Коммуникативное направление гуманистической педагогики

Коммуникативное направление как явление альтернативной педагогики в современной России может быть представлено следующими концепциями: «организация совместных действий», «товарищеская воспитательная забота» или «коммунарство» и арт – педагогика.

Сейчас разберём суть концепции «организацию совместных действий» и «товарищескую воспитательную заботу».

«Организация совместных действий» (В.В.Рубцов) – в структуру совместного действия в образовательной деятельности входят следующие составляющие: распределение начальных действий и операций; обмен способами действия; взаимопонимание.

Среди средств, обеспечивающих осуществление совместной деятельности, наиболее важными являются:

  • коммуникация, без которой невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
  • рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию.

Теория организации совместных действий является основой создания «культурно-исторической школы», логика построения содержания образования в которой позволяет реализовать требование, где человек первоначально осваивает способ и форму работы с предметным содержанием, и только потом предметное содержание осваивается этими способами.

Так, в школе мифотворчества ученик осваивает мир вещей, их свойства и отношения, в школе – мастерской он изучает сложившиеся в предметах смыслы действия и осваивает навыки и умения, обеспечивающие эти действия.

В школе – лаборатории изучаемое содержание осваивается на основе построения моделей, понятий и теории этого содержания, что характерно для научного типа сознания.

В проектной школе основой выступает построение проектов или образцов деятельности, связанной с проектным типом сознания.

Проект и программа являются современным средством организации деятельности коллектива людей и координации выполняемых ими действий; при этом, важным объектом работы становится возникающая общность, моделирование ее целей, задач, условий и средств функционирования.

«Товарищеская воспитательная забота» или «коммунарство» (И.П.Иванов, В.Караковский) – участие каждого воспитанника в совместной деятельности на общую пользу: в поиске нужного окружающим людям и средств решения жизненно полезных задач, в практическом использовании приобретенных знаний и умений и т.д.

Данная концепция рассматривает обучение лучшей жизни через включение в лучшие отношения; опора на позитивное. Творческое решение воспитательных задач, когда совместное решение общих для воспитателей и воспитанников жизненно полезных практических задач ведет к постоянной импровизации, экспромту; самоорганизации, самодеятельности и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)