Конфлитогенность лидерства и власти

Личность лидера (руководителя) и стиль его поведения во многом определяют судьбу каждого участника групповой деятельности, да и всей группы в целом.

Другими словами, лидеры влияют на конфликтоустойчивость членов группы. Изучая конфликтное поведение членов группы, можно понять динамику лидерства и его влияние на конфликтоустойчивость групп.

В социальной психологии существует большое количество опреде­лений лидерства, поэтому трудно дать общее определение, с которым согласились бы все исследователи.

Это объясняется тем, что феномен лидерства, отношения лидерства проявляются всегда и везде, где труппе людей приходится решать какие-то проблемы, затрагивающие инте­ресы всех или большинства членов группы, особенно в кризисных, кон­фликтных ситуациях.

Наиболее заметными лидерские отношения делаются в том случае, когда перед группой стоит задача распределе­ния ресурсов, особенно если эти ресурсы ограничены (ресурсы в дан­ном контексте понимаются в широком плане: материальные, финансо­вые, пищевые, информационные и т. д. вплоть до репродуктивных).

Такое широкое понимание лидерства, которое может затрагивать все »сферы общественной жизни (политику, экономику, культуру, науку и т. д.), также микро- и макроуровни взаимодействия людей (от взаи­моотношений в малых группах до управления государством и между­народными делами), позволяет охватывать формальные и неформаль­ные организации, но не дает четкого и однозначного определения лидерства.

Другая трудность состоит в том, что различные подходы акценти­руют внимание на той или иной стороне достаточно сложного комп­лекса конфликтогенных отношений, в которые вступают лидер и ве­домые.

Наиболее интересна классификация лидерства, предложенная Р. Стогдиллом, который в своей книге «Справочник по лидерству» классифицировал все определения лидерства по одиннадцати ключе­вым идеям, позволившим сгруппировать эти определения в соответ­ствии с ними.

Лидерство как центр групповых интересов. Данный подход отмечает тот факт, что лидер является духовно-эмоциональным цент­ром группы, выражением власти всех в одном лице. Он определяет групповую структуру, атмосферу, идеологию и групповые интересы, спо­собствует разрешению внутригрупповых конфликтов.

Лидерство как проявление личностных черт. Эта группа кон­цепций ставила перед собой цель выявить некоторый оптимальный на­бор личностных черт, позволяющих человеку успешно добиваться и удерживать лидерские позиции с учетом привлекательности для груп­пы поведенческих характеристик.

Лидерство как искусство достижения согласия. Делается ак­цент на обязательно присущих эффективному лидеру умении добиваться согласия, консенсуса, лояльности и сотрудничества со стороны ведо­мых, умении улаживать конфликты.

Такое лидерство называют кон­сенсуальным (безконфликтным). Лидерство здесь рассматривается как инструмент подчинения группы воле лидера.

Лидерство как действие и поведение. Акцент делается на поведен­ческих аспектах лидерства. Лидерское поведение — любые действия, кото­рые предпринимает лидер для управления и координации работы группы.

Это, например, такие действия, как распределение обязанностей, поощре­ние и критика членов группы, мотивация для достижения результатов.

Лидерство как инструмент достижения цели или результата. В этих концепциях эффективность лидерства напрямую связывается с достижением результатов и удовлетворением потребностей группы.

Лидерство как взаимодействие. В данном случае лидерство понимается как эффект группового действия. Согласно этому подходу, необходимым условием эффективного лидерства является его осозна­ние и поддержка со стороны членов группы.

Лидерство — это такие межличностные отношения, когда члены группы выполняют задание потому, что они хотят это делать.

Лидерство как умение убеждать. Подчеркивается различие между лидерством и управлением.

Если последнее, с точки зрения сто­ронников этого подхода, является искусством принуждения и использования силы или угрозы применения силы для того, чтобы заставить людей следовать в определенном направлении, то лидер управляет пу­тем убеждения, поощрения и побуждения к действию силой собствен­ного примера.

Такое поведение лидера характерно для многих полити­ческих и общественных (чаще всего неформальных) организаций.

Лидерство как осуществление влияния. Лидерство рассматри­вается как процесс влияния на деятельность организованной группы, дополняющий нормы и предписания для выполнения задания. Боль­шое значение придается анализу межличностных отношений.

Лидерство как отношения власти. В этом случае властные от­ношения рассматриваются как форма лидерских отношений, как спо­собность одного индивида доминировать над другими и преодолевать сопротивление последователей (подчиненных).

Если один индивид в группе может добиться изменения поведения другого индивида, то мы имеем дело с актом лидерства, при этом некоторые лидеры в большей степени способны трансформировать лидерские отношения во власт­ные, чем другие.

Лидерство как дифференциация ролей. Эти определения основываются на ролевой теории современной социологии, соглас­но которой все члены общества, группы и общественные организа­ции занимают определенное место в системе социальных статусов.

Каждый участник взаимоотношений «лидерство—подчинение» иг­рает определенную роль, а лидерство может рассматриваться как ролевая дифференциация.

Основой такой дифференциации являет­ся процесс взаимодействия и взаимовлияния между членами груп­пы, когда один индивид влияет на других, а другие реагируют на это влияние.

Лидерство как инициация, или конструирование структуры группы. Лидерство рассматривается как процесс, порождающий и под­держивающий ролевую структуру группы.

Лидер стремится сконстру­ировать структуру таким образом, чтобы легитимизировать свой ли­дерский статус.

Как утверждают сторонники такого понимания лидерства, эти процессы особенно важны на этапах становления новых коллективов, структура которых еще не устоялась.

Данный пример классификации определений лидерства показыва­ет, что найти однозначное определение лидерства, которое удовлетво­рило бы всех исследователей, невозможно. Однако задача упрощается в том случае, если речь идет об организационном лидерстве или лидер­стве в формальной организации.

Это связано с тем, что формальную организацию достаточно легко определить как группу, объединяющую двух и более людей на основе устава, договора, контракта или любого другого документа, регламентирующего их положение в организации, сознательно действующих для достижения какой-либо цели.

Несмотря на очевидность феномена лидерства, практически бывает трудно установить, кто же является лидером группы.

Существует два основных метода определения лидера в конкретной группе:

1) путем опроса членов группы для выяснения, кому они отдают предпочтение как наиболее влиятельному лицу в выборе направлений деятельности группы (метод самодоклада);

2) путем обращения к сторонним наблю­дателям (или специально приглашенным консультантам), чтобы они назвали тех членов группы, которые имеют наибольшее влияние на дру­гих, или зарегистрировали относительную частоту успешных актов вли­яния одних членов группы на других (метод наблюдения).

Общий критерий обоих методов выявления лидера — фактор влия­ния, оказываемого личностью на членов группы. Следовательно, пер­воначально лидеров можно определить как лиц, оказывающих влияние на деятельность группы.

Однако, как считал социальный психолог Ю. Н. Емельянов, простота и очевидность этого определения обман­чивы. Существует по крайней мере три важных следствия, которые обычно не учитываются при изучении проблемы лидерства.

Во-первых, считается, что все члены группы в какой-то мере лиде­ры, поскольку каждый участник в известной степени и в каком-то от­ношении, даже помимо своей воли, влияет на действия других членов группы.

Поэтому нужно учесть, что лидерство является количествен­ной переменной, а не наличием (или отсутствием) определенного каче­ства. Правильнее было бы говорить не о наличии, а об объеме способ­ности (потенциала) к руководству у каждого члена группы, не разделяя их фатально на лидеров и последователей.

Во-вторых, проявление лидерства есть акт взаимодействия между конкретными людьми: не только лидер влияет на последователя, но и последователь влияет на лидера.

Поведение лидеров в значительной степени обусловлено установками, аттитюдами членов группы. Так, в группах с преобладанием тенденции к равноправию лидер более де­мократичен; напротив, в группах, где придается значение сильной вла­сти, лидер может стать диктатором.

В-третьих, нужно учитывать разницу между лидером как лицом, имею­щим значительный объем влияния, и официальным руководителем коллекти­ва, чье влияние иногда может быть значительно меньшим.

Другими слова­ми, не все формальные руководители являются фактическими лидерами.

Только учитывая перечисленные соображения, можно приступить к социально-психологическому анализу проблемы лидера и лидерства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)