Особенности формирования цен на различных типах рынков

Одним из важнейших аспектов в ценообразовании является оценка уровня адаптации предприятия к динамике спроса. Можно предположить, что учет изменений спроса (рост или снижение потребления товара) приведет к адекватной реакции предприятия с точки зрения увеличения (снижения) объема производства, изменения уровня цен на продукцию, ее модернизации, создания товарной линии и т.п.

Однако предприятие, как большая и сложная экономико-социальная система, всегда стремится к устойчивости, то есть является достаточно консервативной. Изменяться его может заставить скорей всего не динамика спроса, а необходимость выживания в конкурентной борьбе. Поэтому вероятность реакции отдельно взятого предприятия на изменение только лишь спроса не велика.

Вместе с тем из теории надежности известно, что любая система работает эффективно (без сбоев), если она имеет достаточный уровень надежности.

Применительно к национальной экономике страны уровень надежности следует отождествлять со способностью экономической системы быстро и адекватно реагировать на запросы социальной среды, которую она призвана обслуживать. Однако любая экономическая система представляет собой совокупность предприятий, каждое из которых обладает не высоким уровнем надежности, то есть объективно не стремится к каким-либо изменениям.

Таким образом, проблема состоит в том, как построить надежную экономическую систему – национальную экономику страны из совокупности не надежных элементов – предприятий.

Решение этой проблемы состоит в том, что гарантированная (надежная) работа системы состоящей из не надежных элементов может быть обеспечена только путем разумного резервирования. Применительно к национальной экономике – это равнозначно созданию достаточной конкурентной среды, когда самостоятельные и юридически независимые предприятия-конкуренты, взаимозаменяя и взаимодополняя друг друга, обеспечивают меняющиеся потребности рынка.

Таким образом, переход от монополизированного рынка к немонополизированному повышает надежность работы экономической системы в целом даже при неизменной консервативности каждого ее отдельного элемента – предприятия.

В мировой практике измерения надежности экономической системы относятся к сфере анализа концентрации рынка. При этом существуют две принципиально разные концепции концентрации рынка.

  • Концепция общей концентрации рынка основана на анализе выпуска продукции нескольких ведущих предприятий в национальной экономике конкретного государства. Предметом исследования в этом случае является то, какова доля продукции в общем выпуске товаров данной отрасли сконцентрирована в руках одного или нескольких ведущих предприятий. При этом не имеет значения в какой конкретной отрасли эти предприятия осуществляют свою деятельность. Задача состоит в том, что бы определить насколько мало количество предприятий, контролирующих производство данного продукта.
  • Концепция рыночной концентрации основывается на анализе поведения отраслей и предприятий в рамках одной отрасли. Это помогает определить, как устанавливаются цены в данной отрасли, какова среднеотраслевая прибыль, каков уровень развития и распространения НИОКР и т.п.

Существуют различные способы измерения концентрации рынка. Наиболее простым из них является способ, основанный на анализе так называемой кривой концентрации. В табл. 1 представлено распределение выпуска продукции между условными предприятиями одного из государств.

На рис. 1 показано как на основе данных представленных в табл. 1 строятся кривые концентрации для отдельных отраслей. По оси абсцисс отображены пять самых крупных предприятий в промышленности. По оси ординат показаны соответствующие доли рынка продукции, производимой каждым из этих предприятий.

В частности, в отрасли А самое крупное предприятие (предприятие 1) владеет 60% долей рынка. Второе по размеру предприятие обладает 20% рынка. Таким образом, два предприятия из пяти обладают 80% рынка, три из пяти обладают 90% рынка, пять самых крупных предприятий в отрасли А обладают 100% рынка.

Рис. 1. Кривые концентрации для двух отраслей

Аналогично, на основе имеющейся информации, можно построить кривую концентрации для любой отрасли (например, отрасли Г, см. рис. 1), а на ее основе вычислить соответствующее уравнение концентрации рынка.

Данный метод широко применяется в зарубежной практике, так как он прост, понятен и основан на информации, которую легко получить.

Вместе с тем он обладает двумя серьезными недостатками. Так, например, в рассмотренном выше примере показатель ПКО и для отрасли А, и для отрасли Г равен 90% (табл. 1), то есть уровень концентрации в этих отраслях одинаков. Однако, если рассчитать этот показатель не для трех самых крупных предприятий в отрасли, а для четырех, то для отрасли А показатель ПКОа=95%, а для отрасли Г – ПКОг=100%, то есть отрасль Г оказывается более концентрированной.

Отсюда ясно, что значение показателя уровня концентрации в отрасли во многом зависит от критериальной информации принимаемой в расчет.

Еще один недостаток данного метода состоит в том, что он не дает представления о распределении «власти» между самыми крупными предприятиями на том или ином рынке. Например, будем считать, что уровень концентрации на рынке А и рынке Г одинаков (ПКО=90%). Вместе с тем в отрасли А первое предприятие владеет 60% рынка, а два других вместе 30%, в то время как в отрасли Г каждое из трех крупных предприятий обладает 30% рынка.

Очевидно, что поведение предприятий в этих отраслях в области ценообразования, маркетинга, распределения товаров и т.п. будет существенно различаться.

Для определения типа рынка, а также регулирования конкуренции и монополизма в странах с развитыми рыночными отношениями применяются различные методы расчета показателей концентрации.

В соответствии с конкретными значениями данного показателя установлены следующие градации:

  • Ипко<45% – низкая степень концентрация в отрасли, а рынок считается нормальным для конкуренции;
  • 45%< Ипко <70% – концентрация в отрасли средней степени;
  • Ипко>70% – отрасль с высокой степенью концентрации, а рынок товаров монополизирован.

Несмотря на логичность и простоту исчисления данного показателя он не в полной мере учитывает специфические особенности рыночной структуры (например, как распределяется «власть» между самыми крупными предприятиями). Поэтому, он целесообразен для мониторинга и анализа преимущественно олигополистического рынка, а также в сочетании с другими измерителями.

Индекс Линда (Ил) определяет вес одного предприятия (предприятий) относительно всех остальных в ранжированном по убыванию рыночной доли ряду. В расчет принимаются два, три или четыре самых крупных предприятий в отрасли, определяющих рынок товаров данной группы.

Индекс Линда для двух предприятий рассчитывается по формуле:

Индекс Линда для трех предприятий рассчитывается по формуле:

Индекс Линда для четырех предприятий рассчитывается по формуле:

Допустимым с точки зрения безопасности для конкуренции считается значение индекса Линда в пределах: 120%<Ил<200%. В этом случае допускается дальнейшая концентрация капитала (например, в форме слияния и/или объединения двух и более предприятий).

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (UXX) решает проблему выявления наиболее крупных предприятий, которые могут доминировать на рынке и тем самым обладать властью в сфере установления цен по собственному усмотрению. Формула для расчета UXX имеет вид:

то есть суммарная доля всех действующих на рынке предприятий-конкурентов обязательно должна быть равна 100%. Предполагается, что на монополизированном рынке действует только одно предприятие в каждой отрасли и, тем самым, владеет 100% долей рынка. Тогда UXX для данной отрасли равен 10000. В условиях же совершенной конкуренции, где имеется множество предприятий-конкурентов и рыночная доля каждого из них бесконечно мала, значение UXX будет стремиться к нулю. Тогда величина UXX для любых вариантов концентрации в отрасли всегда будет находиться в пределах от 0 до 10000.

Отсюда можно сделать следующие выводы:

  • Рынок считается нормальным для конкуренции (не концентрированная отрасль), если UXX<1000.

В этих пределах допускается увеличение концентрации капитала. Кроме того рынок считается безопасным для конкуренции когда отрасль представлена 10-ю и более предприятиями, при этом:

  • одно предприятие занимает не более 31 % рынка;
  • два предприятия – не более 44%;
  • три предприятия – не более 54%;
  • четыре предприятия – не более 63%.
  • Отрасль считается умеренно концентрированной, если значение индекса находится в пределах: 1000<UXX<1800. В такой отрасли концентрация капитала возможна только в том случае, если увеличение значения UXX не превысит 100 пунктов.
  • Рынок считается неконкурентным (отрасль с высоким уровнем концентрации), если UXX>1800.

Показатель пороговых долей рынка используется в Российской Федерации для измерения уровня концентрации отрасли, начиная с 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от 9 октября 2002 г.).

Закон определяет следующие пороговые ограничения.

  • Предприятие признается безусловным монополистом, если оно контролирует более 65% рынка данной отрасли.
  • Предприятие может быть признано монополистом на конкретном товарном рынке, если его рыночная доля превышает 35% и, по заключению антимонопольных органов, оно занимает на этом рынке доминирующее положение.
  • Рынок конкретного товара считается безопасным для конкуренции, если:
  • на рынке действует 10 и более предприятий-конкурентов;
  • одно предприятие занимает не более 35% рынка;
  • два предприятия занимают не более 44% рынка;
  • три предприятия занимают не более 54% рынка;
  • четыре предприятия занимают не более 65% рынка,

то есть при выполнении всех этих условий отрасль считается не концентрированной, а рынок – конкурентным. Таким образом, на основе тех или иных показателей концентрации всегда можно достаточно точно установить тип конкретного товарного рынка и выработать базовые рабочие принципы в области ценообразования.

Рынок свободной конкуренции (UXX<1000). Не представляет проблем для создания и поддержания конкурентной среды, так как на рынке одновременно действуют 30 и более предприятий-конкурентов. Реакция на изменение потребностей и уровня спроса максимальная. Цена определяется рынком и близка к равновесной.

Однако здесь особое значение имеет защита прав потребителей, с одной стороны, и меры по защите и поддержке предпринимателей (особенно малого бизнеса), с другой. Все это должно быть обеспечено органами государственного, регионального и отраслевого управления.

Рынок монополистической конкуренции (1200>UXX>1000). По своим характеристикам очень похож на рынок свободной конкуренции (на рынке одновременно действуют от 10 до 30 и более предприятий-конкурентов), но есть определенная специфика в области распространения товаров и ценообразования.

Поэтому, в процессе ценообразования необходимо учитывать следующие:

  • принадлежность данного товара к определенной товарной группе, так как в ней действуют одни и те же условия ценообразования.
  • выявление предельных границ изменения цены в данной группе товаров, так как спрос на фирменную продукцию более эластичен от цены, чем на рынке свободной конкуренции, и поэтому необоснованное завышение (занижение) цены относительно установившихся границ может привести к большим потерям;
  • оценка перекрестной эластичности спроса на товары- конкуренты, так как изменение цены на какой-то товар должно сопровождаться заметными изменениями его потребительных свойств относительно всех других, и поэтому важен анализ соотношения цен в группе конкурирующих товаров;
  • оценка возможности максимизация прибыли конкретного предприятия-конкурента при оптимизации объема продаж (например, когда достигнуто правильное соотношение предельного дохода и предельных издержек).

Таким образом, на рынке монополистической конкуренции действует множество предприятий, выпускающих множество аналогичных товаров, удовлетворяющих в совокупности одну и ту же потребность. Все предприятия различаются по уровню и структуре индивидуальных издержек, а также по особенностям предлагаемых товаров.

Это позволяет им самостоятельно назначать и менять цены на свою фирменную продукцию, а также зарабатывать в определенные моменты монопольную прибыль. Однако жесткая конкуренция и ответная реакция рынка со временем сводит эти сверхприбыли к нулю и тогда норма прибыли на конкретном товарном рынке у всех предприятий-конкурентов примерно выравнивается.

Олигополия (1800>UXX>1200), когда на рынке одновременно действуют от 2 до 8 предприятий-конкурентов или доминирующее положение (множество предприятий-конкурентов при наличии 2-3 лидеров). Основная проблема состоит в учете возможных действий наиболее крупных предприятий-конкурентов и выработке определенной политики ответных реакций.

Отсюда принципы и методы конкурентного ценообразования на этом рынке могут быть следующими:

  • ценовая война, под которой понимается целенаправленное, последовательное снижение цены на товар (но не ниже себестоимости, так как в большинстве стран такая политика запрещена законом) по сравнению с конкурентами с целью расширения своего рынка;
  • координация действий при установлении цены – наиболее эффективная и разрешенная законом политика;
  • лидерство в ценах, когда все или большинство предприятий-конкурентов при установлении цены следуют примеру наиболее крупных, лидирующих в этой отрасли предприятий – обычно применяется для ценообразования однородного стандартизированного товара (чугун, зерно и т.п.), при этом индивидуальные цены могут различаться с учетом потребительских свойств товара и спроса;
  • зависимость предприятий от лидера – пассивное следование за предприятием-лидером при установлении индивидуальной цены на аналогичный товар.

Монополия (10000>UXX>1800). Представляет собой диктатуру в области формирования потока товаров, их потребительных свойств и уровня цен. Монополизация рынка, как правило, отрицательно влияет на экономику в целом и поэтому запрещена законом во всех странах с рыночной экономикой. Монопольное производство и/или монопольная торговля может осуществляться только как мера государственного регулирования (например, производство и продажа оружия и военной техники, алкоголя, лекарственных препаратов и т.п.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)