Использование современных информационных коммуникационных технологий в учебном процессе

Информационные коммуникационные технологии все глубже проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование.

«Возможности человека сегодня определяются не тем, где он живет, а тем, какое образование он получил. Необходимо, чтобы не только школы, но и университеты были ориентированы на Интернет. Использование современных технологий в профессиональной деятельности определяет … конкурентоспособность».

«Есть три фактора, которые определяют конкурентоспособность любого человека – это твои знания, это доступ к технологии, которая связывает тебя с теми, кто обладает похожими знаниями или иными знаниями, и третье – это среда, которая мотивирует тебя на развитие.

И вот если человек попадает в среду, которая ориентирует его на взаимосвязь с другим миром или с окружающим его миром, за пределами своего города, села, страны, социального слоя, в котором он находится, и при этом человек вооружен знаниями, сопоставимыми с тем, как вооружен этими знаниями его коллега или сослуживец в Индии, в Бангладеш, в Канаде, в любой другой точке мира, человек становится значительно более свободен в принятии решений, чем заниматься, какую пользу обществу приносить и куда двигаться дальше».

На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно становится заметным и процесс внедрения компьютерных технологий в сфере правого образования. Информационные коммуникационые технологии используются непосредственно на занятиях в условиях реального учебного процесса, подготавливая учащихся к жизни в информационном обществе.

Данные технологии начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира, приобретения умений и навыков, совершенствования профессионального мастерства. Причем инструмент настолько мощный, что вместе с ним в учебный процесс приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.

Простейшим видом телекоммуникации является электронная почта, которая позволяет:

  • осуществить обмен опытом преподавателям различных учебных дисциплин;
  • повысить интерес обучающихся к учебному курсу, в котором используется;
  • расширить коммуникативную практику обучающихся;
  • использовать новые методические приемы, основанные на сопоставлении собственных данных обучающихся и тех, что получены по электронной почте.

Использование электронной почты необходимо при реализации телекоммуникационных проектов, посвященных той или иной теме. Они подразумевают разнообразные виды деятельности обучающихся по подготовке и передаче, получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, а также использование системного анализа.

Большие проекты осуществляются в специализированных учебных компьютерных сетях США, Канады, Великобритании, Японии и т. д. В России же они еще недостаточно развиты – российское образование делает лишь первые шаги в данной области.

Комплексное использование информационных и коммуникативных возможностей сети Internet очень перспективно. И перспективы эти поразительны и практически безграничны:

  • свободная переписка;
  • работа в глобальном классе;
  • электронные встречи;
  • электронное обучение и т. д.

Все это позволяет спланировать эффективное использование телекоммуникаций в обучении, полностью интегрировать материал с учебным курсом. Особенно это важно в правовом образовании, так как российское законодательство обновляется чуть ли не каждые полгода.

Компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации стали основой для построения современных информационных систем. В последнее десятилетие большое развитие получили информационно-обучающие системы, хотя в них до сих пор отсутствует общепризнанная психолого-педагогическая теория компьютерного обучения.

Компьютерные обучающие программы продолжают создаваться и применяться без необходимого учета принципов и закономерностей обучения.

Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер находит применение при изучении самых разных дисциплин и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий, которые позволяют:

  • активизировать учебный процесс;
  • индивидуализировать обучение;
  • предъявить материал более наглядно;
  • сместить акцент с теоретических знаний на практические;
  • повысить интерес к обучению.

Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации позволяют специалистам получать в нужное время в полном объеме всю необходимую информацию для реализации своих профессиональных, образовательных, культурных и даже бытовых интересов.

Современные коммуникационные технологии обеспечивают полный и оперативный доступ к мировым потокам научно-технической информации, международным базам и банкам научно-технических данных, позволяют проводить эффективный глобальный мониторинг в исследовательских целях, дистанционно использовать зарубежные интеллектуальные ресурсы. Сделаны важные шаги в направлении унификации таких составляющих международной научно-инновационной инфраструктуры, как стандарты, системы сертификации, механизмы охраны прав интеллектуальной собственности и т. п.

Современный этап развития общества характеризуется сильным влиянием компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в постиндустриальное общество.

Компьютерные технологии должны стать не дополнением, не «довеском», а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Осознанное и целенаправленное применение информационных коммуникационных технологий способно в значительной мере менять образовательные форматы и стимулировать достижение нового качества обучения, воспитания, развития детей и организации образовательного процесса. Информационные коммуникационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего, в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.

В сфере преподавания правовых курсов использование информационных и коммуникативных технологий открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Повышается и собственно качество наглядных материалов. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала через гипертекст. Появляется возможность для концентрации больших объемов учебного материала из разных источников, представленных в разных формах, его оптимального выбора и компоновки в зависимости от потребностей учащихся и особенностей программы.

Такие дидактические материалы также создают возможность для реализации диалогического компонента в правовом обучении: можно представлять разные источники информации, разные точки зрения, разные подходы к одному и тому же явлению. Безусловно, использование таких наглядных материалов делает процесс обучения более «живым» и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации.

В сфере организации самостоятельной творческой работы учащихся информационные коммуникационные технологии играют серьезную роль как инструмент поддержки инновационных технологий, в том числе и во внеурочной работе.

Прежде всего, они становятся основой для метода проектов, для самостоятельной учебно-исследовательской, игровой деятельности обучающихся. Сегодня в школах массово реализуются предметные, межпредметные и надпредметные проекты на базе информационных технологий, которые способствуют реализации творческого потенциала детей, росту их познавательной активности, помогают ориентироваться в проблемах современной науки, культуры, социальной жизни.

Информационные и коммуникативные технологии становятся основой для организации дистанционного обучения. Также надо отметить важную роль дистанционных технологий при семейной форме обучения, экстернате и др.

Информационные технологии позволяют сделать более эффективным контроль знаний учащихся. Новые системы контроля знаний на базе информационных коммуникационных технологий характеризуются оперативностью, регулярностью, предоставляют широкие возможности для дифференциации заданий (создание индивидуальных заданий; заданий, отличающихся уровнем сложности, требующих разного темпа выполнения), обобщения результатов и накопления материалов, позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того, они позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Еще один важный момент связан с возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика.

Система контроля знаний на базе информационных коммуникационных технологий психологически более комфортна и для учителя, и для обучающихся. Для ученика она в значительной мере является бесстрессовой, поскольку дает возможность работать в индивидуальном режиме, наедине с компьютером, что частично исключает фактор тревожности, связанный с непосредственным взаимодействием с учителем. А учителя информационные технологии избавляют от рутинной работы, тем самым экономя его силы и высвобождая время для творческой деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии создают новые возможности для решения организационных вопросов процесса обучения. Программные комплексы, включающие в себя электронные классные журналы и дневники учащихся, позволяют оперативно и регулярно вести контроль посещаемости, успеваемости, личностной динамики обучающихся, обеспечивают педагогам и родителям возможность получения объективной и достоверной информации о каждом ребенке. Родители получают доступ к информации не только об учебных результатах своего ребенка, но и о домашних заданиях, экскурсиях, мероприятиях, происходящих в школе и классе, и пр.

Кроме того, такие программные комплексы создают возможность для накопления данных о результатах деятельности учителя и являются основой информационной базы, необходимой для анализа результатов работы образовательного учреждения в целом. Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения и т. д. На смену объяснительно-иллюстративным, репродуктивным методам обучения приходят новые – информационно-поисковые.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач учебной деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку, независимо от профессии.

В правовом обучении информационные технологии применяются в разном качестве и с разными целями:

  1. Для визуального оформления занятия (слайды, подготовленные учителем права в программе Power Point, или готовые CD-носители с информацией).
  2. Как правовой консультант (нормативные документы в системах
    «Гарант», «Консультант+»).
  3. Как вид, способ работы (в сетевых ресурсах).
  4. Для создания информационных проектов (презентаций, WEB-сайтов и т. д.).

Важно четко определить перед учащимися условия и критерии оценки информационного проекта:

  • культура исполнения: учитывается то, насколько аккуратно и симметрично расположены элементы, подобраны шрифты и цвета, обоснованно использованы те или иные цветовые решения (контрастные, близкие по тону и т. п.);
  • техническая сложность: учитывается уровень владения программными средствами, используемыми при подготовке проекта, способность самостоятельно подготовить изобразительный материал и удачно его использовать;
  • выразительность: предпочтение отдается графическому решению перед текстовым; схематичному, но наглядному рисунку перед фотографией;
  • информативность: предпочтение отдается содержанию, которое несет конкретную идею или информацию перед «проходным», изложенным в «декоративных» целях;
  • чувство меры в использовании выразительных средств: использование анимации, звуковых эффектов должно быть мотивированным, производимое впечатление должно работать на общую идею. В любом случае эффектных решений не должно быть слишком много;
  • лаконичность: информация не должна быть перегружена деталями, в особенности такими, которые отвлекают внимание от главной идеи; приветствуется отказ от мелких деталей; использование карт, схем, блок-схем, диаграмм и пр. может быть признано удачным только в том случае, если они выполнены в достаточно генерализованном виде; чрезмерная детализация считается недостатком;
  • логичность и убедительность: последовательность изложения может быть разной (четкой цепочкой формально-логических рассуждений или набором ярких, выразительных и наглядных примеров), но в любом случае ценятся понимание задачи, которую автор презентации ставит перед собой, и последовательность, с которой он эту задачу решает; ценится также продуманный порядок слайдов;
  • этичность: высоко оценивается проект, не использующий некорректные приемы, образы, которые могут оскорбить часть аудитории, задеть те или иные чувства слушателей; приветствуется отказ от чересчур грубых, навязчивых, «рекламных» техник; высоко оцениваются дружественный стиль проекта, умеренность в использовании негативных образов, мрачных красок, апелляций к отрицательным эмоциям.

Возможна рейтинговая система оценки информационного проекта (табл. 2).

Использование современных информационных коммуникационных технологий в учебном процессе

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)