Конституционная организация

Общественная жизнь упорядочивается не только в пределах институционального пространства организации социального взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождается коммуникацией.

Ее единицы — представления, образы,  модели,  связанные с такого рода процессами, — выражены в интерсубъективной символической форме. Их тоже можно представить в терминах институционального социокультурного пространства, имеющего символическое выражение.

В этом его домене закреплены представления людей об их наиболее значимых, устойчивых и распространенных связях с природным и искусственным окружением; переживания, обусловливающие их воспроизведение или изменения; соответствующие отношения, базирующиеся на определенных оценочных критериях — утилитарных, этических, эстетических и пр.

Этот субстрат зафиксирован в символической форме, и фиксирует особый социокультурный опыт, транслируемый и осваиваемый в процессах социализации и инкультурации. Его объективация в теоретических категориях  и формулах, письменных и музыкальных текстах, ико- нических изображениях, пластических и архитектурных формах, технологических разработках  составляет  совокупность  артефак- тов-носителей культурной информации. В таком опосредованном виде она может собираться, храниться и широко тиражироваться.

Поскольку речь идет о зафиксированных в знаковой форме и  через нее транслируемых интерсубъективных, разделяемых представлениях, условно можно назвать такого рода информацию социально значимым знанием.

В этом случае метафизические, образные, рациональные построения можно рассматривать с точки  зрения их функций, связанных с организацией, упорядочением окружения, вниманием  к  нему,  контролем над ним.

Причем не имеет значения,  реальны  или  воображаемы элементы символического        пространства, конструктивность или декомпозиция заложена в интенциях  автора. Важно, что речь идет об определенном обосновании и выражении отношении людей к миру, высказываниях о нем,  претендующих  если не на истинность, то хотя бы на значимость для других.

Этот домен необходим людям, чтобы обмениваться информацией в условиях, где часть параметров социального взаимодействия остается относительно устойчивой, а часть меняется преднамеренно или «естественным» образом.

Особенно важна его освоенность для членов динамичного общества,  отмеченного  высокой  степенью социокультурной неопределенности. В этих рамках в любых условиях можно выделить устойчивые характеристики и  изменчивые  черты, причем с различением в них тех, что подконтрольны и неподконтрольны человеку.

Здесь проектируются цели социальных взаимодействий, определяются пути движения сообществ и человечества от прошлого к будущему, а также возможности регулировать его и т. п.

В силу социальной значимости этот домен, поддерживаемый символической и коммуникативной активностью людей, институционализирован как области религии, искусства, философии, науки.

Каждая из них заключает в себе не сводимые друг к другу представления о реальности, специфичные выразительные средства, особый социокультурный код. Каждой из них свойственна собственная институциональная структура, фиксирующая особые классы решаемых задач, принципы и правила решения, нормы и пределы отношений с реальностью и критерии их оценки, организационные  формы деятельности, взаимодействий, коммуникаций.

Различны  дистанции между ними и обыденной жизнью людей. Так, искусство в  его  популярных формах существенно ближе к повседневной реальности, чем философия и наука. Различаются они и по акцентам на устойчивых или изменчивых характеристиках реальности.

Если религия и философия сфокусированы на универсалии и абсолюты, то в науке и искусстве предметом интереса является множественное и относительное.

Порядок дальнейшего изложения обусловлен движением от упорядочения представлений,  наиболее тесно связанных с переживаниями, к организации рациональных концептов и категорий.

Религия — это область социокультурного институционального пространства, порождаемая способностью человека верить,  т.  е. принимать определенные утверждения без доказательства, лишь на основании священного авторитетного источника, из которого  они исходят, а также желанием опираться  на  такой  авторитет  при построении собственных суждений.

Религиозный код для обыденной  жизни и некоторых других областей социокультурного пространства, например философии, искусства, обеспечивает социально разделяемые символы и этические критерии, признаки  принадлежности  к  определенной социокультурной общности.

Институциональные формы религии таковы, что минимизируют дистанцию между  ней  и повседневной реальностью через разделяемые символы веры. В рамках этого пространства особую роль играет представление о сакральности (священности) его составляющих: переживаний, ритуалов, объектов, символов.

Столь же близка дистанция между обыденной жизнью и искусством, правда, без сакральных оснований. В этой области  в  образной, окрашенной переживаниями форме сконцентрированы представления о реальности и фантазии людей, выраженные профессиональными художниками на эстетическом языке.

При любой степени сложности он может быть освоен. А популярное искусство вообще общедоступно. Соответственно статус этой области в общем социокультурном пространстве можно определить как место экспериментирования с образами      реальности,      отыскания      приемлемых      для      человека, «соизмеримых» с ним связей с окружением.

Институциональные формы существования искусства в обществе напрямую связывают его с аудиторией.  Театры,   концертные  и  выставочные   залы, книгопечатание — все это составляет совокупность каналов широкого  распространения  художественных произведений.

К этому добавляются средства массовой информации, благодаря которым события из области искусства также становятся доступными широкой общественности.

Область философии ориентирована прежде всего на осмысление конечных, предельных оснований бытия и познания, вне зависимости от того, идет ли речь о природе, обществе,  культуре,  человеке.  Поэтому здесь сконцентированы представления о всеобщих законах земного мира и мироздания вообще, человеческого бытия и жизни животных, общественных отношений и индивидуального существования.

В отличие от философского научное познание направлено на  выявление соотношений устойчивых, повторяющихся связей  в  природе и  обществе и изменчивых, единичных, случайных событий.  В  рамках  науки изучается характер и причины процессов, происходящих в природе и обществе (фундаментальный уровень), а полученное знание обычно используется в качестве оснований для построения технологий (прикладной уровень).

Философская и научная области познания определенным образом взаимосвязаны. Каждая наука в разной степени содержит ряд исходных допущений, «гипотез о мире», носящих априорный, метафизический характер, которые всегда могут быть обнаружены.

В свою очередь  динамика  научного  познания обусловливает изменение философских представлений. Новые знания, получаемые с помощью научных методов, при попытках их интегрирования в целостную картину  мира  обычно  побуждает философов пересматривать ранее принятые принципы и положения.

Обе эти области символического пространства связаны с обыденной жизнью опосредованно, чаще всего через другие, более близкие к ней. Так, определенные философские позиции закреплены в религии,  в  ее онтологии и этике; в праве — например, в концепции справедливости; в искусстве — скажем, в представлениях о пространстве и времени; в политике — в форме определенной идеологии.

Научное знание входит в обыденную жизнь, будучи трансформированным в технологические процессы, технические устройства, в консультации специалистов и пр.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)