Классификация технологий профессионально-ориентированного обучения

Классификация (от лат. classis – разряд, класс + facio – делаю) – это система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать исследуемые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них.

Основа (основание) классификации технологий обучения – это те качественные характеристики, которые позволяют систематизировать технологии применительно к решению ведущих (основных) проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения в реальной профессионально-образовательной практике.

В наиболее обобщенном виде все известные на сегодняшний день в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.

По философской основе выделяют следующие педагогические технологии:

  • материалистические и идеалистические;
  • диалектические и метафизические;
  • научные (сциентистские) и религиозные;
  • гуманистические и антигуманные;
  • антропософские и теософские;
  • прагматические и экзистенциалистские;
  • свободного воспитания и принуждения.

По уровню применения в реальной педагогической практике выделяются следующие технологии:

  • общепедагогические;
  • частнометодические (предметные);
  • локальные технологии.

По ведущему фактору психического развития обучающегося, на котором базируется технология:

  • биогенные технологии,
  • социогенные технологии,
  • психогенные технологии.

Следует заметить, что в современной педагогике принято считать, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным. Однако в реальной педагогической практике не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо фактор развития личности; как правило, педагогическая технология всегда комплексна.

Наиболее существенными основаниями для классификации технологий обучения являются:

  • тип технологии;
  • ее назначение;
  • объект применения;
  • субъект применения;
  • место применения;
  • способ реализации;
  • степень новизны и др.

Тип технологии

Данное основание классификации позволяет выделить общие и частные технологии.

Общие технологии – это те, которые ориентированы на общий цикл педагогической работы с обучаемым по выявлению его педагогической проблемы в сфере обучения и ее разрешению (например, технологии развития алгоритмического, логического мышления обучаемого; технологии обучения установлению причинно-следственных связей и др.).

Частные технологии – это те, которые направлены на решение определенной частной дидактической цели, задачи.

Назначение технологии

В соответствии с данным основанием классификации технологии могут иметь:

  • направленное целевое назначение – технологии развития (например, технологии развития профессионально-коммуникативных умений и навыков);
  • педагогической коррекции (например, технологии ликвидации «пробелов» в знаниях); технологии профориентационной работы со студентами младших курсов; технологии управления учебно-исследовательской деятельностью студентов и др.;
  • комплексное назначение – технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей (например, технологии формирования и развития самообразовательной культуры обучающихся).

Объект применения

Данное основание позволяет выделить технологии обучения в зависимости от характеристики объекта деятельности:

  • возрастная технология – объект обучения студент юношеского возраста, взрослый обучающийся в системе повышения квалификации;
  • социальная технология – обучение студентов, военнослужащих, безработных на курсах профессиональной переподготовки;
  • личностная технология (то характерное для объекта обучения, что обусловливает специфику педагогической работы с ним) – например, технологии обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, технологии обучения одаренных студентов и др.;
  • количественная технология – отдельная личность (технологии индивидуального обучения), группа (технологии группового обучения).

Субъект применения

Данное основание позволяет выделить технологию обучения в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста (преподавателя):

  • уровень профессионализма преподавателя – начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;
  • специализация преподавателя – по работе с определенной возрастной группой, по дисциплинам общекультурной подготовки, специально-профессиональной и др.

Место применения

Критерий по данному основанию позволяет классифицировать технологии обучения в зависимости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, оптимально их применение.

В качестве места применения технологий обучения выступают:

  • образовательное учреждение;
  • специализированные центры;
  • производственные учреждения и организации и др.

Способ реализации

Критерий по данному основанию направлен на выделение технологий обучения в зависимости от способа достижения цели (используемые основные методы, средства практического применения).

Интересно
Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели реализации технологии – ведущий метод (игровые технологии, тренинговые технологии, консультативные технологии и др.); совокупность основных методов; авторские методики и др.

По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые) технологии.

По преобладающей деятельности в профессиональной работе преподавателя различают информационно-лекционные, коррекционные технологии, консультативные, игровые, психотератевтические технологии, технологии проектирования, проведения тренингов, моделирования, экспертизы, управления и т.д.

По направленности на преобразование окружающей обучающегося среды выделяют так называемые средовые технологии: технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости будущих специалистов и т.д.

По предметной среде выделяют технологии профессионально-ориентированного обучения гуманитарным, естественным, техническим и др. дисциплинам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)