История маркетинга

Большинство учебников говорят о конце XIX – начале XX века как о времени появления маркетинга. Развитие крупного машинного производства в ведущих индустриальных державах (США, Германии, Англии) привело к нарушению устойчивого развития социального пространства, к возникновению социальной напряженности, и стало причиной широкого спектра кризисов, ибо темпы и масштабы производства вошли в дисбаланс с имеющейся системой распределения материальных ресурсов и традиционными алгоритмами сбыта.

В ответ на этот дисбаланс, на необходимость сохранения гомеостата, с одной стороны, и стимуляцию развития, с другой, и появился маркетинг: вначале как сфера прикладной деятельности по сбыту продукции, затем как научная и прикладная дисциплина, направлена на построение эффективных взаимоотношений между поставщиком и потребителем.

Между тем, данный период представляет собой время суверенизации маркетинга как вида деятельности, выделение его как самостоятельной области в системе общественного разделения труда, появления первых специалистов в области маркетинга. Маркетинг имеет давнюю историю, ибо процесс обмена является одним из древнейших процессов, базовых для развития цивилизации.

Возможно говорить об интуитивных формах создания методов, способов, алгоритмов, о типичных ситуациях, моделях обмена, возникающих в результате решения социально-адаптационных проблем, а также проблем организационно-управленческой природы.

Долгое время маркетинг не оформлялся в самостоятельную область знания, и соответственно не анализировался, не обобщался и не собирался опыт, накопленный в этой сфере.

Передача его осуществлялась исключительно по неформальным, межличностным каналам: от отца к сыну, от учителя к ученику, подобно житейскому опыту, культуре поведения, культуре предпринимательства, традициям управления. Реконструировать это знание сегодня возможно только опираясь на описания коммерческих успехов или провалов, удачных идейных и карьерных продвижений, содержащиеся в литературно-художественных произведениях российских, европейских, американских авторов – современников интересующейся эпохи.

Интересно
По мнению А.А.Бравермана впервые идеи маркетинга проявились в середине XVIII века в Японии, когда один из владельцев прообраза современного универмага начал применять некоторые принципы маркетинга, в частности заказывал те товары, которые пользуются наибольшим спросом, создавал рекламные стенды.

По мнению Е.П.Голубкова, маркетинг представляет собой «результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта». Он считает, что стимулирование продаж, реклама, методы связей с общественностью (но под другими названиями) применялись еще в древнем Риме, и не исключает возможности более раннего их зарождения.

По образному замечанию Е.П.Голубкова, «еще в далеком прошлом сапожный мастер, вбивший в косяк двери своей мастерской гвоздь и повесивший на него пару отремонтированных сапог, начал использовать отдельные методы продвижения продукта, хотя термин – маркетинг, да и сама концепция маркетинга, появились значительно позже», и обращает внимание на то, что известный политэконом Адам Смит еще во второй половине XVIII века в своем труде – Богатство общества писал о том, что у производителя нет большей заботы, чем удовлетворение запросов потребителей.

Сторонники CRM говорят о том, что именно элементы данной концепции стали прообразом современного маркетинга: когда-то сапожник сохранил колодку своего клиента для организации постоянного контакта. Ориентация на постоянство и лояльность, популярные в современном маркетинге, органично вписывались в коммерческую деятельность, при этом не выделялись в отдельное направление и при оценке не сепарировались от общего эффекта.

Ярко и образно данные процессы отражены в известном отечественном кинофильме «Безымянная звезда» с участием А.Вертинской, И.Косталевского, М.Козакова, в сюжете которого особая линия посвящена возвращению из столицы в провинциальный городок владельца магазина, выполнившего многочисленные заказы жителей, в том числе заказ главного героя – раритетную книгу по астрономии.

Дальнейшая история маркетинга идет по пути расширения разнообразия маркетинговых технологий на основе заимствования оригинальных идей из области психологии, социологии, менеджмента, информационной деятельности и коммуникаций и т.д. Одной из ведущих тенденций развития маркетинговых технологий является его глобализация, универсализация, динамика статуса: от способов управления отдельной организации до философии общества, фактора его успешного социокультурного развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)