История автомобилестроения в России

Основоположником автомобилестроения в России является Е.А. Яковлев, который в 1884 году начал проводить эксперименты с двигателем внутреннего сгорания, а в 1889 году организовал серийное производство керосиновых и газовых двигателей на собственном заводе в Петербурге.

В 1896 году Яковлев совместно с П.А.Фрезе по аналогии с одним из первых автомобилей серийного производства – немецким «Бенц» создали собственный автомобиль оригинальной конструкции, который экспонировался на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде.

Два русских завода «Лесснер» в Петербурге и Русско-Балтийиский вагонный завод в Риге пытались наладить производство отечественных автомобилей. В 1905 году завод «Лесснер» получил первый крупный заказ на постройку для почтового ведомства 14 машин.

Интересно
С 1906 по 1909 год «Лесснер» изготовлял легковые автомобили четырех моделей: двухцилиндровые (12 л-с), четырехцилиндровые (22 и 32 л-с) и даже шестицилиндровые (90 л-с). Кроме того, «Лесснер» выпускал и грузовики грузоподъемностью 1,2 и 2,0 т, а также пожарные машины, фургоны, автобусы (всего 13 разновидностей). В 1907 году «Лесснер» демонстрировал на I-й Международной автомобильной выставке в Петербурге почтовую машину, грузовик, два легковых автомобиля с четырехцилиндровым двигателем (32 л-с) и шестицилиндровым (90 л-с).

В общей сложности за пять лет «Лесснер» изготовил несколько десятков автомобилей. После октябрьской революции предприятие было переименовано в предприятие им. К. Маркса, который выпускал станки и оборудование для текстильной промышленности.

Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге был основан в 1874 году. Автомобильный отдел на заводе был организован в 1907 году. Руководить им пригласили инженера Ж. Поттера с бельгийского автомобильного завода «Фондю». Первую машину собрали 8 июня 1909 года. Машины имели на радиаторе надпись «Русско-Балтийский», но в технической литературе в последующие годы за ними укоренилось наименование «Руссо-Балт». Благодаря успешным выступлениям в гонках (Петербург-Рига-Петербург 1909 года), ралли (девятое место в абсолютном зачете ралли «Монте-Карло» 1912 года), пробегах (военный испытательный 1912 года и пробег по Африке 1913 года) автомобили «Руссо-Балт» получили репутацию надежных и выносливых машин.

Стремясь получить казенные заказы, РБВЗ взялся за постройку грузовиков, изготовил несколько образцов автобусов, артиллерийских тягачей, пожарных машин и шасси для броневиков, корпуса к которым делал Ижорский завод. Общее количество автомобилей, изготовленных РБВЗ по всем заказам, составило около 700-800 машин.

До 1917 года русские инженеры разработали немало интересных новинок в автомобильной технике. Среди них следует назвать распылительный карбюратор Потворского (1894г), электромобиль Романова (1899г), независимую подвеску передних колес Лидтке (1901г), автомобильную электротрансмиссию Фрезе (1905г), одноколейный автомобиль Шиловского (1914г).

В 1917 году автомобильный парк  России насчитывал не более 40000 автомобилей зарубежного производства, а к 1920 году парк уменьшился до 7000 автомобилей. Перевозки грузов автотранспортом в целом по стране к 1926 году выросли примерно до 17000000 т, что составляло примерно 1% перевозок всех видов механического транспорта. Развитие автотранспорта сдерживалось отсутствием собственных автозаводов, отсутствием автодорог. Промышленный выпуск автомобилей в России начался в 1924 году (выпущены первые 492 грузовых автомобиля на Горьковском автомобильном заводе).

К 1928 году транспорт России, за исключением морского и речного, превысил уровень 1913 года, как по количественному составу, так и по объему перевозок. Автомобилей в народном хозяйстве насчитывалось уже 16,5 тысяч, но по численности автомобилей в 1932 году СССР занимал лишь 16-е место в мире.

К 1938 году парк автомобилей увеличился до 554,5 тысячи единиц, его состав стал однотипным – его основу составляли пять марок машин отечественного производства (ГАЗ, ЗИЛ, ЗИМ, КрАЗ и МАЗ). В 1940 году выпуск автомобилей был снижен в связи с перераспределением металла и производственных мощностей заводов в пользу оборонного производства.

Автомобильный транспорт в первые месяцы Великой отечественной войны понес большие потери – к концу 1941 года численность автопарка уменьшилась вдвое. В послевоенные годы были построены Автозавод Ленинского Комсомола, Ижевский автозавод, Белорусский автозавод, Уральский автозавод, позже – Волжский автозавод, который сегодня является лидером по количеству выпускаемых легковых автомобилей в России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)