Зарубежные технологии правового обучения

«Street Law» – это американская программа практического общего образования в области права, демократии и прав человека, ориентированная на изучение именно «уличного» права, т. е. разбор тех ситуаций, с которыми каждый из нас сталкивается «на улице», в повседневной жизни.

Она представляет собой уникальную комбинацию содержательной информации и методологических подходов. Учащиеся овладевают реальными знаниями в области права, демократии и прав человека посредством педагогических методик, которые способствуют формированию критического мышления и помогают стать полноправными членами демократического общества.

Предполагается, что человек, который обучается по программе «Street Law», сможет поступать как грамотный потребитель или даже эффективно отстаивать необходимость в изменении законов. «Street Law» учит людей помогать самим себе и преобразовывать демократические идеалы в практические гражданские действия.

Данный правовой курс имеет уже немалую историю. За 25 лет существования его содержание менялось семнадцать раз. Создатель курса, Street Law, Inc., возникла в 1971 г. как развитие инициативы юридического факультета университета Джорджтауна, когда студенты-юристы под руководством профессора Эда О’Брайена решили обучать практическому праву учеников соседних школ.

Комплект материалов по программе «Street Law» включает учебник, руководство для учителя, сборник тестов и контрольных заданий, видеоматериалы, переиздаваемые каждые четыре года. Данная программа является самой популярной у американских учителей и школьников, изучающих правовые курсы.

В рамках «Street Law» разработаны и изданы учебно-методические комплекты для организации специальных программ: «Подростки, преступность и местное сообщество», «Разрешение проблем при помощи медитации», «Проведение учебных игровых судебных процессов», «Права человека для всех» и др. Огромный успех имело создание южноафриканского варианта «Street Law» – «Демократия для всех».

Все эти программы продемонстрировали, что знание права является мощным оружием в защите индивидуальных прав и свобод человека. В настоящее время Street Law, Inc. предоставляет учебные пособия и программы во все штаты США.

Street Law, Inc. работает в тесном контакте с педагогами и юристами всего мира, стремится к постоянному обмену опытом и идеями, позволяющими улучшить качество жизни и усовершенствовать общество посредством верховенства права. Street Law, Inc. развернула свою деятельность и в других странах – Польше, России и т. д. В настоящее время Street Law, Inc. предоставляет техническую помощь и обучение более чем в 30 странах.

Интересно
Международные программы «Street Law» дают возможность педагогам, юридическим факультетам разработать учебный план, позволяющий сформировать у обучающихся навыки практического применения принципов демократии, прав человека и верховенства права. Street Law, Inc. пропагандирует международное сотрудничество, обмен идеями и гражданское образование как международное движение.

В 1996 г. Санкт-Петербургский институт права имени принца П. Г. Ольденбургского при поддержке ряда американских образовательных организаций разработал и внедрил курс для школьников «Живое право», который может быть полностью или частично использован в 8–11-х классах общеобразовательной школы. Разработан учебно-методический комплекс для учеников и учителя.

В книгу для учителя входят примерный тематический план и подробное описание занятий в двух формах – урок и внеклассное мероприятие с дополнительными комментариями по всем правовым вопросам. В книгу для учеников включаются тексты для домашнего чтения, задания. Идеи для составления задач и примеров взяты из книги Lee P. Arbentman, Edward T.McMahon, Edward L.O’Brien «Street Law. A Course in Practical Law» и творчески переработаны на основе соответствующего разрешения авторов.

На занятиях минимум времени уделяется лекционным, традиционным методам, простой передаче и воспроизводству информации, акцент ставится на применении правового материала, решении реальных проблем, совместной работе, развитии творческого мышления.

Структура программы курса «Живое право» следующая:

  • «Введение в право и способы разрешения конфликтов»;
  • «Конституционное право»;
  • «Уголовное право»;
  • «Уголовный процесс»;
  • «Административное право»;
  • «Гражданское право»;
  • «Гражданский процесс»;
  • «Семейное право»;
  • «Жилищное право»;
  • «Трудовое право»;
  • «Права человека».

Программа модульного курса «Права человека» для 5–8-х классов средней школы относится к предметной области «Обществоведение» и может входить в состав таких курсов, как «Граждановедение», «Человек и общество», «Правоведение» и т. д. Разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и программой «Права человека».

Программа модульного курса – итог 4-летней работы группы педагогов, юристов из Москвы (под руководством В. В. Луховицкого) и множества их коллег из разных городов России. В ее основе лежит ценностный подход европейских правовых школ: права человека рассматриваются как система взаимосвязанных поведенческих ценностей (личная свобода, демократическое участие, равные возможности, экономическое равенство, устойчивое окружение, достоинство личности). Программа прошла апробацию в десятках школ России и в 1998 г. была рекомендована Экспертным советом Министерства образования РФ в качестве экспериментальной для средних школ.

Данный модульный курс посвящен изучению основных прав и свобод человека, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, зафиксированных в Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, гарантированных Конституцией РФ. Основная цель курса – воспитание детей в духе глубокого осознания и соблюдения прав человека.

Под таким воспитанием понимается формирование в каждом человеке осознания собственного достоинства и уважения к достоинству других людей. Представление о достоинстве человеческой личности является ключевым понятием в теории естественного права. Только уважая в себе личность, человек способен уважать права других людей и отстаивать свои собственные права. Естественным следствием этого будет сознательное социально активное поведение.

Задачи модульного курса «Права человека»:

  • сформировать систему представлений о человеке, его личном достоинстве, неповторимой индивидуальности как высший ценности, о правах человека и способах защиты;
  • создать условия для формирования у учащихся убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью за свои поступки;
  • выработать навык оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения;
  • создать такие условия, в которых дети смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон – не цель, а средство для нормального функционировании общества;
  • сформировать мотивацию к изучению правовой системы России. Большое внимание в курсе уделяется играм и дискуссиям, посвященным правам человека и актуальным проблемам их реализации в нашей стране.

Тема прав человека является исходной для изучения взаимоотношений человека, общества и государства, отношений граждан между собой. На ней основываются все остальные темы: «Правовая система», «Законодательство», «Правовое государство», «Демократия» и т. д.

Используются активные и интерактивные методы и технологии обучения: ролевые и деловые игры, психотехнические игры и упражнения, работа в малых группах, метод проектов, дискуссии, работа с правовыми текстами и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)