Особенности формирования импортно­-экспортных цен 

Одной из характерных черт развитых рыночных отношений является открытость национального рынка. В связи с этим предприниматели, осуществляющие импортно-экспортные операции должны соблюдать правила принятые международной торговле. В частности при установлении цены товара в контракте купли-продажи необходимо определять единицу измерения цены, валюту цены, способ фиксации цены, базис цены и уровень цены.

Единица измерения цены может быть представлена:

  • в натуральных измерителях (веса, длины, объема, комплектов и т.п.), обычно применяемых в торговле данным товаром;
  • в весовых (долевых) единицах содержания основного вещества в товаре (характерно для таких товаров, как руда, концентраты и т.п.);
  • в весовых единицах в зависимости от колебания натурного веса, содержания посторонних примесей и влажности.

Цена на весовые единицы должна быть установлена с учетом характера веса (брутто, нетто) и, кроме того, во всех случаях должно быть указано включается ли в цену стоимость тары и упаковки.

Валюта цены может быть выражена в валюте страны-импортера, или экспортера, или в валюте «третьей страны». Следует помнить, что, как правило, импортер заинтересован установить цену в той валюте, которая в большей степени будет обесцениваться в течение исполнения контракта.

Экспортер, наоборот, стремится зафиксировать цену в наиболее устойчивой валюте.

Способ фиксации цены определяется в контракте. Цена может быть зафиксирована в момент заключения контракта (твердая цена), определяться в течение срока его действия (цена с последующей фиксацией) или на момент его исполнения (скользящая цена).

Базис цены определяется на основе действующей системы базисных условий осуществления сделки – Инкотермс. Система Инкотермс регламентирует обязанности участников сделки по транспортировке товара, страхованию груза, оформлению коммерческих документов, месту и времени перехода с продавца к покупателю риска гибели или повреждения товара. С учетом принятых в контракте базисных условий, в итоге, формируются, так называемые, инвойсные цены.

В Инкотермс все базисные условия осуществления сделки объединены в четыре группы – Е, F, С, D (табл.1).

  • Группа Е именуется как отправка и включает условия поставки товара по цене ЕХВ (франко-завод), согласно которой продавец предоставляет готовый к отправке товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или складе и при этом не отвечает ни за погрузку товара на транспортные средства, предоставленные покупателем, ни за оплату экспортных таможенных пошлин.

Покупатель несет все расходы и риски, связанные с погрузкой и доставкой (перевозкой) товара с предприятия или склада продавца до места (пункта) назначения. В связи с этим цена франко-завод предполагает минимальную ответственность продавца.

  • Группа F показывает, что продавец основной фрахт не оплачивает (провозную плату не оплачивает). При этом учитываются условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем, что находит соответствующее отражение в отпускных ценах товара. Группа F включает три разновидности базисных условий.

Цена ФСА – «франко-перевозчик в указанном месте» означает, что продавец выполнит свои обязательства по поставке (доставке) товара только после того, как передаст товар, прошедший таможенную очистку при экспортировании, в распоряжение назначенного покупателем перевозчика товара во взаимосогласованном месте.

Цена ФАС – «свободно вдоль борта судна (с указанием порта отгрузки)» включает условие поставки товара, предусматривающее обязанность продавца доставить за свой счет товар к борту судна или на корабельный причал в пределах досягаемости корабельных кранов (аналогичных грузоподъемных средств) в согласованном с покупателем порту отгрузки. Покупатель после этого момента несет все риски гибели или повреждения товара.

Цена ФОБ – «франко-борт, или свободен на борту (с указанием порта отгрузки)» включает условие поставки товара, предусматривающее обязанность продавца за свой счет доставить товар на борт судна, т.е. продавец выполнит свои обязательства по поставке, когда товар перейдет поручни (борт) судна в указанном покупателем порту отгрузки. В связи с этим цена франко-борт предполагает часть расходов по транспортированию и страхованию только до момента доставки товара на борт судна.

  • Группа С показывает, что продавцом товара основной фрахт оплачен (провозная плата оплачена) и заключен договор на перевозку товара, но при этом он не берет на себя ответственность (не несет риска) за потерю или повреждение товаров либо дополнительные расходы, возникающие вследствие некачественной их погрузки и отправки. Группа С включает четыре разновидности базисных условий.

Цена КАФ – «стоимость и фрахт до порта назначения» включает условие поставки товара, предусматривающее оплату продавцом всех расходов и фрахтов, необходимых для доставки товара в указанный порт назначения. Однако ответственность за риск гибели или повреждения товара и риск дополнительных расходов, возникших в результате происшедших событий после того, как товар был поставлен на борт судна, переносится с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки.

Цена СИФ – «стоимость, страхование и фрахт до порта назначения» включает аналогичные обязательства продавца, что и при условиях поставки товара по цене КАФ, но помимо этого он обязан обеспечить покупателю морское страхование от риска гибели или повреждения товара во время транспортирования.

Цена СПТ – «провозная плата оплачена до места назначения» означает, что продавец оплачивает фрахт за перевозку товара к согласованному месту назначения. Однако риски его гибели или повреждения, а также дополнительные расходы, являющиеся следствием происшедших обстоятельств после того, как товар был доставлен перевозчику, переносятся с продавца на покупателя, когда товар будет передан под опеку перевозчика.

Цена СИП – «провозная плата и страхование оплачены до места назначения» означает, что продавец имеет те же обязательства, что и при условиях поставки товара по цене СПТ, но должен, кроме того, обеспечить для покупателя страхование морских грузов от риска гибели или повреждений товара во время транспортирования.

  • Группа D именуется как прибытие и включает обязанность продавца нести все расходы и ответственность за возможный риск во время доставки товаров в страну назначения. Группа D включает пять разновидностей базисных условий.

Цена ДАФ – «поставка до границы в указанный пункт» означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке тогда, когда поставил товар, очищенный от экспортных таможенных пошлин, в согласованный пункт и место на границе, но до поступления на таможенную границу соседней страны.

Цена ДЕС – «поставка с судна в порту назначения» означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, если товар был передан в распоряжение покупателя на борту судна, но не прошел таможенную очистку в согласованном порту назначения. В указанной цене учитываются все расходы и риски продавца по доставке товара в порт назначения.

Цена ДЕК – «поставка на причал в порту назначения» означает, что продавец выполнит свое обязательство по доставке, когда передаст товар, прошедший таможенную очистку, покупателю на пристани (набережной) в согласованном порту назначения. В указанной цене учитываются риски и расходы продавца, включая пошлины, налоги и другие сборы за доставку товара.

Цена ДДУ – «поставка в место назначения без оплаты пошлины» означает, что продавец выполнит свои обязательства по поставке, когда товар будет передан в распоряжение покупателя в согласованном месте в стране ввоза.

При этом продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара (за исключением пошлин, налогов и других официальных сборов, оплачиваемых при ввозе), а также за издержки и риски при выполнении таможенных формальностей. Покупатель оплачивает любые дополнительные расходы и отвечает за риски, вызванные несвоевременным прохождением таможенной очистки товаров при импортировании.

Цена ДДП – «поставка в место назначения с оплатой пошлины» означает, что продавец выполнит свое обязательство по поставке тогда, когда товар будет передан в распоряжение покупателя в согласованном месте в стране ввоза. При этом продавец несет все расходы и риски, включая пошлины, налоги и другие сборы, взимаемые в связи с доставкой товара, прошедшего таможенную очистку при импортировании.

Таким образом, если по цене ЕХВ (франко-завод) для продавца предусмотрен минимальный перечень обязательств, по цене ФОБ (франко-борт) он несет часть расходов по транспортированию и страхованию товара только до момента его доставки на борт судна, то условия цены ДДП (поставка с оплатой пошлины) предусматривают для него максимальный перечень обязательств, что необходимо учитывать руководителям и специалистам в практической деятельности.

В связи с этим применение в контрактах торговых терминов, сложившихся в практике международной торговли, должно быть абсолютно точным и соответствовать всем установленным отечественным требованиям, правилам и нормативным документам.

Уровень цены товара определяется используемой методикой ценообразования.

При экспорте товаров цена рассчитывается либо методом полных издержек производства и обращения, либо ориентируясь на уровень цен конкурентов.

Учет полных издержек осуществляется на основе калькуляции, в которую, на ряду с обще принятыми статьями, включают следующие дополнительные затраты:

  • комиссионное вознаграждение продавцов и торговых представителей;
  • таможенные расходы в стране покупателя;
  • транспортные расходы;
  • расходы по страхованию товара;
  • резервы для покрытия непредвиденных рисков;
  • расходы по оформлению сделки.

Расчет цены с ориентацией на конкурентов осуществляется по следующей схеме:

  • формируется информационная база (аналогичные товары-конкуренты, их основные характеристики и цены, условия при которых обычно осуществлялись сделки и т.п.);
  • проводится сопоставительный анализ экспортируемого товара и товаров-конкурентов по всем параметрам, включая цену и условия поставки;
  • с помощью поправочных коэффициентов цену экспортируемого товара приводят к условиям реализации на выбранном рынке.

Следует отметить, что в отличие от цен на товары, предназначенные для реализации на внутреннем рынке, в ценах экспортируемой продукции могут быть учтены особенности продвижения, распространения и даже ее потребления, характерные для принимающей страны. Отсюда, справедливо говорить не о методике расчета цены, а о пределах ее изменения.

Так, например, нижний предел цены экспортируемого товара представляет собой, как правило, сумму затрат на производство, планируемую прибыль производителя, расходы по доставке товара, до оговоренного в контракте пункта и затраты на таможенное оформление.

Верхний предел цены – это цена международного контракта. Она может существенно отличаться от внутренней цены, если за основу принимается мировая цена конкретного продукта, которая к тому же корректируется посредством ценовых поправок как общих для любых сделок, так и поправок, связанных с особенностями данного товара.

При импорте товаров основой формирования цены является цена международного контракта. Вместе с тем необходимо помнить, что импортируемая продукция поступает на внутренний рынок страны и, поэтому, цены на нее должны быть согласованы с ценами на аналогичную отечественную продукцию.

Разница между ними состоит лишь в том, что в цене импорта дополнительно учитываются таможенные пошлины (федеральные налоги по фиксированной ставке), таможенный сбор (плата за хранение товаров на таможне, санитарный сбор и др.), акциз и НДС. К этим платежам, возможно, понадобится добавить дополнительные расходы импортера на транспортировку до места реализации (складирования) товара и другие торговые издержки.

Верхний предел цены импортируемой продукции определяется конъюнктурой внутреннего рынка принимающей страны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)