Нормативно­-параметрические методы расчёта цены товара

Эти методы используют при расчёте цены на аналогичную продукцию и/или на продукцию, дополняющую некий параметрический ряд. Такая продукция имеет общие основные потребительские характеристики, выраженные в количественной форме. Поэтому цена нового продукта может рассчитываться путём корректировки цены базового продукта по изменённым параметрам.

Если цена рассчитывается только с учётом изменения самих параметров, то метод расчёта называется параметрическим и представлен следующей общей формулой:

Если цена на новый товар рассчитывается с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то метод называется нормативно-параметрическим и представлен следующей общей формулой:

Метод сравнения удельных показателей товара основан на формировании цены по одному главному параметру потребительской ценности товара. Используется для анализа и расчета цен продукции, очень близкой по функциональному назначению и характеризующейся наличием одного общего для всех потребительского параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены товара (например, жилая площадь).

Методика расчета цены нового товара заключается в следующем. Первоначально рассчитывается удельная цена главного параметра товара:

Далее рассчитывается цена нового товара:

Данный метод является предельно простым, но содержит большую долю допущений. В частности он игнорирует влияние на цену других потребительных свойств товара, наличие альтернативных способов использования продукции и т.п. Поэтому он применим только в том случае, когда действительно удаётся найти только один доминирующий показатель полезности, например, вес, площадь, срок службы и т. п., и только на этапе установления уровня цены на товар, относящийся к определенной группе.

Вместе с тем на практике он часто применяется в качестве предварительной оценки и в таких областях, как приборостроение, радиотехника, электроника и др.

Метод регрессионного анализа основан на предположении о том, что цена товара есть функция от изменения технико-экономических и эксплуатационных параметров товаров относящихся к одному параметрическому ряду, то есть:

Метод применяется для расчета цены товаров, относящихся к одному параметрическому ряду. Отнесение тех или иных товаров к такому ряду происходит на основе их схожести по совокупности технико-экономических и эксплуатационных параметров, отражающих их основные потребительные свойства.

Количественная зависимость между изменением цены и учитываемых параметров находится на основе регрессионного анализа. При этом, могут быть получены различные уравнения регрессии, например, линейного типа:

На основе такого уравнения можно найти выровненное (расчётное) значение цены товара, соответствующее его индивидуальным параметрам. Реализация данного метода осуществляется в несколько этапов:

  • Определение классификационных параметрических групп товаров. Предполагает формирование группы однородных товаров, цена которых и подлежит выравниванию. Отнесение конкретных товаров к той или иной группе, как правило, зависит от выбранного главного условия, например, особые требования к эксплуатации и/или к сроку службы и т.п.
  • Отбор параметров, влияющих на цену товара. Этот этап наиболее важен, так как необходимо выбрать для группы однородных товаров именно те технико-экономические и эксплуатационные параметры, которые действительно влияют на величину цены товара. При отборе учитываемых в последующем анализе параметров необходимо соблюдать ряд обязательных требований:
  • в состав отобранных параметров должны входить только те, которые зафиксированы в стандартах, сертификатах, технических условиях и т.п. документах, сопровождающих товары данной группы;
  • совокупность отобранных параметров должна достаточно полно характеризовать конструктивные, технологические, эксплуатационные и другие свойства товара;
  • все учитываемые параметры действительно должны иметь достаточно тесную связь с ценой товара;
  • изменение одного параметра не должно влиять на изменение других, а только на изменение цены.
  • Выбор и обоснование корреляционной связи изменения цены от изменения параметров. На данном этапе должен происходить выбор и обоснование функции связи между ценой товара и совокупностью его параметров. Однако на практике эта функция либо задаётся исследователем (как правило, применяются известный и компьютеризированный набор функций: линейная, степенная, параболическая и др.), либо апроксимируется в процессе обработки эмпирического ряда как наиболее близкая.
  • Оценка экономической адекватности выполненных построений. По вычисленному уравнению регрессии можно получить выровненные (расчётные) значения цен любых товаров, относящихся к данному параметрическому ряду. В связи с этим уравнение регрессии необходимо оценить на адекватность. Для этого необходимо выбрать любой известный товар из параметрического ряда, его параметры подставить в уравнение регрессии и вычислить выровненную (расчётную) цену. Затем определить отклонение фактической его цены от полученной в результате расчета:

Величина отклонения не должна превышать 8-10%. В противном случае необходимо проанализировать либо правильность включения отдельных товаров в параметрический ряд, либо обоснованность отбора параметров.

Несмотря на относительную сложность метод достаточно удобен, так как с его помощью можно решать ряд важных задач в области ценообразования:

  • моделировать изменение цен в зависимости от значений учитываемых параметров товара, что позволяет оптимизировать критерий «цена/качество»;
  • оценить тип ценовой стратегии конкурирующих производителей на основе анализа технико-экономических и эксплуатационных параметров товаров-конкурентов;
  • установить ориентировочную цену на новый или модернизированный товар ещё на стадии его технического проектирования, что позволяет определить экономическую целесообразность дальнейшей разработки и производства этого товара.

Агрегатный метод ценообразования заключается в суммировании цен отдельных самостоятельных частей товара, например, отдельных модулей с добавлением в случае необходимости стоимости оригинальных (новых) или дополнительных комплектующих узлов и агрегатов, а так же стоимости работ на сборку (комплектацию), настройку и т.п. и планируемой прибыли. Например, стоимость ПЭВМ меняется в зависимости от её архитектуры (от цены процессора, клавиатуры, монитора, принтера и т. д.).

Этот метод применим, когда анализируемый товар состоит из разных сочетаний основных конструктивных элементов, являющихся самостоятельными товарами, цены на которые известны, а совокупная цена – это сумма цен объединённых в единый комплект самостоятельных элементов.

Балльный метод ценообразования основан на использовании экспертных оценок значимости параметров товаров с точки зрения потребительских предпочтений. Каждому параметру товара эксперты присваиваются определённое число баллов так, чтобы сумма этих баллов по всем параметрам дала интегральную оценку качества товара.

Кроме этого вводятся ещё две оценочные характеристики:

  • удельный вес каждого параметра относительно всех остальных;
  • удельная стоимость одного балла.

Отсюда цена товара может быть вычислена по формуле:

Бальный метод применяется для сравнительной оценки товаров достаточно близких по функциональному назначению, параметры которых разнообразны и не поддаются количественному измерению (например, дизайн, вкус, и т.п.).

Известной разновидностью применения балльного метода является, так называемая, «формула Берим»:

Однако ее применение имеет ряд ограничений. В частности:

  • количество учитываемых параметров не должно быть большим, иначе они автоматически становятся равнозначными, но, вместе с тем, оно должно быть достаточным для полной характеристики потребительных свойств товар;
  • параметры, не имеющие количественной характеристики (например, цвет, запах и т.п.) практически невозможно ввести в расчёт;
  • величина «к» нормирована эмпирически и по очень крупным товарным группам (например, для электротехнической продукции к=0.7).

Метод расчета цены с учетом потребительского эффекта применяется при установлении цены на взаимозаменяемую продукцию, то есть ту, которая удовлетворяет аналогичные потребности, но в параметрический ряд ее выстроить нельзя. Несмотря на то, что такие товары различаются по элементному составу, по конструктивным особенностям и т.п., цены на них не могут строиться изолировано.

Суть метода состоит в том, что цена на новый продукт (способный заменить другой и/или другие) рассчитывается с учетом так называемого «потребительского эффекта», то есть той выгоды, которую может получить потребитель при использовании данного продукта вместо прежнего:

Метод расчета цены на основе экспертной оценки потребительской ценности товара базируется на результатах коллективного суждения экспертов о возможной потребительской ценности товара и размерах спроса на него. На этой основе вырабатываются предложения о цене товара. Существует множество методов экспертной оценки (в частности метод Дельфи, метод анализа иерархий, метод расстановки приоритетов), но все они требуют предварительной подготовки экспертов и продуманной организации их работы.

Схема реализации метода состоит в следующем:

  • вырабатывается четкая постановка цели и задач экспертной оценки (разработка карты экспертных выводов и оценок, анкеты и т.п.);
  • осуществляется подбор экспертов, достаточно компетентных в области объектов экспертизы, не зависимых в своих выводах и свободных от предвзятых подходов;
  • устанавливается определенная организация коллективного (группового) обсуждения или, наоборот, исключение непосредственного общения между экспертами;
  • определяется последовательность и алгоритм работы экспертов с учетом того, что на каждом последующем этапе участники экспертизы имеют возможность сблизить индивидуальные мнения и найти новые, более конструктивные решения;
  • подбираются наиболее эффективные, оперативные и информационно однозначные методы обработки предложений и выводов экспертов.

Надо иметь в виду, что во многих случаях в практике ценообразования возможно использование только методов экспертной оценки. Поэтому в настоящее время они и получили широкое развитие.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)