Композиция публичного выступления

Диспозиция (в переводе на русский язык — развертывание) определяется как искусство организации сообщения, иными словами, — искусство композиции. Слово композиция восходит к латинскому compositio, что означает «составление, сочинение».

Уже в древности существовало представление о композиции как o целесообразном построении речи; композиция рассматривалась как логика развития темы выступления. Самые разнообразные схемы построения включали от двух до семи частей.

Замечательно о композиционном единстве речи сказал Цицерон: «Что является достоянием искусства? Создать вступление к речи, чтобы привлечь слушателя, возбудить его внимание; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную; и сделать это не беспорядочно, а при помощи такого построения отдельных доводов, чтобы общие следствия вытекали и из частных доказательств; наконец, замкнуть все это воспламеняющим или успокаивающим заключением».

В российской риторике античный опыт использовали М.В. Ломоносов и Н.Ф. Кошанский. Время показало, что наиболее приемлемым является трехчастное построение речи, оно создает ощущение целостности изложения. Однако ораторскую речь не следует рассматривать как искусственное сцепление этих частей. Публичная речь — это единое целое. И все же каждая композиционная часть обладает вполне определенными, только ей присущими функциями, которые могут варьироваться в зависимости от вида речи.

В основе композиции всегда должен быть план выступления. Значимость плана в ораторской речи подчеркивают сравнения, используемые современными и античными ораторами: Как без чертежа нельзя построить хороший дом, так без плана нельзя произнести яркую речь; Как опытный капитан не позволит себе выйти в море без компаса и карты, так и хороший оратор не выйдет на трибуну без предварительно разработанного плана. Оратор, не продумавший плана, теряет «ось, стержень» своего выступления, не укладывается в отведенное для него время.

Планы бывают различными по цели и назначению. Вначале следует составить предварительный план. Ведь обычно каждая тема требует решения многих проблем. Например, в выступлении на тему «Об ораторском мастерстве лектора» можно говорить об ораторской этике, культуре владения словом, об умении логично и образно излагать мысли и т.д. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы составят основу речи.

Перечень этих вопросов войдет в предварительный план, который и является своего рода ориентиром для подбора литературы и фактических материалов , иллюстрацией к выступлению. Тщательное изучение материала позволяет оратору увидеть главные, самые существенные проблемы, подобрать интересные примеры, убедительные факты и цифры. Все это войдет уже в рабочий план. Его оратор составляет для себя, и «техника» оформления такого плана имеет индивидуально-авторский характер.

На основе рабочего плана составляется основной план. Он пишется для слушателей, чтобы помочь им следить за развитием мысли оратора, и обычно сообщается в лекциях, докладах, научных выступлениях. Однако в приветственных речах, в убеждающих и призывающих выступлениях план не оглашается.

Рассмотрим составные элементы композиции. Трехчастная композиция состоит из вступления, главной части и заключения. Эта композиционная схема стала универсальной на все случаи жизни, вне зависимости от того, какова конкретная тема.

В то же время уместно заметить, что классический риторический канон выделял шесть-семь важнейших частей речи:

  • обращение;
  • именование темы (вступление);
  • повествование;
  • описание;
  • доказательство;
  • опровержение;
  • заключение.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)