Изучение молодежных субкультур. Культурные исследования

Значительный вклад в развитие молодежной субкультурной проблематики внес Центр современных культурных исследований при Бермигенском университете (Англия) – Birmingham Centre for Contemporary Cultural Studies (CCCS, создан в 1964), которым вначале руководил Р. Хоггарт, а затем С. Халл.

К основоположникам традиции <культурных исследований>, кроме того, относят Р. Уильямса и Е. Томпсона. Как самостоятельное направление стало складываться в конце 1950-х в Англии, а позже распространилось на Северную Америку и Австралию.

Появились соответствующие центры исследования, а также дипломированные специалисты, студенты, присуждение научных степеней, программы учебных курсов, публикации во многих журналах.

В 1960-70-е культурные исследования входили в число обязательных курсов по культурологии во многих английских университетах. Исторически К.И. возникли из исследований культуры рабочего класса и популярной культуры.

Поворотными оказались две книги: <Польза грамотности> (1957) Р. Хоггарта и <Культура и общество> (1958) Р. Уильямса. Авторы, молодые люди, выходцы из рабочего класса, закончили университет и первое время специализировались в области истории английской литературы.

Но быстро охладев к академическим стереотипам, взялись за исследование реальной истории британской культуры, отраженной в образе жизни и повседневных отношениях людей.

Значение этих книг состоит в использовании социологической перспективы к анализу культуры (хотя оба автора в то время имели весьма поверхностные представления о социологии).

В результате их усилий проблемы поп-культуры явились основной темой рассуждений в культурологии. С самого начала их представители противопоставляли свою позицию британской академической традиции в изучении культуры, которая ограничивалась высокой культурой (изящные искусства) и ролью творческой элиты.

Культурные исследования  – междисциплинарная область знания, формирующаяся на пересечении социологии, антропологии, культурологии, истории, литературоведения, демографии, эпидеомологии, а их теоретико-методологической базой выступают идеи символического интеракционизма, неомарксизма, Чикагской школы и др.

Среди методов признаются включенное наблюдение, контент-анализ, этнографические исследования. Культурные исследования   основываются на следующих теоретико-методологических положениях.

Культура не делится на высокую и низкую, она представляет собой образ жизни конкретной социальной группы в обществе. Огромное, если не решающее влияние, на ее характер и содержание оказывают политический строй, социальная структура общества, средства массовой информации и идеология.

Главным предметом исследования выступает популярная культура, которая охватывает большинство населения страны. В приобщении к ней важную роль играют механизмы социализации и СМИ.

Культуру необходимо рассматривать не в статике, а в динамике, обращая особое внимание на социокультурные конфликты и повседневное контактное взаимодействие людей.

Все явления в обществе так или иначе пронизаны культурной спецификой, поэтому сторонник культурных исследований обязан изучать широкий круг событий, включая оперу, моду, мафиозное насилие, получение ученой степени, разговоры в пабе, посещение магазина, фильмы ужасов и т. д.

Культура в символической форме отражает политическое и экономическое неравенство социальных групп (классы, расы, половозрастные категории). Группы, борясь против социального неравенства, выступают вместе с тем и против символизирующего его культурного неравенства.

В основе теории культурных исследований лежит схема <культура-идеология-жизненный мир>, подразумевающая, что культура придает осмысленность поведению людей, но сама детерминирована господствующей идеологией.

Культурную динамику правильнее рассматривать сквозь призму социальной борьбы. Господствующий класс общества устанавливает помимо идеологической также культурную гегемонию, которой различные группы населения сопротивляются, создавая свои субкультуры и контркультуры.

Об этом свидетельствует исследование таких культурных движений, как битники, хиппи, студенческий андерграунд, панки и др. Социально-классовая гегемония перерастает в межполовую, поскольку в современном обществе мужчины осуществляют культурное господство над женщинами.

Расцвет культурных исследований приходится на 1960-е, когда в центре внимания оказались марксизм, семиотика, феминизм, антропология, психоанализ, структурализм.

Вскоре она стала классической и вошла во многие учебники. В последнее время в центре внимания оказалась и проблема молодежной субкультуры.

Культурные исследования   просуществовали недолго – не более двух десятилетий. Сегодня их концепция не пользуется прежней популярностью и увлечение подобными идеями в западной культурологии практически сошло на нет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)