Информальная подструктура общего образования

Для обозначения роли информальных институтов часто употребляют термин «досуговое образование», подразумевая нецеленаправленное приобретение навыков, знаний и информации в свободной (неструктурируемой извне) время.

Наиболее типичными и распространенными здесь являются: чтение книг, чтение периодики, интернет и компьютерные программы, путешествия и туризм.

Наиболее общими признаками образовательной среды в учреждениях дополнительного образования являются: наличие ведущей идеи в сфере образования как цели и основного направления развития совместной деятельности; отсутствие какого-либо организационного давления извне.

Следующие признаки:

  • автономность и самобытность жизнедеятельности;
  • добровольность и открытость;
  • динамичность членского состава;
  • самоуправление и самоорганизация;
  • отсутствие возрастных ограничений и т.п.

Информальная подструктура общего образования как таковая предполагает два основных уровня анализа: первичный и вторичный уровень. Первичный уровень состоит из объектов и условий природной и техногенной среды; экономического уровня развития; исторических и культурных событий; средств доступа, хранения и обработки информации.

Вторичный уровень (элементы которого предопределяют особенности социокультурных шаблонов восприятия и критериев оценки элементов первичного уровня): политическое устройство; моно- или полинациональная среда сообщества, менталитет; печатные и электронные средства массовой информации.

Также во вторичный уровень включены художественная и научно-популярная литература; городской или сельский тип сообщества; символическая (языковая, музыкальная, художественная и т.п.) среда; религиозные предпочтения; возрастные особенности культуры и моды.

При всей взаимосвязи выделяемых подструктур, их иерархия в последнее десятилетие претерпевает определенные изменения, когда все большее значение приобретает информальная подструктура, позволяющая обеспечить связь между формальным образованием и культурной деятельностью.

При чем наибольшей вариативностью и педагогической направленностью обладают элементы вторичного уровня информальной подсистемы, так как они непосредственно используются или более подвержены целенаправленному воздействию со стороны отдельных людей или заинтересованных групп.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)