Интеллектуальные и творческие способности личности и их развитие в целостном педагогическом процессе

Проблемы организации познавательной деятельности и образовательных технологий актуальны в связи с тем, что в целостном педагогическом процессе не только проявляются способности учащихся, но в нем же они и развиваются.

Существуют разные, порой прямо противоположные определения категории «способности», все зависит от того, в какой контекст она включается (философский, психологический, социологический и др.).

Методология как теория деятельности рассматривает данное понятие через «оспособление», т.е. через овладение различными способами учебной деятельности (как предметной, так надпредметной или метапредметной).

При организации определенного вида деятельности на уроке, во внеклассной работе у учащихся формируются соответствующие способности, спектр которых достаточно широк (проективные, рефлексивные, организационно-деятельностные и др.), в том числе и интеллектуальные, креативные или творческие.

Интеллектуальные или умственные способности личности и их развитие в учебной деятельности являются предметом изучения психологии.

Б.М. Теплов под способностями понимает определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, но, напротив, обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

В качестве ведущего показателя общих умственных способностей может быть выбран критерий обучаемости. Обучаемость – совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учебной деятельности (З.И. Калмыкова).

Обучаемость включает в себя ряд параметров: темп продвижения в учебном материале; экономичность мышления, проявляющаяся в рациональности, стремлении обучающегося к достижению наиболее изящного решения учебной задачи; самостоятельность мышления, проявляющаяся в умении преодолевать учебные затруднения; гибкость мышления (быстрота преобразования способа действия в зависимости от изменения объективной ситуации), степень осознанности учебных действий и др.

А.К. Маркова в качестве показателей обучаемости называет: активность ориентировки в новых условиях; инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям; настойчивость в достижении поставленной цели и умение работать в ситуации помех, отвлечений, препятствий.

С.Д. Смирнов выделяет такие характеристики творческой деятельности (в том числе и учебной деятельности):

  1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата или продукта деятельности.
  2. Новизна процесса получения результата или способа деятельности.
  3. В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условия задачи к ее решению, преодоление такого разрыва возможно и за счет иррационального начала, интуиции.
  4. Способность субъекта деятельности (учащегося) самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.
  5. Наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.
  6. Наличие сильной мотивации.

Факторы, влияющие на процесс творческой деятельности, могут быть двух видов: ситуативные и личностные. К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творческой деятельности, психологи относят: неуверенность в себе, высокую степень тревожности, эмоциональную подавленность, доминирование отрицательных эмоций, чувство страха, соглашательство, избегание рискованного поведения и ряд других.

К чертам личности, благоприятствующим творческому мышлению и деятельности, можно отнести: уверенность в своих познавательных возможностях, доминирование положительных эмоций, склонность к риску, хорошо развитое чувство юмора, любовь к фантазированию и построению планов на будущее, отсутствие боязни показаться смешным или странным и др.

Интересно
К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на процесс творчества, относят: слишком сильная или же слишком слабая мотивация, наличие фиксированной установки на конкретный способ решения проблемы, страх, неуверенность в своих силах.

Для развития творческих способностей учащихся необходимо создавать соответствующую творческую обстановку в учебном процессе.

Группа исследователей под руководством С. Парнса предложила следующие методические рекомендации по созданию такой обстановки в ходе обучения:

Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими – соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или не будут ли осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.

Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности»; важно вовремя пометить и зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.

Воздерживаться от оценок Благодаря этому правилу учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой.

Показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новы х ассоциаций и связей.

Психологические исследования творческих процессов показывают, что возможности творческого поиска расширяются за счет неочевидных сопоставлений, сравнений. Образное мышление на основе метафоричессих сравнений многие считают «природной способностью» детей, однако и у детей эта способность нуждается в поддержке и развитии.

В средней и высшей школе работа с метафорами предполагает не простое побуждение к образному мышлению, но и сочетание спонтанности в создании образов и целенаправленности в их осмыслении, включение в решение творческой задачи.

Давать возможность умственной разминке. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать учащимся возможность освоиться в новой для них ситуации, например, дать «разогревающие» упражнения (обычно не связанные с содержанием предстоящей деятельности).

Поддерживать живость воображения. Вопреки распространенному мнению, будто фантазирование – признак незрелости мышления и уместно лишь за пределами систематического учебного процесса, необходимо поддерживать проявления фантазии, свободного воображения в учебной обстановке, т.к. они являются фундаментом творческого мышления. «Дисциплинировать» воображение, фантазию, контролировать их.

Создавая обстановку внутренней свободы, учитель вместе с учениками помнит, что после некоторого «инкубационного периода», «созревания идей» все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.

Устранять внутренние препятствия д ля мышления. Учитель создает такую обстановку, чтобы учащиеся чувствовали, что любое соображение заслуживает того, чтобы его высказать, поделиться им с окружающими, и, что оно будет доброжелательно принято.

Развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. Эта задача может стать предметом специальной работы на занятиях по изобразительному искусству или литературе. Однако она может решаться учителями и попутно, например, специальные упражнения на развитие наблюдательности, восприимчивости.

Расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений – это база, на основе которой создаются новые идеи. Однако зависимость творческих возможностей от осведомленности, информированности неоднозначна. Усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умения думать.

Помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность, будут восприниматься лишь как развлечение.

К технологиям и методам стимулирования творчества относятся такие способы организации познавательной деятельности, которые позволяют ослабить барьеры между сознательным и бессознательным в учебном процессе. Широкое распространение получила методика мозгового штурма, описанная в теме № 2.

В качестве примера коллективной творческой деятельности можно привести метод синектика (synectics) – учебное исследование, основанное на целенаправленном использовании интуигивно-образного, метафорического мышления. Этот метод также вырос из мозгового штурма.

Он был разработан в конце 50-х гг. американским психологом У. Гордоном как совместная поисковая деятельность экспертных групп с использованием догадок, «сумасшедших идей» и интуитивных решений.

В 1960 г. У. Гордон организовал фирму по обучению творческому мышлению, которая за десять лет обучила более двух тысяч человек. Основу синектики составляет техника генерирования аналогий, имеющих отношение к поставленной проблеме.

Различается три гипа аналогий: личная, прямая и символическая. Применение личной шалогии заключается в идентификации исследователя с объектом изучения. При использовании прямой аналогии проблема сравнивается с известными фактами из других областей искусства, науки, техники.

При использовании символической аналогии передается сущность изучаемох» понятия посредством художественного образа, фразеологизма, что позволяет сделать «незнакомое знакомым», обнаружить сходство решаемой проблемы с уже решенными и «знакомое незнакомым», увидеть шакомую проблему с непривычной стороны.

Могут быть использованы «фантастические» аналогии – создание особого гипотетического мира, в готором все возможно.

Организация учебной работы по методу синекгики, описанная М.В. Клариным, включает следующие этапы:

  1. Первоначальная постановка проблемы, которая в теоретическом отношении может быть весьма сложной.
  2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации (может быть представлена учителем, учащимися или экспертом).
  3. Поиск способов решения проблемы. Все предложения подробно комментируются.
  4. Переформулирование проблемы. Каждый учащийся самостоятельно делает это, как бы приближая проблему к себе.
  5. Выдвижение образных аналогий. Этот этап является ключевым для синектики. Участники группы стремятся придумать как можно больше аналогий к ключевому представлению.
  6. «Подгонка» намеченных подходов к решению проблемы. Если какая-нибудь идея оказывается приемлемой, она разрабатывается дальше.

Американец Дж.Х. Бродбент выделил три основные группы методов интенсификации творческого мышления:

  • использование контрольных списков;
  • использование таблиц взаимодействий;
  • методы группового решения.

Контрольные списки представляют собой перечень вопросов, на которые необходимо ответить при анализе задачи или список аспектов, выделение которых может помочь в продуктивном решении проблемы.

В таблицах взаимосвязи по отдельным графам откладываются отдельные аспекты проблемы, отдельные характеристики желаемого продукта и т.п.

Новые решения генерируются путем нахождения всевозможных комбинаций факторов, отложенных по вертикали и горизонтали. К методам группового решения творческих проблем так же относятся мозговой штурм и синектика.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)