Информальная подструктура общего образования

Для обозначения роли информальных институтов часто употребляют термин «досуговое образование», подразумевая нецеленаправленное приобретение навыков, знаний и информации в свободной (неструктурируемой извне) время.

Наиболее типичными и распространенными здесь являются: чтение книг, чтение периодики, интернет и компьютерные программы, путешествия и туризм.

Наиболее общими признаками образовательной среды в учреждениях дополнительного образования являются: наличие ведущей идеи в сфере образования как цели и основного направления развития совместной деятельности; отсутствие какого-либо организационного давления извне.

Следующие признаки:

  • автономность и самобытность жизнедеятельности;
  • добровольность и открытость;
  • динамичность членского состава;
  • самоуправление и самоорганизация;
  • отсутствие возрастных ограничений и т.п.

Информальная подструктура общего образования как таковая предполагает два основных уровня анализа: первичный и вторичный уровень. Первичный уровень состоит из объектов и условий природной и техногенной среды; экономического уровня развития; исторических и культурных событий; средств доступа, хранения и обработки информации.

Вторичный уровень (элементы которого предопределяют особенности социокультурных шаблонов восприятия и критериев оценки элементов первичного уровня): политическое устройство; моно- или полинациональная среда сообщества, менталитет; печатные и электронные средства массовой информации.

Также во вторичный уровень включены художественная и научно-популярная литература; городской или сельский тип сообщества; символическая (языковая, музыкальная, художественная и т.п.) среда; религиозные предпочтения; возрастные особенности культуры и моды.

При всей взаимосвязи выделяемых подструктур, их иерархия в последнее десятилетие претерпевает определенные изменения, когда все большее значение приобретает информальная подструктура, позволяющая обеспечить связь между формальным образованием и культурной деятельностью.

При чем наибольшей вариативностью и педагогической направленностью обладают элементы вторичного уровня информальной подсистемы, так как они непосредственно используются или более подвержены целенаправленному воздействию со стороны отдельных людей или заинтересованных групп.

Нет времени писать работу?
Обратись к профи-репетиторам
"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)