Классификация по степени распространения и инновационному потенциалу

По «степени распространения» педагогические альтернативы могут быть двух видов. Первый вид – локальные, к которым относится абсолютное большинство авторских проектов, реализуемых на самых различных уровнях общего образования.

«Локальность» этих проектов объясняется не столько специфичными условиями образовательного для данного региона контекста, сколько определенной закрытостью от широкой огласки, некоей самодостаточностью реализуемых проектов, их ограниченностью рамками конкретной социальной группы.

Следующий вид – широко распространенные в педагогической действительности проекты. Это проекты, которые по той или иной причине становятся достоянием широкой общественности и получают поддержку определенных социальных слоев.

Например, «коммунарская методика» в 90-ые годы или «развивающее обучение» в последнее десятилетие в школах повышенного уровня сложности учебного материала на этапе начального образования и т.п.

Степень распространения напрямую связана, с одной стороны, с отражением сущности, содержания и логики педагогического проекта или концепции в научных и методических изданиях, доступных для общего пользования, а с другой стороны, с деятельностью выпускников образовательных заведений, создаваемых в рамках альтернативного проекта.

По «инновационному потенциалу» современные нововведения в Российской педагогической действительности, как правило, бывают тоже нескольких видов:

  1. Комбинаторные (например: проекты экологического образования, «образование и сообщество» и т.д.),
  2. Модифицирующие (проекты «семейная школа», «интегрированная школа» и т.п.) или
  3. Восстановленные (педагогические проекты К. Вентцеля, Я. Корчака, В. Сухомлинского, М. Монтессори и т.п.).

Применительно к обозначенным выше основаниям классификации педагогической альтернативы следует отметить, что каждая социальная организация, в силу своих интересов и целей, предрасполагает или не предрасполагает к условиям проявления инновационного поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)