Институализация общего образования как гуманитарной системы

Институализацию общего образования как гуманитарной системы можно рассмотреть через взаимодействие элементов формальной подструктуры, неформальной и информальной подструктуры.

Формальная подструктура – официальная, поддерживаемая из государственного и муниципального источников финансирования; результатом курса обучения здесь является выдача общепризнанного сертификата или аттестата.

Неформальная подструктура – в виде заведений и услуг дополнительного образования, создаваемых на бюджетной основе или частным образом на местах и ориентированных на удовлетворение конкретных потребностей и интересов обучаемых.

Информальная подструктура – индивидуальная познавательная деятельность, связанная с освоением нового жизненного опыта, знаний и ценностных установок в процессе повседневной жизнедеятельности.

Эта подструктура представлена институтами, интегрирующими все возможные способы влияния на общество и человека, среди которых ближайшее окружение и неформальная референтная группа, электронные банки данных и другие индивидуальные источники получения информации, СМИ и т.п.

До сих пор при формировании политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным двум категориям не уделялось должного внимания.

Современные условия образовательного пространства сообщества предполагают, что неформальное и информальное образование должны выступать равноправными участниками процесса образования.

Изучение институализации формальной подструктуры общего образования предполагает рассмотрение совокупности регулярных институтов разного уровня, представленных как непосредственно общеобразовательными учреждениями, так и институтами специального образования.

Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ, представляющих собой определенный набор знаний, операционных действий и логику изучения одного из аспектов культурного наследия.

Эти учреждения можно классифицировать по двум основаниям – вертикальному и горизонтальному:

  • первый – намечает ступени перехода от одного уровня к другому;
  • второй – выделяет учреждения по их функциям в подготовке к различным формам социальной активности.

В данной работе особый акцент делается на обозначение одной из характеристик образовательного пространства, а именно на непрерывность образования, которая подразумевает активную роль самого растущего человека в образовательной среде и возможности его движения как в «вертикальном», так и «горизонтальном» направлениях.

Иначе говоря, современная система образования представляет собой совокупность образовательных учреждений, которые находятся в прямой зависимости от тех действий, посредством которых субъекты образовательной деятельности реагируют на изменяющиеся обстоятельства своей жизнедеятельности.

И которые предполагают согласованное совершенствование вертикальной и горизонтальной структур образовательных институтов, сопровождающих человека на различных стадиях его жизненного цикла – от дошкольных учреждений до клубов по интересам и наставничества для пенсионеров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)