Исследовательский подход в обучении

Технология учебного исследования описана в работах Дж. Брунера, Д. Шваба, Р. Теннисова, Г. Альтшуллера, М. Кларина, А.И. Савенкова и др. Исследовательский подход в обучении состоит в знакомстве учащихся с методами научного познания, развивает мышление и творческую самостоятельность.

Начало осмысления технологии учебного исследования нужно искать в разработке исследовательского метода обучения.

Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения, функциями исследовательского метода выступают: организация творческого поиска и применения знаний, создание условий для овладения методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, армирование интереса, потребности в творческой деятельности и самообразовании.

Идеи исследовательского метода появились в педагогике в последней трети XIX в., биолог А.Я. Герд, историк М.М. Стасюлевич, химик Р.Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гекели сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественно-научным и др.

Проникая в практику обучения, данный метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлеченности учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия.

Исследовательское обучение было созвучно идеям реформаторской педагогики конца XIX – начала XX вв. в Западной Европе, США и России. Это был период активного внедрения принципиально новых подходов к обучению, создания новой «активной школы», «школы действия».

Исследовательский метод был очень популярен в Советской России в 20-е гг. XX в. Последовательными сторонниками исследовательского подхода в обучении выступали К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, американский философ и педагог Д. Дьюи.

В конце 50-х гг. усилилось внимание советских исследователей к активизации познавательной деятельности учащихся (Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина) и к реализации исследовательского подхода в обучении.

При реализации исследовательского метода у учащихся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, выявление новой функции и структуры объекта, комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы.

В настоящее время, по мнению А.И. Савенкова, необходимо не просто использовать исследовательские методы в обучении, а переходить к принципиальной иной модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребенка.

Т.А. Файн выделяет следующие функции исследовательского подхода в обучении:

  • воспитание познавательного интереса;
  • создание положительной мотивации учения и образования;
  • формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  • развитие интеллектуальной сферы личности;
  • формирование умений и навыков самообразования;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в:

  • организации научно-поисковой исследовательской деятельности учащихся;
  • введении в учебный процесс общих и частных методов научного познания на всех его ступенях (от восприятия новой информации до применения на практике новых знаний и способов деятельности);
  • актуализации внутрипредметных и межпредметных связях, реализации принципа интеграции знаний;
  • усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
  • изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив учащихся в сторону сотрудничества.

Учебное исследование сохраняет логику научного исследования, но объективно новое знание не открывается, хотя могут быть и исключения при решении, например, узкоприкладных или экспериментальных задач.

Д.Г. Левитес, обобщая дидактические разработки различных авторов, представил следующий алгоритм обучения как учебного исследования:

  • знакомство с литературой;
  • выявление, формулировка проблемы;
  • прояснение неясных вопросов;
  • формулирование гипотез;
  • планирование и разработка учебных действий;
  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
  • соотнесение данных и умозаключений;
  • подготовка и написание сообщения;
  • выступление с подготовленным сообщением;
  • переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
  • проверка гипотез;
  • построение обобщений, выводов, заключений.

Логическим продолжением урока или серии уроков может стать какая6о форма внеклассной научно-исследовательской деятельности («Неля науки», научно-практическая конференция, устный журнал «В мире (науки, викторины, конкурсы, олимпиады, дебат-клубы), материалом к которым служат самостоятельные научные исследования учащихся.

Пути реализации исследовательского подхода в обучении:

  • Изучение учебного материала крупными блоками.
  • Широкое применение лекций различной типологии: вводные, тематические, с заранее запланированными ошибками, визуализации, проблемные и т.д.
  • Органическое сочетание различных организационных форм обучения: семинаров, диспутов, консультаций, собеседований, практикумов, дискуссий, экскурсий и т.д.
  • Использование опережающих домашних заданий, результаты которых оформляются как доклады, рефераты, рецензии, проекты, аннотаций и т.п.
  • Взаимосвязь учебной и внеклассной работы, организация различных форм поисково-творческой деятельности школьников за рамками урока.

Проведение комплексных семинаров учителями различных предметов для реализации межпредметных связей и принципа междисциплинарного подхода при изучении предмета учебного исследования.

Обучение учащихся навыкам исследовательской деятельности вполне осуществимо в непосредственной учебной деятельности на уроке, через систему дополнительного образования, включение учащихся в выполнение научных работ для различных конкурсов научно-исследовательской деятельности.

К нетрадиционным формам организации урока с исследовательской деятельностью учащихся относятся: урок-лаборатория, урок-экспертиза, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок – «патент на открытие», урок открытых мыслей, урок фантастического проекта, урок-защита исследовательского проекта, урок-исследование и др.

Некоторые стратегии, формы и методы организации исследовательской деятельности были описаны при характеристике процедур проблематизации в учебном взаимодействии, например, синектика, мозговой штурм, проблемный семинар, стратегия ИДЕАЛ и др.

Важно учитывать, что процесс обучения учащихся началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников.

Важнейшим компонентом исследовательской культуры выступает формирование и развитие различных способов учебной деятельности, например:

  • мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, опровержение, доказательство;
  • умений и навыков работы с различными источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  • специальных исследовательских умений (постановка целей и задач исследовательской деятельности, выдвижение гипотез и их проверка, моделирование, постановка и проведение эксперимента, вывод теоретических следствий и др.).

Ю.С. Мурашковский – консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) осуществил типологизацию исследователей и дал характеристику качеств мышления, необходимых этим типам (табл. 4.8).

Исследовательский подход в обучении

Реализация исследовательского подхода в обучении возможна посредством организации и руководства исследовательскими проектами учащихся. В дополнение к содержанию проблемы использование проектного обучения в практике современной школы рассмотрим особенности применения исследовательских проектов, работа над которыми и формирует и развивает исследовательские способности учащихся.

Исследовательский проект учащегося может быть по содержанию монопредметным (выполняться на содержании одного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика разных школьных дисциплин), над предметным.

И.Д. Чечель предлагает такой алгоритм управленческой деятельности учителя при организации учебного исследования в форме исследовательского проекта. При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые позволят организовать исследовательскую деятельность учащихся.

Далее нужно сформулировать 15-20 примерных исследовательских тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует формирования определенной системы знаний и способов мыслительной деятельности и практического опыта.

При определении перечня таких знаний и способов деятельности необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу. Условиями успешности исследовательской деятельности могут выступать: четкость и конкретность постановки исследовательских задач; определение планируемых результатов исследовательской работы; наличие необходимого материально-технического, научного, информационного обеспения.

Весьма эффективно применение инструкций или методических азаний по выполнению проекта: указание необходимой и дополнительй литературы по самообразованию, методы количественной и качественой обработки результатов исследования, требования к оформлению рельтатов работы.

Критерии оценки исследовательских проектов отличится от других типов проектов и в их качестве могут выступать:

  • актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направенность работы;
  • объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность;
  • уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, решений;
  • аргументированность предлагаемых решений, выводов, полнота библиографии;
  • качество оформления проекта: соответствие стандартным требоваиям к оформлению научных исследований, структуре текста, качество эскизов, схем, рисунков, таблиц и т. д.

Парадоксом исследовательского обучения, по мнению А.И. Савенова, является то, что педагог, работающий в русле исследовательского обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Учитель вступает творцом, но не носителем всех знаний на свете.

В условиях иследовательского обучения учитель не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы и научить этому своих учеников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)