Консьюмеризм как социальное явление

Консьюмеризм (consumerism) – организованное движение субъектов гражданского общества: граждан, союзов потребителей, профсоюзов, экологических движений и т.д., за расширение прав и усиление воздействия покупателей на продавцов и производителей товаров.

Участники движения добиваются, чтобы каждый потребитель обладал, во-первых, правом на получение исчерпывающей информации о наиболее важных особенностях товаров.

Прежде всего речь идет о затратах производителя на производство и обслуживание продукта; используемых ингредиентах, компонентах, некоторых общезначимых характеристиках технологии; степени полезности продукта, степени свежести продукта, о его преимуществах или характеристиках в сравнении с аналогами. Во-вторых, потребитель должен иметь право на защиту от сомнительных товаров и сомнительных маркетинговых приемов; а также право оказывать влияние на товары и маркетинговые приемы с целью увеличения их вклада в повышение ―качества жизни‖.

В США консьюмеризм стал ощутимой силой в 60-х годах, когда Д. Кеннеди специальным президентским посланием в 1962 г. декларировал права потребителей на безопасность потребления, на информацию о характеристиках товаров, на выбор товаров. В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила ―Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, в которых намечены основные направления международной деятельности в данной области:

  • обеспечение физической безопасности потребителей;
  • защита экономических интересов путем обеспечения удовлетворительных технико-эксплуатационных характеристик продукции;
  • усиление мер контроля за недобросовестной конкуренцией;
  • обеспечение надлежащего обслуживания и снабжения запасными частями; распространение достоверной информации;
  • содействие созданию потребительских ассоциаций и кооперативов и др.

Особой формой реализации идей консьюмеризма является введение Международного дня защиты прав потребителя как инструмента социальной рекламы, продвижения потребительских знаний, популяризации специальных программ государственного управления.

Необходимо обратить внимание на то, что в современном обществе серьезную общественную силу представляют общественные движения, в центре внимания находится не товар и не взаимоотношения покупателя и продавца. Ф.Котлер указывает на растущее влияние движение, получившего название SOS – save our society ( в переводе с английского – спасите наше общество), ориентированного на три социальные цели: достижение прогресса в области экологии, образования и этики.

В России консъюмеризм не занял пока столь серьезных позиций в системе социального управления как в странах с большим опытом рыночных отношений в условиях массового производства и потребления. Тем не менее российское общество довольно быстро воспринимает идеи консьюмеризма и делает шаги в направлении институализации данного явления.

В первую очередь необходимо обратить внимание на правовое реагирование как индикатор важности проблемы социального развития. В России действует закон «О защите прав потребителей», который направлен на реализацию представленных выше «Руководящих принципов для защиты интересов потребителей» Генеральной Ассамблеи ООН.

Консьюмеризм находит проявление и в популяризации потребительских знаний на базе средств массовой информации и системы общего образования.

Российский потребитель сталкивается с разнообразием жанров и средств коммуникации, с помощью которых к нему приходит информация, необходимая для выработки рациональных стратегий поведения на рынке. Это и ток-шоу и просветительские программы телевидения, и специальные рубрики газет и журналов, и Интернет-сайты, и представление данной темы в кинофильмах и книгах.

Они знакомят с информацией познавательного характера, разъясняющей права потребителя, механизмы рыночных отношений и маркетинговых технологий; рассказывают о технологиях производства, параметрах качества; доводят сведения о недобросовестных производителях и поставщиках. К сожалению, потребитель нередко сталкивается с примерами ангажированности создателей подобных информационных мероприятий, которые делают их средством создания имиджевой рекламы или недобросовестной конкурентной борьбы.

Интересно
Следует обратить внимание на то, что обсуждение отдельных вопросов, связанных с маркетинговыми технологиями и коммуникациями в средствах массовой информации и популярных деловых журналах, формируют не просто понимание сущности происходящих управленческих процессов, но и определенное знание именно об ответной реакции на действие маркетолога.

С одной стороны, наш потребитель использует это знание в своей деятельности в специфических и неспецифических формах, с другой, он делает выводы о своей манипулируемости («Вот как нас обманывают, заставляют покупать, что нам не надо» и т.п.). Знание потребителем механизмов управления его поведением с помощью маркетинговых технологий предполагает, что потребитель либо включает механизмы противостояния воздействию подобных инструментов, либо принимает правила игры и тем самым усиливает эффект маркетинговой деятельности.

В данном случае огромную роль играет формирование системных потребительских знаний – задаче, которая сегодня успешно решается в системе общего образования. Важность данного направления развития школьного образования обусловлена необходимостью потребительских знаний для социализации и социальной адаптации подростков и молодежи в условиях рыночной экономики.

Анализ опыта реализации идей потребительского образования демонстрирует возможность создания специального курса «Основы потребительских знаний», так и включение специального блока тем в дисциплины обществоведческого профиля. В ряде школ предлагается интеграционный курс «Основы предпринимательской деятельности и потребительских знаний», который, позволяя увидеть данную проблему с двух сторон, играет огромную роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения и культуры рыночных отношений.

К сожалению, нередко содержание данной дисциплины ограничивается толкованием законодательной базы защиты прав потребителя, между тем она не отражает всего многообразия ситуаций, с которыми сталкивается потребитель. Кроме того, необходимо уделить должное внимание разработке дидактических основ преподавания данной дисциплины в силу своеобразия формируемых ее знаний, умений, навыков, системы ценностей, поведенческих правил.

В данном случае речь должна идти об инновационных педагогических технологиях, о методах активного обучения (деловых играх, тренингах, дискуссиях, экскурсиях и т.д.), которые помогли бы сделать этот курс не рутинным, а интересным и познавательным для российских школьников.

Под эгидой Международной Конфедерации обществ потребителей, фонда Сороса, института ―Открытое общество, Государственного комитета по антимонопольной политике, Министерства образования России в 1997 в г.Пензе прошла Международная научно-практическая конференция ―Потребительское образование: теория и практика.

Итогом ее работы стало создание Межрегиональной Ассоциации ―Потребительское образование, объединившей всех энтузиастов, независимо от рангов и профессий. В состав этой общественной организации вошли государственные служащие, общественные деятели, преподаватели школ, техникумов и ВУЗов. Таким образом, консьмеризм выступает примером механизма социального управления, ориентированного на обеспечение устойчивого развития и сохранение гуманитарных приоритетов.

Консьюмеризм выступает гарантом цивилизованного развития рыночных отношений, выводя на уровень социально и экономически значимых явлений интересы потребителей и оказывая влияние на приоритеты и направления развития общества на современном этапе.

Несомненно, что консьюмеризм, оказывая противодействие ряду направлений деятельности организации, способен воздействовать на ее эффективность. В связи с этим особую роль приобретает формирование коммуникации с движением по защите прав потребителей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)