Коммуникативистика как сфера междисциплинарных когнитивных практик

Для современного человека огромное значение имеет возможность передавать сообщения, обмениваться информацией, создавать общие смыслы, сообща созидать, воспроизводить и преобразовывать разнообразные социальные реальности, используя для этого различные знаковые системы. Этот процесс носит название «коммуникация». Он тесно вплетен в процесс человеческого общения, и поэтому между этими феноменами — коммуникацией и общением — сложно усмотреть разницу, очень часто, особенно в обыденном сознании, они отождествляются и воспринимаются как синонимы. Но тем не менее ряд наук изучают их как различные.

Интересно
В частности, для педагогики понимание особенностей и закономерностей коммуникативной стороны образовательного процесса имеет значение с точки зрения понимания и усвоения обучающимися содержания учебных текстов, а сущность педагогического общения связывается в первую очередь с созданием безопасной психологической среды в школе.

Коммуникация находится в центре пристального внимания ученых самых разных отраслей знания, являясь предметом научно-практических исследований. Уже в первой половине ХХ в. сложился целый комплекс научных дисциплин, изучающих коммуникацию, в дальнейшем получивший интенсивное развитие в направлении новой синтетической области научного знания – коммуникативистики. Она окончательно оформилась в 70е гг. прошлого столетия в США как междисциплинарная область научных исследований – теория коммуникации. На тот момент ее основным объектом стала проблема поиска консенсуса и способов эффективного взаимопонимания носителей различных социальных культур. Позже область исследований значительно расширилась и усложнилась.

В современной теории коммуникации как междисциплинарной науке существует понимание того, что коммуникация не может быть определена однозначно. В связи с тем, что коммуникация является комплексным феноменом, сама теория коммуникации также имеет комплексный, обобщающий характер.

Коммуникативные процессы и явления, коммуникативные технологии и связанные этим проблемы попадают в поле зрения различных наук, изучающих человека и общество: психологии, социологии, философии, лингвистикиимногих других. Каждая из них подходит к познанию и объяснению понятия, сущности, структуры, функций, субъектов, механизмов коммуникации, коммуникационных технологий со своих позиций. Теория коммуникации, учитывая достижения различных наук, собирает их концептуальные построения воедино и на основе метадискурсивного подхода обобщает и получает новое знание о коммуникации. В свою очередь, для педагогики и образовательной практики это обобщенное знание служит средством анализа и проектирования технологий педагогической коммуникации.

Развитие коммуникативистики непосредственно связано с жизнью общества. А со второй половины ХХ в. жизнь во многих странах мира характеризуется социальным метаболизмом — интенсификацией интеграционных и обменных процессов в обществе. Эти процессы приводят к глобализации современного информационного общества и сопровождаются развитием идеологии и философии толерантности и социального партнерства.

Когнитивные практики в контексте происходящих изменений характеризуются стремлением к синтезу, междисциплинарности, разрушению дисциплинарных границ и смешению предметных дискурсов. Эти тенденции проявляются в возникновении новых общенаучных методологий (системный, комплексный, информационный подходы, синергетика), в сдвиге социогуманитарного знания к феноменологической и герменевтической традициям. Процесс порождения нового знания различными когнитивными практиками постепенно преобразуется. Акцент здесь смещается с индивидуального способа получения и порождения нового знания на коллективный и полидискурсный. Новое знание появляется в результате обмена интеллектуальными ресурсами в условиях межличностной и междисциплинарной коммуникации.

В данном контексте междисциплинарность выступает не просто как стремление к расширению дисциплинарных границ при изучении комплексных познавательных проблем, но как продуктивная коммуникативная технология. В педагогике этот процесс прослеживается, с одной стороны, в появлении современных образовательных стандартов, в которых ядром содержания образования становятся надпредметные ученые умения и знания, а с другой стороны — в распространении информационно-коммуникационных обучающих технологий и метакогнитивных личностно ориентированных образовательных практик.

Современная коммуникативистика исследует коммуникации в различных форматах, средах, контекстах, отражая в своем обобщенном знании рефлексию многочисленных коммуникативных практик. Она включает в себя множество проблем в области теории и практики межличностной, групповой, организационной, профессиональной и межкультурной коммуникации. Объектами ее изучения являются вербальное и невербальное взаимодействие, риторика и аргументация. Появились такие новые объекты исследования, как компьютерно-опосредованная коммуникация, внутрикультурное взаимодействие и др.

Наряду с теоретическими разработками и исследованиями сформировались обширные сферы практической деятельности, находящие свое когнитивное и методологическое обоснование в теории коммуникации. К ним относятся: бизнес-коммуникация (реклама, маркетинг), организационная коммуникация (управление и коммуникативный менеджмент), общественно-политическая коммуникация (политический PR, публичная коммуникация), коммуникация в семье, страноведение и регионоведение, социальная работа, педагогическая коммуникация и др.

Интересно
Коммуникативная проблематика независимо складывается одновременно во многих различных академических дисциплинах, каждая из которых изучает феномен коммуникации в своем аспекте. Технические дисциплины исследуют возможности и способы передачи, обработки и хранения информации в процессе коммуникации, создания специальных кодов — систем определенных символов и правил, при помощи которых можно представить и передать информацию.

Кибернетика постигает законы эффективного управления информацией в искусственно созданных системах и организационных структурах. Философия рассматривает универсальные законы взаимодействия объектов любой природы. Логика изучает формы мышления и пути постижения истины, способы ведения диалога и спора. Риторика содержит знания об условиях и формах эффективной речевой коммуникации и навыках осуществления публичной коммуникации. Герменевтика в самом общем плане предполагает изучение процесса понимания (толкования) текстов, постижения их неочевидных, глубинных смыслов. Семиотика анализирует свойства знаков и знаковых систем, функционирующих в социуме, естественные и искусственные языки, особенности знакового поведения животных и человека.

Лингвистика уделяет пристальное внимание вербальной (словесной) коммуникации, законам употребления слов, нормам устной и письменной речи. Психология рассматривает индивидуальные и групповые психофизиологические особенности общения, факторы, способствующие передаче и восприятию информации, причины, затрудняющие процесс межличностной и массовой коммуникации. Социология накопила исследовательский потенциал в плане изучения законов и механизмов социального взаимодействия социальных субъектов, символической интеракции, социальной обусловленности норм, стереотипов общения и поведения, формирования общественного мнения.

Этнография изучает бытовые и культурные особенности коммуникации в этнических ареалах, язык, символику, традиции, выработанные определенным этносом в качестве способа собственной идентичности.

Этология предполагает изучение коллективного поведения животных, способов их общения, инстинктивных компонент поведения и их эволюции в онтологии человеческого поведения. Современная педагогика, изучая феномен коммуникации в образовательном процессе, фокусируется прежде всего на проблемах понимания и усвоения обучающимися содержания учебных текстов, развития их когнитивной сферы, создания безопасной психологической среды в школе. Во многом осознание и решение этих проблем обусловлено пониманием сложившейся в мире образовательной ситуации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)