Кризис русской риторики. Институт Живого Слова

Однако несмотря на расцвет судебного красноречия, с 60-х годов XIX в. в России начинает падать престиж риторики. Заметно изменились эстетические вкусы художественной интеллигенции, риторика показалась многим ненужной и устаревшей.

Известные филологи А.А. Потебня и А.Н. Веселовский провозглашают основным видом словесности художественную литературу. Согласно новым этическим и эстетическим принципам литературы, исключительное значение придавалось психологическому анализу души и страстей человека.

С 70-х годов XIX в. до 20-х годов ХХ в. вместо риторики изучается новая дисциплина, получившая название «Теория словесности». Из риторики в новую дисциплину вошло учение о композиции, о стилях речи, о риторических фигурах. Но классическая трехчастная основа риторики не выдерживалась, испытанные в теории и на практике ее каноны не рассматривались. Как самостоятельная научная дисциплина риторика с 60-х годов XIX в. теряет право на существование.

В это время значительное распространение получили риторики, посвященные отдельным родам и видам красноречия: судебному, военному, социально-бытовому. Однако в конце ХIХ в. в гимназиях, где особое внимание уделялось классическому обучению, читались курсы по общей риторике.

Печальная участь постигла в начале XX в. теорию словесности. Этот курс, обучающий искусству художественной речи, был исключен из состава учебных дисциплин. В центре внимания филологов оказались проблемы стилистики. Это направление филологической науки было представлено именами С.П. Обнорского, Л.П. Якубинского, В.В. Виноградова и др.

В начале XX в. в России была сделана попытка возродить риторику как науку об ораторском искусстве. В 1918 г. в Петрограде был открыт первый в мире Институт живого слова. Крупнейшие научные и обще- ственные деятели страны стояли у истоков создания этого необычного вуза. Преподавателями института в 1918 г. были А.В. Луначарский, С.М. Бонди, А.Ф. Кони, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт, В.Э. Мейерхольд, Б.М. Эйхенбаум и др.

Разработкой вопросов, связанных с искусством речи, с культурой устного слова, занимался Л.В. Щерба. В рукописном отделе Пушкинского дома хранится машинописный текст «Проекта Щербы». В нем сформулировано «Положение об Ин- ституте Живого Слова»: «Институт Живого Слова есть высшее учебное заведение, имеющее целью:

  • научно-практическую разработку вопросов, относящихся к области Живого Слова и связанных с нею дисциплин;
  • подготовку мастеров Живого Слова в областях: педагогической, общественно-политической и художественной;
  • распространение и популяризацию знаний и мастерства в области Живого Слова».
    Институт имел три отделения: научное, учебное, просветительное.

Специальные программы курса лекций по теории красноречия, теории спора, теории словесности были разработаны преподавателями института. И в наши дни звучат актуально проблемы, предложенные специалистами в 20-е годы прошлого века. Так, «Программа курса лекций по теории красноречия» (риторики) была предложена Н.А. Энгельгардтом. Известный в свое время историк, преподаватель словесности, он занимался проблемами красноречия, фольклора, писал о роли народного слова в истории национальной культуры.

Начало программы — это заголовки, отражающие наиболее важные части курса: «Ораторское слово. Могущество слова. Внушение. Заражение идеями. Слово — импровизация. Вещее слово. Искусственное красноречие». В программе Энгельгардта изложены традиционные части риторических сочинений, но автор по-своему определил роды красноречия. Он предложил свое видение истории ораторской прозы в России.

А.Ф. Кони разработал программу курса «Живое слово и приемы обращения с ним в различных областях». Все программы института и теперь представляют большой интерес. Однако в конце 20-х годов XX в. риторику исключили из школьного и вузовского обучения, в 1924 г. был закрыт Институт Живого Слова.

Умение самостоятельно мыслить, отстаивать свои убеждения было нежелательно в условиях тоталитарного режима, более того, это каралось в судебном порядке. Риторическая теория в наше время развивается под влиянием таких наук, как прагматика, лингвистика текста, теория речевой деятельно- сти, теория массовой коммуникации.

Риторика в России XX—XXI вв. переживает новейший этап в своем развитии. Выходят учебные по- собия различной теоретической и практической направленности, начинает разворачиваться исследовательская работа по теории ора- торского искусства.

Среди фундаментальной отечественной научной, учебной литературы по риторике выделяются книги Л.К. Граудиной, Н.Н. Кохтева, А.К. Михальской, Г.Г. Хазагерова и др. Мы с полным правом можем говорить о «Русской риторике и культуре речи» как учебном предмете, который занял свое законное место в системе гуманитарных наук.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)