Изучение молодежных субкультур. Зарубежные исследования

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи. С 1960-х годов к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, а в 1980-е годы – и отечественные социологии.

Понятие <молодежная культура> первым употребил Т.Парсонс. Для него молодежь важнейший компонент социальной структуры общества, транзитивная социальная группа, находящаяся на  стыке двух ценностных систем – традиционного и современного обществ – и обеспечивающая

а) плавный, гармоничный либо
б) конфликтный, кризисный переход от одного типа общества к другому.

Как и другие возрастные категории населений, молодежь выполняет очень важные функции, а именно адаптации, интеграции и поддержки общественной системы в сбалансированном состоянии. Но выполнить свою историческую роль молодежи, возможно, труднее, чем другим социальным группам.

Во всем виновато ускорение исторического прогресса. Современная молодежь не может, как прежде, воспользоваться жизненным опытом поколения взрослых, накопленного ими в молодые годы.

Молодость детей и отцов протекает в разных обществах, требует разных талантов, навыков и квалификации, подхода к достижению социальных статусов и выполнению социальных ролей. вот почему родители ничему не могут научить взрослеющих детей.

Хотя по инерции продолжают выполнять свою функцию социализатора: поучают, запрещают, контролируют. Традиционные роли, которые нынешняя молодежь усвоила в семье, вряд ли поможет им достичь успеха и получить взрослые статусы и роли в обществе, о котором сами взрослые ничего не знают.

Кто же тогда может оказать помощи? Спасителем выступают группы ровесников. Молодежные субкультуры облегчают адаптацию подростков и юношей в новой среде, помогают тяжелому процессу перехода детей во взрослый статус. Именно в этом Т.Парсонс видел основную функцию молодежной культуры.

В дальнейшем функциональный подход к молодежи развивал С.Эйзенштадт. По его мнению, молодежная субкультура – это период подготовки молодых людей к миру вне семьи.

Она ограниченная пространственными – только малой группой сверстников и временными рамками, так как по мере перехода молодежи во взрослый мир существование и поддержание субкультуры становятся излишним.

В отличие от тех, кто видел в молодежи социальную проблему, Парсонс и Эйзенштадт считали, что все молодежные субкультуры, несмотря на поведение, стиль или сленг, были, в конечном счете некоторыми адаптивными формами, их существование помогало обществу в целом достигать стабильности, и с этой точки зрения они были социально значимыми и положительными.

Согласно Эйзенштадту, по мере взросления место семьи занимает молодежная группа, которая выполняет как объединяющие, так и разъединяющие функции.

В молодежных группах происходит смена ролей – от тех, которые устанавливаются родственным окружением, к тем, которые исходят от требований общества. Такой переход имеет вид совместной борьбы молодежи против ролей, навязываемых взрослыми. Смена социальных ролей может принимать девиантный характер.

В своей книге <Деньги, мораль и манеры: культура французского и американского высшего среднего класса> Мишель Ламонт описывает субкультуру яппи по результатам интервью, проведенного с помощью метода <символических границ>, призванного дать реконструкцию субъективных представлений о <своих> и <чужих>.

Автор провела 160 глубинных интервью в четырех городах – во Франции (Париж, Клермон-Ферран) и в США (Нью-Йорк, Индианаполис). Основной вывод социолога – в обеих странах представители верхнего слоя среднего класса определяют людей своего круга по одному из трех критериев – мораль, культура, социо-экономический статус.

При этом наиболее важными в США являются и моральные и социо-экономические границы, а во Франции – моральные и культурные. В США лидирует категория <успеха> (в частности, материального), а для французских респондентов значительно важнее <власть>.

Представители зажиточных слоев воспринимают друг друга также по критериям <утонченности> и <дурного вкуса>.

Много внимания автор уделяет рассмотрению национальных различий между французским и американским верхним слоев среднего класса (исторические и культурные различия, работа культурных индустрий, экономическая ситуация).

Специально изучавший лозунги и мышление бунтующей молодежи американский психиатр К.Кенистон обнаружил, что между этой молодежью и взрослым миром сложилась “расширяющаяся пропасть”.

О том, что современная социология молодежи, прежде всего за рубежом, расчленилась на множество ветвей и направлений, говорить уже, кажется, не приходится. Подобная пролиферация научного знания на уровне отраслевой социологии давно уже стала свершившимся фактом.

Гораздо меньше известно о том, что внутри выделившихся направлений ныне формируются самостоятельные субнаправления, которые накопили немалый исследовательский опыт и значительное число теоретических концепций.

Так, в предисловии к пятому изданию своей книги Саймон Фрис утверждает, что социология рока выступает составной частью социологии молодежи, что через музыку альтернативного рока молодежь стремится выразить свое несогласие с господствующей в постиндустриальном обществе массовой культурой (так называемым мейнстримом – основным потоком культуры), которая за последние десятилетия успела все коммерциализировать, даже прежнюю форму молодежного протеста – музыку рок-н-ролл.

Изучением этих процессов в США занимались Саймон Фрис, Дина Вайнштейн, Даниель Дотер, Джордж Левис, Джей Лалл, Холи Круз, Эмми Мохан и Джин Мелоун и др.

Все они стремятся показать, что альтернативный рок выступает для современной молодежи языком общения, при помощи которого они создают свою субкультуру, отличающуюся от мейнстрима.

В. Тэрнер описывает общины хиппи в контексте социокультурных ритуалов и символов. На Западе и в нашей стране возникают музеи атрибутики и истории молодежных субкультур, в том числе битников, хиппи, рокеров, панков и рок-культуры, появляются публикации хипповского фольклора и сленга.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)