Как готовиться к выступлению. Изобретение (инвенция)

В античной риторике выделялось пять канонов (правил), и самый первый — инвенция (в переводе с греческого — изобретение). Это начальный этап подготовки к выступлению: определение темы, подбор и предварительная систематизация материала. Оратор думает: «О чем говорить?».

Удачный выбор темы во многом определяет успех выступления. Правильно сформулированная тема обычно (в явном или скрытом виде) содержит в себе вопрос, на который нужно ответить. Например, «Что следует знать выпускнику средней школы?». Лектор должен дать ответ на этот вопрос.

Однако каждая тема имеет широкий аспект проблем, поэтому ее необходимо конкретизировать и выделить круг актуальных вопросов, которые выступающий будет освещать в лекции.

Так, в нашей теме могут быть выделены вопросы: «Как готовиться к вступительным экзаменам в вуз?»; «Можно ли совмещать учебу и работу?»; «Кто из абитуриентов имеет право на бесплатное обучение?»; «Обеспечит ли вуз студентов общежитием?» и т.д. Эти вопросы станут каркасом выступления на данную тему.

Другой пример: тема «Ораторское искусство в европейской культуре». При подготовке к лекции оратор должен выделить такие конкретные темы:

  1. Ораторское искусство в период античности.
  2. Место риторики в культуре Ренессанса.
  3. Риторика и классическое образование в Западной Европе в XIX в. Каждый исторический период потребует серьезного изучения ма- териала и значительного времени для описания. Важно осознать это и не стремиться в одном выступлении «объять необъятное».

Какими же критериями руководствоваться при выборе темы? Желательно учитывать рекомендации, сложившиеся в риторике на протяжении ее многовекового развития. Следует выбирать тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора; знание темы оратором должно значительно превышать осведомленность аудитории; тема должна быть интересной и актуальной для слушателей.

Оратору необходимо учитывать конкретную обстановку, в которой он будет выступать. Перед людьми, собравшимися на банкет, юбилей, не имеет смысла произносить серьезные или нравоучительные речи, они неуместны в торжественной обстановке. Но если тема вызывает отклик у слушателей, то они будут внимательны.

Интерес аудитории обычно вызывают проблемы здоровья и материального благополучия, улучшения семейных отношений и социального престижа. С пони- манием воспринимаются темы, рассчитанные на профессиональные интересы слушателей, так как повышение квалификации весьма значимо для многих: в наше время люди хотят иметь хорошую, высокооплачиваемую работу. Необходимо, чтобы оратор, определяя тему выступления, знал, что волнует его будущих слушателей.

Очень важно сформулировать тему ярко, выразительно, чтобы она запомнилась. Лучше всего определить тему выступления одной фразой. Название может привлечь или оттолкнуть слушателей, и об этом должен помнить оратор. Непонятные слова, иностранные термины раздражают людей. Например, недоумение у многих жителей маленького городка N вызвала лекция «Гидропоника в вашем доме».

Гидропо­ника — это способ выращивания растений в воде без использования земли. Неудачная формулировка темы отпугнула слушателей, а если бы тему назвали иначе — скажем, так: «Домашние растения можно вырастить и без горшочной земли», она заинтересовала бы многих.

Тема выступления отражает его суть, передавая в лаконичной форме основную идею. Кроме того, она нередко носит рекламный характер, чем привлекает внимание слушателей, заставляет работать их воображение. Хорошо, если тема пробуждает любопытство; для этого можно сформулировать ее в виде вопроса или прибегнуть к острой постановке проблемы.

Сравните два названия одного и того же выступления: «Оздоровительный бег как эффективное средство долголетия» и «Как убежать от старости». Второй вариант сразу вызовет интерес и создаст положительный настрой аудитории.

Необходимое условие успешной подготовки речи — четкое определение цели выступления. Оратор должен ясно представлять себе, с какой целью он делает сообщение, причем он определяет цель не только для себя, но и для слушателей. Это мобилизует аудиторию, облегчает понимание речи. При этом оратору нужно указать общую цель речи и частные цели.

Общая цель может состоять в том, чтобы сообщать, разъяснять что-то слушателям, убеждать их, побуждать к тем или иным действиям. В зависимости от этого определяется тип речи, которая должна быть произнесена. Частные цели носят конкретный характер, они связаны с тезисом речи. Частная цель может состоять, например, в том, чтобы побудить присутствующих проголосовать за депутата Якушева. Порой слушателей надо убеждать в том, что следует принимать участие в выборах органов власти и т.п.

В зависимости от основной цели выступления различают типы ораторских речей:

  • информационные (повествовательные, описательные, объясни- тельные);
  • агитационные (воодушевляющие, убеждающие, побуждающие к действию);
  • празвлекательные.

Примером информационного выступления может быть лекция из- вестного историка профессора В.О. Ключевского (приведем отрывок из нее). Елизавета царствовала 20 лет, с 1741 по 1761 год, и царствование ее было не без славы. Это была веселая и набожная царица: от вечерни ездила на бал и с бала к заутрене…

Воспитанная французом Рамбуром, по принуждению царствуя в национальном духе, она до страсти любила французов и до тонкости знала таинства рус- ской кухни, не имела соперниц в изготовлении русских блюд… Задача информационной речи не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Для таких речей подходят названия: «Это интересно», «В мире интересного», «Интересные факты».

Цель убеждающей речи — заставить слушателей поверить в правильность точки зрения оратора, логическими доводами доказать истинность или ложность какой-либо идеи, мировоззрения. Убеждение — это интеллектуальное воздействие на сознание человека. Убедить в чем-то одного человека или группу людей оратор сможет лишь в том случае, если приведет весомые аргументы в поддержку определенной идеи (тезиса). Пример убеждающей речи — Нобелевская лекция академика А. Сахарова.

Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции. …Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания.

Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым — основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом, я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества…

Побуждающая речь — это призыв к конкретному, активному действию. Назовем типичные примеры таких речей: политические призывы голосовать за то или иное предложение в Думе, призывы оказать поддержку школам, организациям по борьбе с терроризмом и т.д. К сожалению, жизнь убеждает, что нередко побуждение предполагает императивное (силовое, насильственное) воздействие. Речевая агрессия не одобряется риторикой как наукой этической.

Развлекательная речь должна доставить слушателям удовольствие. Эту речь произносят на юбилейных вечерах, банкетах, по случаю дня рождения. В ней уместны шутка и серьезная мысль, правда и вымысел. Речь любого типа должна отвечать основной целевой установке оратора.

Успех выступления зависит от того, насколько оратор учел состав слушателей. Лучше иметь перед собой партнеров и собеседников, чем слушателей-экзаменаторов. Требования будущих слушателей оратор пытается представить себе задолго до выступления. Необходимо учитывать ряд существенных факторов, например повод собрания.

Ведь люди обычно собираются по какому-то поводу: школьники приходят на уроки, представители политических партий выходят на митинги, книголюбов объединяют юбилейные вечера писателей, их выступления. Конкретный повод сбора слушателей снимает неопределенность для оратора.

В студенческой среде, например, следует говорить по существу предложенной лекции; на производственном совещании в автоколонне — о проблемах обновления автобусного парка и повышения качества обслуживания пассажиров. В таких случаях у людей есть общий интерес, он объединяет слушателей как единомышленников.

В более сложной ситуации оказывается оратор, когда перед ним группы людей, не имеющих общих интересов. Такие скопления людей называются толпами. Толпы, как порождение тоталитарных режимов, всегда легко управляемы, поскольку они безлики. На призывы вождей, неприемлемые в цивилизованном мире (коллективное вы- несение смертных приговоров, массовые репрессии), толпа реагирует в заданном курсе, она игрушка в руках вождя.

Идеальной для оратора является однородная аудитория — люди одного возраста, одного социального положения или уровня образования. В молодежной аудитории предпочтительны темы профессиональной карьеры, современной эстрадной музыки, проблемы любви и долга. В неоднородной аудитории нужно обсуждать только нейтральные темы, чтобы не вызвать смущения или раздражения присутствующих.

Как неоднородная массовая аудитория рассматриваются слушатели средств массовой информации. Миллионы людей с различными интересами, запросами воспринимают каждый день информацию, идущую по каналам телевидения, радио. Внимание такой аудитории к сообщению неоднородно: то, что привлекает одного, может вызвать апатию у другого. Вспомните призыв популярных телеведущих: «Не переключайтесь на другой канал! Оставайтесь с нами!». Хотя право выбора остается за телезрителем.

Оратору необходимо считаться с такими понятиями, как национальность, возраст, пол, вероисповедание, социальное положение слушателей. У каждой национальности есть свои культурные традиции, обычаи и стереотипы поведения. Южанину импонирует ускоренный темп речи, а северянину — спокойный.

Публику подкупает галантность в обхождении, некий «аристократизм» оратора — его хорошие манеры, чувство меры в слове, действии и жесте. К сожалению, далеко не всегда мы можем наблюдать это с экрана и в повседневной жизни.

Образовательный уровень аудитории определяет специфику ма- териала. Аристотель выделял три типа слушателей: «просто зритель», «судья», «государственный муж» или «политик». «Просто зрители» — это студенты, обращающие внимание только на достоинства оратора и содержательность речи. Они могут высказывать свое одобрение аплодисментами, что, естественно, влияет на эмоциональное со- стояние оратора.

«Судья» — это преподаватель, выносящий решение и оценивающий выступление. Сначала оратор не может определить степень воздействия своей речи на такого слушателя, однако со временем его реакция становится ясной, и выступающий может на нее соответственно реагировать.

«Государственный муж» — декан, ректор, оценивающие действия и достоинства как выступающего, так и слушателей. Мнение «простого зрителя» для «судьи» — самый важный аргумент при оценке. Из этого следует вывод о необходимости адресовать свою речь наиболее массовому слушателю в аудитории — «простому зрителю». Мнение аудитории необходимо анализировать для того, чтобы речь не выглядела безликой, чтобы она не оказалась «адресованной никому».

Обдумывая содержание предстоящего выступления, оратор, подобно художнику слова, в непрерывном поиске сюжетов и фактов. Источники пополнения материала для оратора — его личный опыт, размышления и наблюдения, беседы со знающими людьми и чтение. Сегодня незаменимыми помощниками в работе становятся компьютер и Интернет, но все-таки значение книги трудно переоценить: Чте­ние — вот лучшее учение.

Подготовка оратора к речи начинается в библиотеке, где он должен уметь работать с алфавитным и систематическим каталогом, быстро ориентироваться в поисках нужной литературы. Какие методы работы с книгой должен освоить оратор? Охарактеризуем их.

Чтение – просмотр введения (предисловия, аннотации) дает представление об основном содержании книги. С него обычно на- чинается знакомство с источником, им пользуются для «освежения» в памяти прочитанного. Беглый просмотр книги вырабатывает навык цепкого фрагментарного удержания текста и помогает определить способы его дальнейшего изучения.

Методика чтения различна. Выборочное чтение применяется в том случае, если необходимо изучить отдельные главы, определенные разделы исследуемого материала. Такое чтение позволяет акценти- ровать внимание в рамках заданной темы.

Сплошное чтение всего текста требуется при углубленном изучении книги. Нередко этот процесс сопровождается перечитыванием отдельных страниц, абзацев; рекомендуется выписывать отдельные фразы или составлять конспекты по всему тексту, книге.

Чтение – сканирование является удобным способом накопления необходимого материала: можно быстро выбирать из текста цифры, факты, примеры. Материал сканируется, ксерокопируется и сортируется в соответствии с намеченным планом выступления по разделам, главам, параграфам, папкам, файлам. Отбираемый материал обязательно снабжается пометками о том, откуда он заимствован.

Никогда нельзя полагаться на свою память. Великий русский ученый Д.И. Менделеев говорил, что найденная, но не записанная мысль — это найденный и потерянный клад. Бытует мнение, что лучше прочитать тысячу слов и затем записать пятьдесят, «подытоживающих прочитанное», чем прочитать десять тысяч слов и не записать ни одного.

Удобнее всего делать записи на карточках; желательно, что- бы карточки были одинакового размера, на каждой должно быть не более одной записи. В верхней части карточки следует указать тему, к которой относится запись, а в нижней — подробно и в определенной последовательности записать выходные данные источника. На карточке следует писать только с одной стороны, это облегчит поисковую работу. Собранный материал вы сможете сразу осмотреть и разложить по темам на столе.

Подготовка к выступлению — это непрерывный творческий процесс. Среди лекторов, ораторов встречаются скептики, не сохраняющие свои записи, конспекты, вырезки, считая, что следует к каждому выступлению готовиться заново. Это неправильно. Оратор без своего «архива» как музыкант без инструмента. Он лишен возможности быстро подготовиться к выступлению. Можно сказать, что архив оратора — это его творческая биография, молчаливый свидетель большого труда.

Как создается архив? Оратор должен всегда находиться в состоянии мобилизационной готовности, даже в часы отдыха. Вы смотрите спектакль, кинофильм, читаете газету и невольно все интересное, важное, нужное берете на заметку. Если это афоризм, интересный факт, вы записываете их! Все мы знаем, какую большую роль играет записная книжка в творчестве писателя. Это источник вдохновения, основа сюжета, откуда иногда рождаются замечательные художественные произведения. Не меньшее значение имеет записная книжка и в работе оратора.

Целесообразно делать вырезки из газет и журналов, систематизировать вопросы, которые задают во время выступлений, и краткие ответы на них. В. Маяковский, например, собрал огромное количество вопросов, заданных ему, и хотел написать книгу ответов на эти вопросы. Полезно записывать и сохранять пословицы, поговорки, афоризмы, короткие юмористические рассказы, эпизоды из жизни.

Все это пригодится в те минуты, когда нужно «освежить» утомленные головы слушателей. В подготовке к выступлению есть две основные фазы. Первая фаза заключается в том, что материал владеет оратором, а вторая приводит к тому, что оратор начинает овладевать материалом. На первой фазе происходит сопротивление материала, а на второй фазе — овладение им, считают опытные ораторы.

Виды подготовки в процессе инвенции были описаны античными риторами, что весьма поучительно и для нас. Нужно ли предварительно составлять письменный текст речи? Со времен античности на этот вопрос был единственный — утвердительный ответ. Сверх того, кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способ- ность даже без подготовки говорить «как по писаному».

А если ему случится захватить с собой какие-нибудь заметки, то он и отступить от них сможет, не меняя характера речи. Цицерон утверждал: «Как движущийся корабль, даже по прекращении гребли, продолжает плыть ходом, хотя напора весел уже нет, так и речь в своем течении, получив толчок от письменных заметок, продолжает идти тем же ходом, даже когда заметки уже иссякли». Это утверждение не потеряло своей значимости и в наше время.

Как бы мастерски не владел оратор словом, текст речи необходимо готовить заранее. Создание заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления.

Речь нужно писать всю, от начала до конца, причем первая запись представляет собой черновой вариант. Затем начинается его отделка: исправляются неточные выражения, стилистические шероховатости, уточняются факты, примеры.

Написав текст и придав ему литературно обработанную форму, оратор не должен считать, что готов выйти к микрофону. Мастерство требует постоянного, упорного, целеустремленного труда. Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодолении экономического кризиса.

Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал его в трех местах, и президент быстро исправил формулировки. Черчилль тщательно готовил свои парламентские речи, обдумывая каждое слово, а важнейшие части выступления заучивал наизусть.

Кто-то ехидно заметил, что Черчилль «лучшие годы своей жизни потратил на подготовку импровизированных речей». Одно дело — подготовить речь, другое — произнести ее перед аудиторией. Текст речи, прочитанный по рукописи, плохо воспринимается слушателями.

Запись представляет некий «барьер» между оратором и слушателями: речь звучит как чтение, а не как живое слово. Античные авторы советовали заучивать речь. Это необходимо выступающим на митинге, на торжественном собрании, на банкете. Однако выучить текст лекции, доклада совсем не просто. Опытные лекторы знают, как, имея перед глазами написанный текст, создавать видимость свободного обращения с материалом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)