Исходные теоретические социологические и антропологические допущения

Построение идеально-типических моделей социокультурного пространства и парадигм социального взаимодействия предполагает формулировку исходных допущений, на которых она базируется.

Социальная природа человека, т. е. исходно вынужденное, неустранимое сосуществование людей в планетарном пространстве в границах, предопределенных условиями, необходимыми для выживания человечества как вида:

— в пренатальном состоянии каждый эмбрион непосредственно связан с материнским организмом;

— после рождения, ребенок находится в существенной зависимости от окружающих взрослых;

— жизненный путь каждый прокладывает в контексте связей с другими.

Видовое единство (принадлежность к одному биологическому виду) означает, если переинтерпретировать формулу  У.  Джеймса,  что все люди:

— имеет сходные (общие) характеристики, которые можно назвать антропологическими универсалиями;

— типологически различаются по конфигурации (соотношению степени выраженности) этих универсалий;

— индивидуально различаются по вариациям выраженности типологических характеристик.

Из положения о видовом единстве людей можно вывести следствие об общих для них (универсальных) императивах в построении отношений с окружением на вещественном, социальном, символическом уровнях. Ответы на них структурно универсальны (пассивность/активность, деструктивность/конструктивность), а содержательно зависят от конкретных условий существования.

Свойство людей поддерживать и менять конфигурацию связей с окружением обусловлено имманентной изменчивостью

— окружения, событий, происходящих в его пределах, влияющих на положение дел в сообществе или на состояние его жизненной среды;

— индивидуальных запросов, проявлений активности, отношений между участниками.

Возможности людей  контролировать  свое  окружение ограничены, что обусловливает их объединение в сообщества, где в ходе интеракции их участники формируют подконтрольную им жизненную среду, которая характеризуется:

— упорядоченностью (устойчивостью,  повторяемостью  форм) связей между участниками, распределенностью функций между ними, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных запросов, с одной стороны, и поддержание целостности сообщества (как условие, необходимое для этого) — с другой;

— разделяемостью форм активности, обеспечивающих воспроизведение этих связей и функций; она фиксируется:

  • в стандартизованных действиях и их последовательностях как компонентах интеракции;
  • во взаимных ожиданиях  в  контексте интеракции, зафиксированных в нормах (границах «требуется — запрещается») и  правилах (вариации  допускаемых нормами  разделяемых  способов деятельности и поведения);
  • в знаковых и символических заместителях  референтов, позволяющих на уровне коммуникации подтверждать или отрицать правомерность определенных действий и актов  поведения  в контексте интеракции, а также намечать возможные пути их коррекции в случае надобности.

Формирование, поддержание и варьирование подконтрольной сообществу жизненной среды за счет эффективных интеракций отвечает свойству людей экономить усилия за счет поддержания устойчивых связей с окружением. Эти процессы  в  контексте  предлагаемой  концепции обозначается как адаптация.

Адаптационная активность обусловливает:

— формирование специфичной для человека как вида социальной реальности;

— она            упорядочивается             социокультурными             кодами, преобразующими неопределенность  в  отношениях  людей с окружением в разделяемые, не сводимые друг к другу порядки;

— они представляют собой социальные формы, отвечающие свойственным всему живому ориентациям как на устойчивость, так и на изменчивость связей с окружением.

Специфичная для человека как вида реальность может быть представлена совместной активностью людей в контексте их отношений с окружением, ее процессами, результатами и пространством реализации в аспектах:

  • социальном, т. е. структуры отношений между людьми в контексте различных форм процессов взаимодействий и комуникаций;
  • культурном, т. е. функциональное и символическое содержание, соответствующее этим структурам и формам;
  • социокультурном, т. е. зависимость между социальными структурами и культурным содержанием,  порождаемыми связями людей с окружением.

Социокультурная реальность воспроизводится и изменяется динамическими отношениями людей с окружением. Ее социально значимые формы и последствия закрепляются в стандартизованных, разделяемых типах артефактов:

  • паттернах поведения, детерминированных       необходимостью поддержания социальных отношений;
  • вещественных объектах — для удовлетворения индивидуальных запросов и сохранения жизненной среды;
  • символических образованиях — для идентификации элементов праксиса и экспериментирования с их заменителями.

Динамические отношения людей с окружением обозначаются термином «интеракция» с выделением трех уровней:

  • вещественного — материалы, инструменты, вещи для личного и коллективного использования;
  • социального — межличностные и межгрупповые обыденные и институциональные связи;
  • символического — вербальный и письменный язык, невербальные образные средства репрезентации (изображения, музыка, танец), экстралингвистические проявления (мимика, жестикуляция, проксемика).

Эти отношения обусловлены свойством человека (организма) регулировать собственные ресурсы: их накопление и экономия при достижении определенной меры сменяется «сбросом» их избытка. Следствием допущения об этом свойстве можно считать смену ориентаций человека с поддержания устойчивости в отношениях с окружением на их изменение.

Показателями экстремума в модальности этих отношений являются «стресс монотонии» в первом случае и тревожность, вызываемая неопределенностью, утратой контроля над жизненной средой, — во втором.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)