Компоненты понятия «образ жизни»

Как уже отмечалось, образ жизни людей при  определенном состоянии общества определяется окружением, с одной стороны, и личностными характеристиками — с другой. Внешние  условия  и факторы, дифференцирующие его, подразделяется следующим образом:
  • естественные: географические, климатические, экологические, биологические, демографические и т. п.;
  • социальные: характер разделения труда и его условия, политические режимы и стили, действенность правовой системы;
  • культурные: объем культурной информации и  ее  распределение по уровням и областям культуры, структура действующих здесь социокультурных норм и ценностей — экономических, социально- политических, идеологических,  познавательных,  этических, эстетических и т. п.

Теоретическое пересечение этих групп переменных, детерминирующих               социокультурную жизнь,                                             определяет дифференциацию образа жизни в соответствии с фундаментальным распределением видов активности в специализированных и обыденных областях социокультурного пространства.

К личностным факторам, влияющим на образ жизни представителей различных социальных групп, относятся,  с  одной  стороны, интерпретация ими внешних условий своего существования, а с другой — их побуждения, ценностные ориентации, интересы, запросы, цели.

Специфика взаимодействия этих переменных определяет различия в содержании, структуре и форме способов само- осуществления людей в одном и том же обществе. Поэтому важно более подробно  остановиться на рассмотрении обусловливающих ее факторов и механизмов.

Социокультурные возможности личностных проявлений жизненной активности при каждом состоянии общества имеют свою качественную определенность. Они установлены и признаны в культуре как социально значимые и отграниченые друг от друга зоны индивидуального и коллективного  приложения   усилий.

Их характеризует относительно устойчивый способ организации предметно пространственных характеристик окружения, определенных типов взаимодействий и коммуникаций людей, их биопсихических процессов и психических состояний вокруг  конкретной  социально  значимой  цели или функции (или вокруг их  совокупности).

В  современном  обществе они могут быть типологизированы на основании фундаментальных функций, обеспечивающих воспроизведение существования общества и личности. Соответственно выделяются:

  1. Организация материальных          и         социальных          основ жизнеобеспечения:

— труд на производстве;

— труд в домашнем хозяйстве;

— деятельность, связанная с  приобретением  и  потреблением товаров и услуг.

  1. Организация процессов социализации:

— приобретение общего образования;

— профессиональная подготовка;

— общественная активность;

— любительские занятия;

— физкультура и спорт.

  1. Социальная коммуникация:

— профессиональное  (формальное) взаимодействие;

— неформальные (в том  числе  дружеские) контакты;

— семейные отношения;

— получение информации через средства массовой коммуникации;

— путешествия;

— передвижения внугри населенного пункта.

  1. Восстановление энергетических затрат (рекреация):
  • – потребление пищи;

— соблюдение личной гигиены;

— пассивный отдых, сон.

При анализе социальной стратификации с  точки  зрения  образа жизни людей эти зоны сопоставляются с областями социеталь- но- институционального пространства.

Соответственно выявляется, каким социально значимым формам активности представители различных социальных слоев уделяют основные усилия и время, как оценивают их, иными словами, каково распределение структур образа жизни, определяющее социокультурное пространство стратификации.

Структура образа жизни людей представляет собой относительно устойчивое во времени сочетание «сред», а также видов социальных взаимодействий и коммуникаций, в которых они принимают  участие.

Эти структурные  компоненты  служат представителям разных слоев и групп в  качестве  организационной основы, позволяющей им переживать как социально и культурно значимую целостность свой индивидуальный опыт в конкретных жизненных обстоятельствах.

Они обеспечивают каждому возможность адекватно переходить от одной социально значимой ситуации к другой, быть распознанным в этой ситуации другими, определить свое  место среди них. Как социальное существо,  человек  обычно  расходует основную часть своего времени и ресурсов на  эти  культурно обязательные и санкционированные виды активности. В связи друг с другом они образуют устойчивую структуру, человек подчиняет ей свои спонтанные проявления.

Именно через них люди поддерживают свое предметное окружение,  осваивают  и  реализуют  социокультурные нормы, образцы деятельности, поведения, взаимодействия, социальное знание, моральные, этические и эстетические представления и ценности, что составляет содержание их образа жизни.

Такая организация происходит под воздействием факторов как экзогенного, так и эндогенного характера. К первым относятся возможности выбора «сред», видов активности в определенных социокультурных  условиях,  их  социально-функциональная  значимость и сложившаяся в культуре оценка социального престижа.

Вторые представляют собой конкретные  индивидуальные  выборы,  организацию и оценку людьми всего этого, выражающиеся как степень удовлетворенности своим образом жизни.

Говоря о структуре и содержании образа жизни людей, следует отметить, что они не остаются неизменными во времени. Их динамика также определяется экзогенными и эндогенными факторами.

Первые составляют некоторые обязательные или же доступные для всех членов общества виды активности, в  которых  они  принимают  участие  и которые на определенный период являются устойчивыми компонентами их образа жизни (например, обучение в средней школе, трудовая деятельность и т. п.).

Вторые связаны с изменением значимости для индивида того или иного вида деятельности (например, по мере  включения в работу человек начинает испытывать большой интерес к своей профессии, чем во время обучения) или, наоборот, с отказом принимать участие в каком-либо из них  (например,  после  нескольких  лет обучения в высшем  учебном  заведении  человек  решает оставить его и пойти работать), а также со сменой предпочтений в предметном мире (например, смена места жительства, домашнего интерьера, предметов личного пользования).

Индивидуальный выбор людьми из «заданных», имеющихся в обществе к моменту их  рождения  культурно установленных видов активности, их предметных условий, средств и результатов, способов организации элементов окружения в различные периоды жизненного цикла  определяет не только структуру их  образа жизни, но и промежуток времени, в течение которого  все  это остается устойчивым.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)