Классификация технологий профессионально-ориентированного обучения
Классификация (от лат. classis – разряд, класс + facio – делаю) – это система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов.
Роль классификации в познании чрезвычайно велика. Она позволяет систематизировать исследуемые объекты по определенным основаниям с учетом качественных характеристик каждого из них.
В наиболее обобщенном виде все известные на сегодняшний день в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.
По философской основе выделяют следующие педагогические технологии:
- материалистические и идеалистические;
- диалектические и метафизические;
- научные (сциентистские) и религиозные;
- гуманистические и антигуманные;
- антропософские и теософские;
- прагматические и экзистенциалистские;
- свободного воспитания и принуждения.
По уровню применения в реальной педагогической практике выделяются следующие технологии:
- общепедагогические;
- частнометодические (предметные);
- локальные технологии.
По ведущему фактору психического развития обучающегося, на котором базируется технология:
- биогенные технологии,
- социогенные технологии,
- психогенные технологии.
Следует заметить, что в современной педагогике принято считать, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным. Однако в реальной педагогической практике не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо фактор развития личности; как правило, педагогическая технология всегда комплексна.
Наиболее существенными основаниями для классификации технологий обучения являются:
- тип технологии;
- ее назначение;
- объект применения;
- субъект применения;
- место применения;
- способ реализации;
- степень новизны и др.
Тип технологии
Данное основание классификации позволяет выделить общие и частные технологии.
Общие технологии – это те, которые ориентированы на общий цикл педагогической работы с обучаемым по выявлению его педагогической проблемы в сфере обучения и ее разрешению (например, технологии развития алгоритмического, логического мышления обучаемого; технологии обучения установлению причинно-следственных связей и др.).
Назначение технологии
В соответствии с данным основанием классификации технологии могут иметь:
- направленное целевое назначение – технологии развития (например, технологии развития профессионально-коммуникативных умений и навыков);
- педагогической коррекции (например, технологии ликвидации «пробелов» в знаниях); технологии профориентационной работы со студентами младших курсов; технологии управления учебно-исследовательской деятельностью студентов и др.;
- комплексное назначение – технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей (например, технологии формирования и развития самообразовательной культуры обучающихся).
Объект применения
Данное основание позволяет выделить технологии обучения в зависимости от характеристики объекта деятельности:
- возрастная технология – объект обучения студент юношеского возраста, взрослый обучающийся в системе повышения квалификации;
- социальная технология – обучение студентов, военнослужащих, безработных на курсах профессиональной переподготовки;
- личностная технология (то характерное для объекта обучения, что обусловливает специфику педагогической работы с ним) – например, технологии обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, технологии обучения одаренных студентов и др.;
- количественная технология – отдельная личность (технологии индивидуального обучения), группа (технологии группового обучения).
Субъект применения
Данное основание позволяет выделить технологию обучения в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста (преподавателя):
- уровень профессионализма преподавателя – начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;
- специализация преподавателя – по работе с определенной возрастной группой, по дисциплинам общекультурной подготовки, специально-профессиональной и др.
Место применения
Критерий по данному основанию позволяет классифицировать технологии обучения в зависимости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, оптимально их применение.
В качестве места применения технологий обучения выступают:
- образовательное учреждение;
- специализированные центры;
- производственные учреждения и организации и др.
Способ реализации
Критерий по данному основанию направлен на выделение технологий обучения в зависимости от способа достижения цели (используемые основные методы, средства практического применения).
По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые) технологии.
По направленности на преобразование окружающей обучающегося среды выделяют так называемые средовые технологии: технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости будущих специалистов и т.д.
По предметной среде выделяют технологии профессионально-ориентированного обучения гуманитарным, естественным, техническим и др. дисциплинам.
- Характеристики эффективного взрослого обучающегося в системе ДПО
- Правила для участников модерации
- Этапы реализации технологии модерации
- Технология модерации профессионально-ориентированного обучения
- Классификация кейсов
- Общая характеристика кейс-технологий
- Краткая история метода кейсов
- Кейc-технологии профессионально-ориентированного обучения
- Технологии контекстного обучения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу