Исследовательский подход в обучении
Технология учебного исследования описана в работах Дж. Брунера, Д. Шваба, Р. Теннисова, Г. Альтшуллера, М. Кларина, А.И. Савенкова и др. Исследовательский подход в обучении состоит в знакомстве учащихся с методами научного познания, развивает мышление и творческую самостоятельность.
Начало осмысления технологии учебного исследования нужно искать в разработке исследовательского метода обучения.
Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения, функциями исследовательского метода выступают: организация творческого поиска и применения знаний, создание условий для овладения методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, армирование интереса, потребности в творческой деятельности и самообразовании.Идеи исследовательского метода появились в педагогике в последней трети XIX в., биолог А.Я. Герд, историк М.М. Стасюлевич, химик Р.Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гекели сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественно-научным и др.
Проникая в практику обучения, данный метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлеченности учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия.
Исследовательский метод был очень популярен в Советской России в 20-е гг. XX в. Последовательными сторонниками исследовательского подхода в обучении выступали К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, американский философ и педагог Д. Дьюи.
При реализации исследовательского метода у учащихся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, выявление новой функции и структуры объекта, комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы.
В настоящее время, по мнению А.И. Савенкова, необходимо не просто использовать исследовательские методы в обучении, а переходить к принципиальной иной модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребенка.
Т.А. Файн выделяет следующие функции исследовательского подхода в обучении:
- воспитание познавательного интереса;
- создание положительной мотивации учения и образования;
- формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
- развитие интеллектуальной сферы личности;
- формирование умений и навыков самообразования;
- развитие познавательной активности и самостоятельности.
Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в:
- организации научно-поисковой исследовательской деятельности учащихся;
- введении в учебный процесс общих и частных методов научного познания на всех его ступенях (от восприятия новой информации до применения на практике новых знаний и способов деятельности);
- актуализации внутрипредметных и межпредметных связях, реализации принципа интеграции знаний;
- усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
- изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив учащихся в сторону сотрудничества.
Учебное исследование сохраняет логику научного исследования, но объективно новое знание не открывается, хотя могут быть и исключения при решении, например, узкоприкладных или экспериментальных задач.
Д.Г. Левитес, обобщая дидактические разработки различных авторов, представил следующий алгоритм обучения как учебного исследования:
- знакомство с литературой;
- выявление, формулировка проблемы;
- прояснение неясных вопросов;
- формулирование гипотез;
- планирование и разработка учебных действий;
- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
- соотнесение данных и умозаключений;
- подготовка и написание сообщения;
- выступление с подготовленным сообщением;
- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
- проверка гипотез;
- построение обобщений, выводов, заключений.
Логическим продолжением урока или серии уроков может стать какая6о форма внеклассной научно-исследовательской деятельности («Неля науки», научно-практическая конференция, устный журнал «В мире (науки, викторины, конкурсы, олимпиады, дебат-клубы), материалом к которым служат самостоятельные научные исследования учащихся.
Пути реализации исследовательского подхода в обучении:
- Изучение учебного материала крупными блоками.
- Широкое применение лекций различной типологии: вводные, тематические, с заранее запланированными ошибками, визуализации, проблемные и т.д.
- Органическое сочетание различных организационных форм обучения: семинаров, диспутов, консультаций, собеседований, практикумов, дискуссий, экскурсий и т.д.
- Использование опережающих домашних заданий, результаты которых оформляются как доклады, рефераты, рецензии, проекты, аннотаций и т.п.
- Взаимосвязь учебной и внеклассной работы, организация различных форм поисково-творческой деятельности школьников за рамками урока.
Проведение комплексных семинаров учителями различных предметов для реализации межпредметных связей и принципа междисциплинарного подхода при изучении предмета учебного исследования.
Обучение учащихся навыкам исследовательской деятельности вполне осуществимо в непосредственной учебной деятельности на уроке, через систему дополнительного образования, включение учащихся в выполнение научных работ для различных конкурсов научно-исследовательской деятельности.
К нетрадиционным формам организации урока с исследовательской деятельностью учащихся относятся: урок-лаборатория, урок-экспертиза, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок – «патент на открытие», урок открытых мыслей, урок фантастического проекта, урок-защита исследовательского проекта, урок-исследование и др.Некоторые стратегии, формы и методы организации исследовательской деятельности были описаны при характеристике процедур проблематизации в учебном взаимодействии, например, синектика, мозговой штурм, проблемный семинар, стратегия ИДЕАЛ и др.
Важно учитывать, что процесс обучения учащихся началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников.
Важнейшим компонентом исследовательской культуры выступает формирование и развитие различных способов учебной деятельности, например:
- мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, опровержение, доказательство;
- умений и навыков работы с различными источниками информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
- специальных исследовательских умений (постановка целей и задач исследовательской деятельности, выдвижение гипотез и их проверка, моделирование, постановка и проведение эксперимента, вывод теоретических следствий и др.).
Ю.С. Мурашковский – консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) осуществил типологизацию исследователей и дал характеристику качеств мышления, необходимых этим типам (табл. 4.8).
Реализация исследовательского подхода в обучении возможна посредством организации и руководства исследовательскими проектами учащихся. В дополнение к содержанию проблемы использование проектного обучения в практике современной школы рассмотрим особенности применения исследовательских проектов, работа над которыми и формирует и развивает исследовательские способности учащихся.
И.Д. Чечель предлагает такой алгоритм управленческой деятельности учителя при организации учебного исследования в форме исследовательского проекта. При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые позволят организовать исследовательскую деятельность учащихся.
Далее нужно сформулировать 15-20 примерных исследовательских тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует формирования определенной системы знаний и способов мыслительной деятельности и практического опыта.При определении перечня таких знаний и способов деятельности необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу. Условиями успешности исследовательской деятельности могут выступать: четкость и конкретность постановки исследовательских задач; определение планируемых результатов исследовательской работы; наличие необходимого материально-технического, научного, информационного обеспения.
Весьма эффективно применение инструкций или методических азаний по выполнению проекта: указание необходимой и дополнительй литературы по самообразованию, методы количественной и качественой обработки результатов исследования, требования к оформлению рельтатов работы.
Критерии оценки исследовательских проектов отличится от других типов проектов и в их качестве могут выступать:
- актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направенность работы;
- объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность;
- уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, решений;
- аргументированность предлагаемых решений, выводов, полнота библиографии;
- качество оформления проекта: соответствие стандартным требоваиям к оформлению научных исследований, структуре текста, качество эскизов, схем, рисунков, таблиц и т. д.
Парадоксом исследовательского обучения, по мнению А.И. Савенова, является то, что педагог, работающий в русле исследовательского обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Учитель вступает творцом, но не носителем всех знаний на свете.
В условиях иследовательского обучения учитель не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы и научить этому своих учеников.
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу