частей.

Например, «Пять — это три плюс два, три — нечетное число, два — четное, значит, пять — четное и нечетное число одновременно».

Оратор должен быть крайне внимателен к выбору, форме и порядку слов в речи, чтобы не допустить досадной оплошности, снижающей эффект его речи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)