Классификация методов ценообразования 

В теории ценообразования известно множество методов ценообразования, различающихся по составу и разнообразию исходной информации, по сложности вычислительных процедур, по сферам применения и т.п. В связи с этим, для обоснованного выбора целесообразного метода, адекватного конкретной рыночной ситуации и целям субъекта ценообразования (производителя и/или продавца) полезно все методы ценообразования классифицировать по ряду существенных признаков.

Одна из известных методик классификации предполагает дифференциацию методов в зависимости от того, на что ориентируется в большей степени производитель (продавец) при установлении цены на свой товар.

Предлагается выделять три классификационных признака:

  • издержки производства и обращения у производителя (продавца);
  • нормативы затрат, приходящиеся на технико-экономический или потребительский параметр товара;
  • конъюнктура рынка.

В соответствии с первым признаком выделяют, так называемые расчетные методы ценообразования. Суть их состоит в том, что цена на товар устанавливается на таком уровне, чтобы полностью покрыть все издержки на его производство и реализацию.

При этом рыночные факторы не принимаются в расчет. К этой группе можно отнести следующие методы:

  • метод полных издержек;
  • метод прямых затрат;
  • метод предельных издержек;
  • метод на основе анализа безубыточности;
  • метод учета рентабельности инвестиций;
  • метод надбавки к цене.

Отдельную группу образуют так называемые параметрические методы ценообразования. Часто предприятия создают и производят такую продукцию, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.

При этом, под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.

Анализ производственных затрат показывает, что нормы расхода тех или иных ресурсов, например, материальных, как правило, изменяются при корректировке технико-экономических параметров. В связи с этим создается возможность распространить эту зависимость и на ценовые соотношения.

Кроме того, ценообразование на новую продукцию, которая имеет аналоги должно учитывать соотношение их потребительских свойств. В отдельных случаях в расчеты вводится какой-либо норматив затрат на единицу сравниваемых параметров.

Такие методы называются нормативно-параметрические. К данной группе методов ценообразования относятся:

  • метод удельных показателей;
  • метод регрессионного анализа;
  • агрегатный метод;
  • балльный метод;
  • метод расчета цены с учетом потребительского эффекта;
  • метод расчета цены на основе экспертной оценки потребительской ценности товара.

Конъюнктура рынка отображается при использовании методов рыночного ценообразования. Особенность этой группы методов состоит в том, что производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна. В основу же для расчета цены положено либо отношение потребителя к товару, либо оценка конкурентной ситуации на рынке.

Подгруппа методов с ориентацией на потребителя также включает в себя:

  • методы на основе воспринимаемой ценности товара;
  • методы с ориентацией на спрос.

К методам установления цены с ориентацией на конкурентную ситуацию относятся:

  • метод следования за рыночными ценами;
  • метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке;
  • метод определения цены на основе привычных, принятых в практике данного рынка цен;
  • метод определения престижных цен;
  • состязательный метод.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)