Методология управления

Методология (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина) – учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

Совершающиеся действия в организации не могут происходить бесконтрольно. Для регулирования процессов внутри организации существуют законы, которые выражают общие отношения, связи.

Большая часть взаимоотношений в организациях регулируется сводом законов и правил, установленных законодательством. Однако существует множество нюансов, которые стандартные правила урегулировать не в состоянии или же вызывают противоречия.

Абсолютно каждая организация имеет свои процессы: управляемые, частично управляемые и неуправляемые.

В каждый такой процесс входит по 4 составляющие:

  1. Вход (распоряжение руководства).
  2. Преобразование (обработка распоряжение).
  3. Результат преобразования.
  4. Влияние результата на начальное распоряжение.

Крупные компании часто вынуждены формировать до пятнадцати уровней менеджмента. Такое количество находится практически на границе управленческого кризиса, и единственный выход из этого положения видится в замене пирамидальных управленческих структур на плоские.

В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелев и Н.Ю. Шестопал подчеркивают, что их создание и успешное функционирование возможно лишь в условиях расширения полномочий и ответственности с одновременным замещением административных отношений на экономические.

Далее обратимся к характеристикам основных законов управления.

Закон синергии.

Закон: Помещение, оборудование, материалы и т.д. – все это является частью организации, то есть ресурсами. Общая характеристика ресурсов определяет потенциал к дальнейшему развитию компании: помогают или затормаживают. Это напрямую зависит от того, как будут распределены и использованы ресурсы. Таким образом, по закону синергии производительность может, как резко возрасти, также резко пойти и на спад.

Для достижения синергии существует несколько методов. Но стоит заметить, что заранее предугадать эффект синергии очень сложно, и порой он не зависит от руководителя. Однако зависит от общих действий управления, рабочей силы и внешней среды.

Наиболее простым методом является «вопрос-ответ». Также неплохой альтернативой первого метода является «конференция идей».

За признаки положительной синергии рассматривают:

  • хорошее настроение коллектива;
  • интерес работников к профессиональному росту;
  • активное приобретение акций организации;
  • рост числа предложений по совершенствованию технологии и структуры управления;
  • благотворительность;
  • устойчивость к внутренним и внешним факторам воздействия.

Закон развития.

Каждый руководитель стремится ускорить темп развития на начальной стадии (становление), притормозить на втором этапе (расцвет), и, конечно же, как можно дольше оттягивать третью ступень: угасание, когда спрос стремительно идет на спад, и предприятие «отмирает».

Различаются две формы развития – эволюционное и революционное

При эволюции развитие происходит постепенно, медленно, без колебаний. А при революционном развитии все с точностью наоборот: это резкие скачки, быстрый темп.

Закон самосохранения.

Данный закон предполагает необходимость создания устойчивости организации к внешним и внутренним отрицательным факторам, а также ограждение предприятия от резких скачков, потрясений.

Для поддержания положительной ситуации необходимо противостоять в большей мере внешним факторам. Здесь существует несколько стратегий:

  • пассивно-индивидуальная (ожидание предложений, спроса);
  • пассивно-коллективная (заинтересованность сторонних организаций в развитии именно этой сферы услуг, товаров);
  • активно-индивидуальная (постоянное развитие в своей сфере, привлечение покупателей);
  • активно-коллективная (создание собственной инфраструктуры под собственное предприятие).

Однако, защита предприятия зависит не только от внешних факторов, но и от внутренних. Ведь именно от менеджеров организации зависит благосостояние компании.

Закон информированности-упорядоченности.

В наше время роль информации невероятно велика. Не зря современное общество называют информационным.

Информационная среда организации – это совокупность процессов получения, обработки, передачи и использования данных.

Упорядоченность организации – это её содержательная и структурная схема.

Изучив общие законы организации, можно сказать, что процесс управления предприятием не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Множество нюансов, преград и т.п. может встать на пути. Необходимо учитывать все. Не только внешний, но и внутренний климат организации влияет на ее развитие.

Много лет идут изучения в сфере управления организацией. Множество методов было разработано, но несмотря на это, предпринимательская деятельность всегда была и будет связана с риском.

Потому можно сделать вывод, что изучение законов организации является основой для управленческой деятельности. Особенно в нашем веке. Формирование, развитие и изменение организационной структуры современного предприятия сопряжено с множеством факторов влияния, находящихся как во внешней, так и во внутренней среде.

Так, управление представляет собой систему, которая состоит из объекта управления, то есть управляемой подсистемы, и субъекта управления, которым управляют (рисунок 1).

Методология управления

К числу наиболее распространенных моделей исследования систем управления относятся:

  1. Физические модели, которые в уменьшенном или увеличенном виде представляют исследуемую систему или объект. Отличительной особенностью данного типа модели является их полное визуальное соответствие исследуемому объекту.
  2. Аналоговые модели, представляющие собой поведенческое соответствие реального объекта при отсутствии визуального сходства. К примеру, организационная структура предприятия.
  3. Математические модели, представляющие собой символическое описание характеристик и свойств объекта или явления.

Как было отмечено, особую роль в планировании занимают прогнозы.

Необходимо отметить, что составление различных видов прогнозов должно предполагать:

  • проведение комплексного анализа экономических, социальных, инвестиционных, технических и инновационных процессов, происходящих на предприятии и выявление по результатам узловых проблем промышленного предприятия;
  • формирование стратегии развития и определение трудностей и практических задач, которые необходимо решить в ближайшее время;
  • обоснование и анализ вариантов изменения имеющегося потенциала предприятия (кадрового, производственного, пространственного, финансового) при формировании стратегических целей и задач.

Необходимо отметить, что прогнозы учитывают требования плана, но, в свою очередь, являются и самостоятельной формой предвидения объективного процесса и возможного конечного результата реализации поставленным целям по отрезкам времени и необходимым ресурсам.

Далее следует рассмотреть более подробно такие виды планирования как стратегическое, тактическое и оперативное, которым предприятия уделяют особое внимание.

Таким образом, было определено, что планирование представляет собою процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня

При этом, прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов компании. Необходимо отметить, что важной структурной характеристикой системы плановых расчетов является периодичность планирования. Следует отметить тот факт, что особое внимание было уделено таким видам планирования, как стратегическое, тактическое и оперативное, так как именно этим видам уделяется особое внимание на предприятиях.

  1. Представим непосредственно принципы планирования:
    1. Принцип единства. Предполагает разработку общего плана социально – экономического развития предприятия. Согласно данному принципу, все планы предприятия должны быть едиными.
    2. Принцип непрерывности. Данные принцип говорит о том, что на предприятии все процессы должны быть взаимосвязанными и непрерывными.
    3. Принцип гибкости. Согласно данному принципу, планирование должно предусматривать возможности корректировки после принятия решений.
    4. Принцип точности. Любой план на предприятии должен быть составлен с высокой точностью, исходя из текущего состояния предприятия.

Подводя итог, было отмечено, что планирование представляет собою процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня.

При этом прежде всего планирование – это процесс практического воплощения стратегии, принятие конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить его неопределенность. Следует отметить, что ведущее положение в планировании занимают прогнозы.

Особую роль на предприятии уделяют таким видам планирования, как стратегическое, тактическое и оперативное.

Было отмечено, что планирование основано на определенных принципах, среди которых принцип единства, непрерывности, гибкости, точности. Как было отмечено, важную роль в планировании предприятия занимают методы планирования. Среди этих методов выделяют: балансовый, нормативный, опытно-статистический, программно-целевой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)