Использование современных информационных коммуникационных технологий в учебном процессе
Информационные коммуникационные технологии все глубже проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование.
«Есть три фактора, которые определяют конкурентоспособность любого человека – это твои знания, это доступ к технологии, которая связывает тебя с теми, кто обладает похожими знаниями или иными знаниями, и третье – это среда, которая мотивирует тебя на развитие.
И вот если человек попадает в среду, которая ориентирует его на взаимосвязь с другим миром или с окружающим его миром, за пределами своего города, села, страны, социального слоя, в котором он находится, и при этом человек вооружен знаниями, сопоставимыми с тем, как вооружен этими знаниями его коллега или сослуживец в Индии, в Бангладеш, в Канаде, в любой другой точке мира, человек становится значительно более свободен в принятии решений, чем заниматься, какую пользу обществу приносить и куда двигаться дальше».
На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно становится заметным и процесс внедрения компьютерных технологий в сфере правого образования. Информационные коммуникационые технологии используются непосредственно на занятиях в условиях реального учебного процесса, подготавливая учащихся к жизни в информационном обществе.
Данные технологии начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира, приобретения умений и навыков, совершенствования профессионального мастерства. Причем инструмент настолько мощный, что вместе с ним в учебный процесс приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.
Простейшим видом телекоммуникации является электронная почта, которая позволяет:
- осуществить обмен опытом преподавателям различных учебных дисциплин;
- повысить интерес обучающихся к учебному курсу, в котором используется;
- расширить коммуникативную практику обучающихся;
- использовать новые методические приемы, основанные на сопоставлении собственных данных обучающихся и тех, что получены по электронной почте.
Использование электронной почты необходимо при реализации телекоммуникационных проектов, посвященных той или иной теме. Они подразумевают разнообразные виды деятельности обучающихся по подготовке и передаче, получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, а также использование системного анализа.
Большие проекты осуществляются в специализированных учебных компьютерных сетях США, Канады, Великобритании, Японии и т. д. В России же они еще недостаточно развиты – российское образование делает лишь первые шаги в данной области.
Комплексное использование информационных и коммуникативных возможностей сети Internet очень перспективно. И перспективы эти поразительны и практически безграничны:
- свободная переписка;
- работа в глобальном классе;
- электронные встречи;
- электронное обучение и т. д.
Все это позволяет спланировать эффективное использование телекоммуникаций в обучении, полностью интегрировать материал с учебным курсом. Особенно это важно в правовом образовании, так как российское законодательство обновляется чуть ли не каждые полгода.
Компьютерные обучающие программы продолжают создаваться и применяться без необходимого учета принципов и закономерностей обучения.
Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер находит применение при изучении самых разных дисциплин и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий, которые позволяют:
- активизировать учебный процесс;
- индивидуализировать обучение;
- предъявить материал более наглядно;
- сместить акцент с теоретических знаний на практические;
- повысить интерес к обучению.
Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации позволяют специалистам получать в нужное время в полном объеме всю необходимую информацию для реализации своих профессиональных, образовательных, культурных и даже бытовых интересов.
Современные коммуникационные технологии обеспечивают полный и оперативный доступ к мировым потокам научно-технической информации, международным базам и банкам научно-технических данных, позволяют проводить эффективный глобальный мониторинг в исследовательских целях, дистанционно использовать зарубежные интеллектуальные ресурсы. Сделаны важные шаги в направлении унификации таких составляющих международной научно-инновационной инфраструктуры, как стандарты, системы сертификации, механизмы охраны прав интеллектуальной собственности и т. п.
Современный этап развития общества характеризуется сильным влиянием компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в постиндустриальное общество.
Осознанное и целенаправленное применение информационных коммуникационных технологий способно в значительной мере менять образовательные форматы и стимулировать достижение нового качества обучения, воспитания, развития детей и организации образовательного процесса. Информационные коммуникационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего, в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.
Повышается и собственно качество наглядных материалов. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала через гипертекст. Появляется возможность для концентрации больших объемов учебного материала из разных источников, представленных в разных формах, его оптимального выбора и компоновки в зависимости от потребностей учащихся и особенностей программы.
Такие дидактические материалы также создают возможность для реализации диалогического компонента в правовом обучении: можно представлять разные источники информации, разные точки зрения, разные подходы к одному и тому же явлению. Безусловно, использование таких наглядных материалов делает процесс обучения более «живым» и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации.
В сфере организации самостоятельной творческой работы учащихся информационные коммуникационные технологии играют серьезную роль как инструмент поддержки инновационных технологий, в том числе и во внеурочной работе.
Прежде всего, они становятся основой для метода проектов, для самостоятельной учебно-исследовательской, игровой деятельности обучающихся. Сегодня в школах массово реализуются предметные, межпредметные и надпредметные проекты на базе информационных технологий, которые способствуют реализации творческого потенциала детей, росту их познавательной активности, помогают ориентироваться в проблемах современной науки, культуры, социальной жизни.
Информационные технологии позволяют сделать более эффективным контроль знаний учащихся. Новые системы контроля знаний на базе информационных коммуникационных технологий характеризуются оперативностью, регулярностью, предоставляют широкие возможности для дифференциации заданий (создание индивидуальных заданий; заданий, отличающихся уровнем сложности, требующих разного темпа выполнения), обобщения результатов и накопления материалов, позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того, они позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Еще один важный момент связан с возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика.
Система контроля знаний на базе информационных коммуникационных технологий психологически более комфортна и для учителя, и для обучающихся. Для ученика она в значительной мере является бесстрессовой, поскольку дает возможность работать в индивидуальном режиме, наедине с компьютером, что частично исключает фактор тревожности, связанный с непосредственным взаимодействием с учителем. А учителя информационные технологии избавляют от рутинной работы, тем самым экономя его силы и высвобождая время для творческой деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии создают новые возможности для решения организационных вопросов процесса обучения. Программные комплексы, включающие в себя электронные классные журналы и дневники учащихся, позволяют оперативно и регулярно вести контроль посещаемости, успеваемости, личностной динамики обучающихся, обеспечивают педагогам и родителям возможность получения объективной и достоверной информации о каждом ребенке. Родители получают доступ к информации не только об учебных результатах своего ребенка, но и о домашних заданиях, экскурсиях, мероприятиях, происходящих в школе и классе, и пр.
Кроме того, такие программные комплексы создают возможность для накопления данных о результатах деятельности учителя и являются основой информационной базы, необходимой для анализа результатов работы образовательного учреждения в целом. Система образования в нашей стране вступила в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию, новыми концептуальными подходами к разработке и использованию технологий обучения и т. д. На смену объяснительно-иллюстративным, репродуктивным методам обучения приходят новые – информационно-поисковые.
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач учебной деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку, независимо от профессии.
В правовом обучении информационные технологии применяются в разном качестве и с разными целями:
- Для визуального оформления занятия (слайды, подготовленные учителем права в программе Power Point, или готовые CD-носители с информацией).
- Как правовой консультант (нормативные документы в системах
«Гарант», «Консультант+»). - Как вид, способ работы (в сетевых ресурсах).
- Для создания информационных проектов (презентаций, WEB-сайтов и т. д.).
Важно четко определить перед учащимися условия и критерии оценки информационного проекта:
- культура исполнения: учитывается то, насколько аккуратно и симметрично расположены элементы, подобраны шрифты и цвета, обоснованно использованы те или иные цветовые решения (контрастные, близкие по тону и т. п.);
- техническая сложность: учитывается уровень владения программными средствами, используемыми при подготовке проекта, способность самостоятельно подготовить изобразительный материал и удачно его использовать;
- выразительность: предпочтение отдается графическому решению перед текстовым; схематичному, но наглядному рисунку перед фотографией;
- информативность: предпочтение отдается содержанию, которое несет конкретную идею или информацию перед «проходным», изложенным в «декоративных» целях;
- чувство меры в использовании выразительных средств: использование анимации, звуковых эффектов должно быть мотивированным, производимое впечатление должно работать на общую идею. В любом случае эффектных решений не должно быть слишком много;
- лаконичность: информация не должна быть перегружена деталями, в особенности такими, которые отвлекают внимание от главной идеи; приветствуется отказ от мелких деталей; использование карт, схем, блок-схем, диаграмм и пр. может быть признано удачным только в том случае, если они выполнены в достаточно генерализованном виде; чрезмерная детализация считается недостатком;
- логичность и убедительность: последовательность изложения может быть разной (четкой цепочкой формально-логических рассуждений или набором ярких, выразительных и наглядных примеров), но в любом случае ценятся понимание задачи, которую автор презентации ставит перед собой, и последовательность, с которой он эту задачу решает; ценится также продуманный порядок слайдов;
- этичность: высоко оценивается проект, не использующий некорректные приемы, образы, которые могут оскорбить часть аудитории, задеть те или иные чувства слушателей; приветствуется отказ от чересчур грубых, навязчивых, «рекламных» техник; высоко оцениваются дружественный стиль проекта, умеренность в использовании негативных образов, мрачных красок, апелляций к отрицательным эмоциям.
Возможна рейтинговая система оценки информационного проекта (табл. 2).
- Технологии активных и интерактивных методов обучения праву
- Лекция и семинар как формы занятий по правовым дисциплинам
- История развития юридического образования в России
- Методы и методические приемы обучения правовым дисциплинам
- Самостоятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Педагогическое мастерство учителя права
- Основные задачи и тенденции правового образования в современной России
- Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу