Меры государственного воздействия на процессы ценообразования 

Вмешательство государства в процессы рыночного ценообразования является попыткой воздействовать на цены с помощью законодательных, административных и бюджетных мероприятий. В зависимости от конкретной макро – и/или микроэкономической ситуации государственное регулирование цен носит либо антикризисный, либо антиинфляционный характер и, в целом направлено на оздоровление экономики и достижения определенных социальных результатов.

Как показывает мировой опыт, практически во всех промышленно развитых странах правительства в той или иной мере вмешиваются в процессы ценообразования с целью поддержания рыночного равновесия и устранения проявления монополизма.

Целесообразно различать четыре основных формы государственного воздействия на процессы ценообразования:

  • ограничения на формирование цен в виде их фиксации или установления пределов цен;
  • установление фискальных платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя и/или производителя;
  • государственная поддержка цен и доходов в форме субсидий и дотаций потребителю или производителю;
  • меры, ограничивающие процессы ценообразования и свободу предприятий в установлении цен на продукцию.

Фиксация цен, то есть ограничения на рыночное движение цены со стороны государственных и муниципальных органов могут проявляться в следующих формах:

  • введение государственных прейскурантных цен;
  • «замораживание» на определенный период времени свободных рыночных цен;
  • фиксирование цен естественных монополистов и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

В общем случае фиксация цены со стороны государства преследует две цели:

  • ограничить рост цен, то есть удерживать их на каком-то приемлемом для потребителя уровне;
  • поддерживать цены на уровне приемлемом для производителя (защита отечественного производителя).

Меры по ограничению роста цен обычно применяются в отношении, так называемых, социально значимых товаров (основных продуктов питания, некоторых видов лекарств, коммунальных услуг и т.п.) и распространяются на определенный период времени (например, в период повышенной инфляции).

С точки зрения экономической теории (на основе анализа графиков спроса и предложения) такие меры, как правило, носят отрицательный характер. Ведь при неизменно низких ценах объем спроса стабилизируется или будет иметь тенденцию к росту. В тоже время объем предложения будет неизбежно падать, что, в конечном счете, приведет к состоянию рыночного дефицита по той группе товаров, где цены были «заморожены».

Таким образом, государственная поддержка, как цен спроса, так и цен предложения (либо одного, либо другого) приводит к общественным потерям, если она не направлена на достижение других эффектов (социальных, политических и др.).

Фискальная политика государства, то есть управление налогами, платежами, пошлинами, сборами и т.п. В общем случае они являются предпринимательскими издержками и тем самым увеличивают цену предложения. Если же они частично или полностью перекладываются на потребителя, то это снижает его реальный доход, что, в конечном итоге, приводит к сокращению спроса.

Так, например, увеличение налоговой ставки приводит к росту цены предложения и равновесие на рынке восстановится, но при повышенной цене и уменьшенных объемах спроса и предложения. Аналогично снижение налогового бремени на производителя положительно влияет на экономическую систему в целом (уровень цен снижается, но увеличивается объем спроса и предложения). Особенно эта тенденция проявляется в случае высокой эластичности спроса по цене.

Понятно, что и сумма налоговых поступлений в федеральный бюджет (или бюджеты других уровней государственного управления) напрямую связана с размером налоговой ставки. График этой общей зависимости, по данным американского экономиста Артура Лэффера, имеет вид, представленный на рис. 1.

Рис. 1. Кривая Лэффера

Из графика видно, что сумма налоговых поступлений растет при увеличении налоговой ставки до критической точки А после чего неуклонно снижается. Это определяется тем, что при достаточно высоком уровне налогов в цене товара объем спроса начинает резко сокращаться, а, в след за ним, падает и объем предложения.

В целом это приводит с снижению суммы выручки от продаж, которая и является основой формирования налоговых поступлений. Кроме того, исследования показывают, что при завышенной налоговой ставке, нарастают тенденции увода доходов от налогообложения.

Таким образом, изменение уровня налоговых и других фискальных платежей оказывает влияние не только на условия формирования цен и на объем спроса, но и на сумму налоговых поступлений.

Государственная поддержка потребителей и производителей может осуществляться в виде:

  • бюджетного субсидирования к доходам потребителей (например, поддержка малообеспеченных слоев населения в форме доплат);
  • субсидирование к ценам реализации отдельных товарных групп (например, поддержание на определенном уровне цен на социально значимые товары);
  •  субсидирование производителя (дотации на средства производства или прямое финансирование важных экономических программ).

Субсидии к доходам потребителя – это, как правило, прямые выплаты или снижение налогового бремени для целевого потребителя, что приводит к росту его реального дохода. Это, в свою очередь, определенным образом увеличивает доходы общества в целом и, тем самым, приводит к общему увеличению объема спроса (сдвигу кривой спроса). При этом экономическая система занимает новое равновесное положение и, даже при некотором увеличении цены, спрос и предложение увеличиваются.

Таким образом, эта мера оказывает положительное воздействие на экономическую систему. Субсидии к ценам реализации товаров используют для относительного понижения цены предложения с целью расширения спроса и/или относительного повышения цены спроса для стимулирования производителя.

Эта мера государственного воздействия аналогична процедуре фиксации цен со стороны и может стимулировать либо только спрос, либо только предложение, что, в конечном итоге, приведет либо к дефициту, либо к перепроизводству.

Субсидирование производителя – осуществляется в форме частичного финансирования затрат производителя при производстве той или иной группы товаров. Например, частичная оплата стоимости основных производственных фондов и оборотных средств (например, приобретение сельскохозяйственной техники и ГСМ на время выполнения посевных и уборочных работ).

В общем случае это приводит к сокращению издержек производства и обращения, а, значит, создает условия для снижения уровня цены предложения без изменения его объема. Относительно низкая цена, исходя из общей закономерности, будет стимулировать увеличение объемов потребления.

Таким образом, эта мера положительно воздействует на экономическую систему. Однако она должна носить временный и адресный характер.

Правительственные меры, ограничивающие процессы ценообразования и свободу предприятий в установлении цен на продукцию могут проявляться в различных формах.

  • Правительство ограничивает возможности фиксации цены, как по горизонтали, так и по вертикали:
  • горизонтальная фиксация – это соглашения между различными производителями в пределах одной отрасли (между предприятиями оптовой и/или розничной торговли) по установлению единой цены на
    какой-либо товар на каком-либо уровне канала сбыта.

В этом случае противозаконны следующие действия: согласование с предприятиями-конкурентами скидок на товар, условий кредита, условий реализации товара; обсуждение цен, надбавок и издержек на профессиональных (отраслевых) встречах; соглашения о едином ограничении производства для поддержания выгодного уровня цен и т.п.;

  • вертикальная фиксация – это установление контроля производителей (оптовиков) над розничными ценами на свои товары, что может привести к ограничению конкуренции в розничной торговле и
    минимизирует возможность выбора для потребителя. Контроль за розничной ценой со стороны производителя не противоречит закону в следующих случаях:
  • если сеть розничных магазинов принадлежит производителю;
  • если реализация товаров осуществляется на условиях консигнации, то есть когда товары до продажи принадлежат производителю;
  • если производится тщательный подбор ограниченного круга розничных магазинов, с которыми ведется постоянная ценовая работа;
  • если цена на товар и/или упаковку наносится в процессе его изготовления.

Запрет ценовой дискриминации представляет собой преследование по закону тех производителей и оптовых продавцов, которые во взаимоотношениях с различными покупателями по продукции «схожего качества» осуществляют установление разных цен, скидок, премий, условий поставки и т.п. если это наносит ущерб конкуренции.

Данное ограничение означает, что условия реализации различных товаров должны быть равными (доступными) для всех конкурирующих участников данного рынка.

Ограничение минимально допустимой цены. Запрет для предприятий розничной торговли продавать продукцию по ценам ниже издержек на приобретение товара плюс фиксированный процент на собственные накладные расходы и прибыль (например, в США надбавки к оптовой цене предприятия по табачным изделиям составляют 20%, на книги 34%, на верхнюю одежду 41%, сахар и мыло 6-8%, фрукты и овощи 15-19%, мясо и мясопродукты 25-30% и т.п.).

Это с одной стороны позволяет сохранять рабочие места в розничной торговле, а с другой – не позволяет им бесконтрольно завышать розничные цены.

Запрет на нечестную торговлю, которая может проявляться в форме установления цен на отдельные товары на уровне или ниже их себестоимости. Такой метод могут использовать предприятия розничной торговли для привлечения большего количества покупателей в магазин (они снижают цену на известные марочные товары в надежде, что покупатели также купят и другие товары, предлагаемые этим магазином), а также крупные предприятия которые имеют возможность на какое-то
время установить цены ниже своих индивидуальных издержек и тем самым устранить мелких конкурентов.

Ограничения ценовой рекламы. В разных странах эти ограничения могут быть разные. Однако общий их характер проявляется в следующем:

  • в рекламном объявлении нельзя заявлять, что цена снижена, если ранее не была объявлена первоначальная цена;
  • в рекламном объявлении нельзя утверждать, что цена на данный товар ниже цен товаров-конкурентов без соответствующего сравнительного подтверждения;
  • цена не может рекламироваться, если рекламируемая продукция по этим ценам еще не продавалась;
  • недопустима реклама выгодных условий (например, «бесплатно», «покупай один, второй получишь бесплатно», «продажа по половинной цене» и т.п.) если условия данного предложения не были озвучены в начале сбытовой презентации, или указанная базовая цена явно завышена, или качество продукции снижено без оповещения об этом потребителя и т.п.;
  • некорректна реклама по принципу «заманивания и переключения», то есть когда потребителя завлекают в магазин каким-либо ходовым товаром по очень низкой цене, а затем ему говорят, что он кончился, или в настоящий момент отсутствуют требуемые типоразмеры, или требуемое количество товара подвезут позже, или остался только товар с дефектами и т.п.

Отметим, что перечень методов вмешательства государства в процессы ценообразования и содержание внешних ограничений, учитываемых при установлении цен определяет правительство конкретной страны (региона) в соответствии с проводимой им внутренней и внешней политикой. В связи с этим указанные ограничения достаточно динамичны, что вынуждает специалистов в области ценообразования постоянно отслеживать нововведения в этой сфере.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)