Учет предпринимательских рисков в ценообразовании 

Риск в предпринимательской деятельности – это вероятность возникновения убытков или потерь в результате какой-либо хозяйственной операции по сравнению с ранее запланированным результатом. Например, если предприятие установило цену на свой товар в размере 10 тыс. руб. и смогло продать по этой цене только 90% предназначенной к реализации продукции, то вероятность того, что цена была назначена не правильно, составит 0,9, а предпринимательский риск – 0,1.

В рыночной экономике риск неизбежен и является оборотной стороной свободы предпринимательства. Существует множество факторов риска, но природа его кроется в неопределенности будущих событий. В общем случае под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации о фактических условиях реализации того или иного хозяйственного действия, а также связанных с ним затратах и результатах.

Степень неопределенности при разворачивании какого-либо вида предпринимательской деятельности, например, предложения конкретного товара на том или ином рынке зависит от множества различных факторов: отдаленность во времени, новизна товара, навыки работы на этом рынке и т.п. Рыночная же цена по своей экономической природе является величиной случайной.

На одном и том же рыночном пространстве цена на товар в разных актах купли-продажи может принимать множество значений, но в каждом конкретном случае только одно, которое заранее не известно, так как зависит от конкретных особенностей свершения сделки.

Отсюда следует, что решение о конечных результатах предпринимательской деятельности, в частности о рыночной цене товара, будет неопределенным, так как существует несколько возможных исходов. Такая интерпретация позволяет рассматривать неопределенность, связанную с любым конкретным решением с точки зрения распределения вероятностей исходов.

Поскольку в меняющихся рыночных условиях заранее эмпирическую функцию распределения вероятностей установить невозможно, то в практике ценообразования используют стандартные функции:

  • распределение Гаусса;
  • экспоненциальное распределение;
  • распределение Пуассона.

На основе принятой функции распределения вероятностей оценка риска для любого экономического показателя и, в частности, при принятии решения о цене товара, может быть представлена в виде его математического ожидания:

Помимо оценки среднего значения результата особый интерес представляет мера рассеяния (разброс) единичных оценок относительно этого решения. Это объясняется тем, что измерение разброса или дисперсии распределения математического ожидания указывает на вероятное отклонение фактического результата от его «наиболее оптимистического» прогноза.

Это позволяет, при принятии решения о степени риска, например, с использованием распределения Гаусса, исходить из того, что примерно

Анализ рисков следует начинать с выявления его источников и причин их возникновения. При этом полезно классифицировать и источники, и причины, так как это помогает принять решения об
управлении риском.

Различают следующие источники возникновения риска:

  • личностные особенности человека (особенно лица принимающего решения, влияющие на результаты предпринимательской деятельности);
  • многовариантность ведения самой хозяйственной деятельности (применение разных методов управления, разных технологий и т.п. приводят к различным коммерческим результатам);
  • макроэкономические факторы (изменение внутренней политики государства, модернизация экономической системы и т.п.).

Очевидно, что первые два источника в той или иной мере поддаются управлению на отдельно взятом предприятии. Макроэкономические же факторы выступают в роли объективных ограничителей, но их динамику с определенной степенью вероятности можно спрогнозировать.

Причинами возникновения риска обычно бывают:

  • объективная неопределенность будущих событий;
  • непредсказуемость поведения субъектов рыночной микросреды бизнеса;
  • неполнота, несвоевременность, недостоверность информации, используемой в ходе принятия решений.

Поскольку предпринимательский риск – это категория вероятностная, то и степень риска может меняться в значительных пределах. В общем случае целесообразно выделить:

  • допустимую степень риска (например, недополучение запланированной суммы прибыли);
  • критический риск (не только полная потеря прибыли, но и возникновение убытков);
  • катастрофический риск (например, угроза банкротства предприятия, потеря личного имущества и т.п.).

Очевидно, что при любых ситуациях необходимо стремиться снизить степень риска до допустимых пределов. В частности, принимая решения о ценах, необходимо руководствоваться таким соотношением вероятности осуществления и неосуществления запланированного события, например, получения определенной суммы дохода, при котором примерно две трети шанса благоприятствуют успеху, а одна треть не благоприятствует.

Среди факторов повышения риска особое место занимает инфляция, суть которой состоит в повышении уровня цен в экономике на данный вид ресурса (продукции, услуг, рабочей силы).

Оценка инфляционного ожидания необходима:

  • для учета изменения рыночного поведения при разработке стратегии развития предприятия (в том числе, ценовой);
  • для анализа общего и структурного изменения спроса в связи с повышением цен;
  • для анализа влияния изменения цен на издержки производства по основным экономическим элементам (оборудование, предметы труда, заработная плата);
  • для планирования доходов и финансовых результатов деятельности предприятия;
  • для оптимизации номенклатуры производства и др.

В современной экономической науке инфляционные ожидания оцениваются с помощью уравнения обмена Фишера:

Левая часть уравнения представляет собой спрос, правая – предложение. Равновесие в экономической системе опосредуется ценами. Для практических целей уравнение обмена удобно представить в виде соотношения индексов изменения указанных параметров:

Отсюда, индекс изменения цен или, что то же самое, уровень инфляции определяется выражением:

Тогда для оценки инфляционного ожидания при разработке ценовой политики предприятия можно использовать показатели, принятые в статистической практике Российской Федерации:

  • сводный индекс потребительских цен;
  • индекс цен производителей промышленной продукции;
  • индекс цен на материально-технические ресурсы;
  • индекс цен на сельскохозяйственную продукцию;
  • индекс цен на услуги населению.

В сфере ценообразования учет инфляционного ожидания особенно важен при заключении договора купли-продажи на длительный срок, в процессе исполнения которого текущая рыночная цена на данный товар может оказаться выше или ниже зафиксированной в договоре.

Это вынуждает предприятие-поставщика страховаться от риска изменения текущих цен, что можно сделать путем включения в договор поставки определенных ценовых оговорок.

Оговорка о возможности повышения или снижения издержек производства применяется в том случае, когда в себестоимости поставляемой продукции велика доля затрат на средства производства (прежде всего на сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты).

Эта оговорка реализуется путем пересчета цены договора на момент поставки по следующей формуле:

Таким образом, предприятие-производитель стремится переложить риск изменения цен на рынке материальных ресурсов на покупателя. Оговорка о колебаниях рыночной цены означает, что продавец обязуется поставить дополнительное количество товара в случае снижения цены на момент исполнения договора и, наоборот – меньшего количества в случае роста цены.

Расчет изменения количества поставляемого товара осуществляется по формуле:

Таким образом, осуществляется учет предпринимательского риска путем страхования цен от изменяющейся конъюнктуры рынка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)