Исходные теоретические социологические и антропологические допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурного пространства и парадигм социального взаимодействия предполагает формулировку исходных допущений, на которых она базируется.
Социальная природа человека, т. е. исходно вынужденное, неустранимое сосуществование людей в планетарном пространстве в границах, предопределенных условиями, необходимыми для выживания человечества как вида:
— в пренатальном состоянии каждый эмбрион непосредственно связан с материнским организмом;
— после рождения, ребенок находится в существенной зависимости от окружающих взрослых;
— жизненный путь каждый прокладывает в контексте связей с другими.
Видовое единство (принадлежность к одному биологическому виду) означает, если переинтерпретировать формулу У. Джеймса, что все люди:
— имеет сходные (общие) характеристики, которые можно назвать антропологическими универсалиями;
— типологически различаются по конфигурации (соотношению степени выраженности) этих универсалий;
— индивидуально различаются по вариациям выраженности типологических характеристик.
Свойство людей поддерживать и менять конфигурацию связей с окружением обусловлено имманентной изменчивостью
— окружения, событий, происходящих в его пределах, влияющих на положение дел в сообществе или на состояние его жизненной среды;
— индивидуальных запросов, проявлений активности, отношений между участниками.
Возможности людей контролировать свое окружение ограничены, что обусловливает их объединение в сообщества, где в ходе интеракции их участники формируют подконтрольную им жизненную среду, которая характеризуется:
— упорядоченностью (устойчивостью, повторяемостью форм) связей между участниками, распределенностью функций между ними, обеспечивающих удовлетворение индивидуальных запросов, с одной стороны, и поддержание целостности сообщества (как условие, необходимое для этого) — с другой;
— разделяемостью форм активности, обеспечивающих воспроизведение этих связей и функций; она фиксируется:
- в стандартизованных действиях и их последовательностях как компонентах интеракции;
- во взаимных ожиданиях в контексте интеракции, зафиксированных в нормах (границах «требуется — запрещается») и правилах (вариации допускаемых нормами разделяемых способов деятельности и поведения);
- в знаковых и символических заместителях референтов, позволяющих на уровне коммуникации подтверждать или отрицать правомерность определенных действий и актов поведения в контексте интеракции, а также намечать возможные пути их коррекции в случае надобности.
Формирование, поддержание и варьирование подконтрольной сообществу жизненной среды за счет эффективных интеракций отвечает свойству людей экономить усилия за счет поддержания устойчивых связей с окружением. Эти процессы в контексте предлагаемой концепции обозначается как адаптация.
Адаптационная активность обусловливает:
— формирование специфичной для человека как вида социальной реальности;
— она упорядочивается социокультурными кодами, преобразующими неопределенность в отношениях людей с окружением в разделяемые, не сводимые друг к другу порядки;
— они представляют собой социальные формы, отвечающие свойственным всему живому ориентациям как на устойчивость, так и на изменчивость связей с окружением.
Специфичная для человека как вида реальность может быть представлена совместной активностью людей в контексте их отношений с окружением, ее процессами, результатами и пространством реализации в аспектах:
- социальном, т. е. структуры отношений между людьми в контексте различных форм процессов взаимодействий и комуникаций;
- культурном, т. е. функциональное и символическое содержание, соответствующее этим структурам и формам;
- социокультурном, т. е. зависимость между социальными структурами и культурным содержанием, порождаемыми связями людей с окружением.
Социокультурная реальность воспроизводится и изменяется динамическими отношениями людей с окружением. Ее социально значимые формы и последствия закрепляются в стандартизованных, разделяемых типах артефактов:
- паттернах поведения, детерминированных необходимостью поддержания социальных отношений;
- вещественных объектах — для удовлетворения индивидуальных запросов и сохранения жизненной среды;
- символических образованиях — для идентификации элементов праксиса и экспериментирования с их заменителями.
Динамические отношения людей с окружением обозначаются термином «интеракция» с выделением трех уровней:
- вещественного — материалы, инструменты, вещи для личного и коллективного использования;
- социального — межличностные и межгрупповые обыденные и институциональные связи;
- символического — вербальный и письменный язык, невербальные образные средства репрезентации (изображения, музыка, танец), экстралингвистические проявления (мимика, жестикуляция, проксемика).
Эти отношения обусловлены свойством человека (организма) регулировать собственные ресурсы: их накопление и экономия при достижении определенной меры сменяется «сбросом» их избытка. Следствием допущения об этом свойстве можно считать смену ориентаций человека с поддержания устойчивости в отношениях с окружением на их изменение.
Показателями экстремума в модальности этих отношений являются «стресс монотонии» в первом случае и тревожность, вызываемая неопределенностью, утратой контроля над жизненной средой, — во втором.
- Проблемы и перспективы изучения социокультурной микродинамики средствами социологии
- Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
- Факторы, определяющие выбор парадигмы
- Границы применимости переговорной стратегии
- Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
- Принципы преодоления межличностных затруднений
- Стили переговорного взаимодействия
- Ситуации, благоприятные для переговоров
- Границы применимости конфликтной парадигмы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу