Игровые технологии

Проблемы игровой деятельности разрабатывались в трудах К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, СЛ. Рубинштейна, Ж. Пиаже, 3. Фрейда и др. Игра – один из основных видов деятельности человека.

В структуру игры как деятельности входят следующие этапы:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • реализация задуманного;
  • анализ результатов.

В качестве компонентов игровой деятельности рассматривают моделируемый мир, командные и (или) индивидуальные вводные, дидактические игры.

Моделируемый мир. Здесь необходимо представить условия и законы существования моделируемого мира. Чем полнее и ярче он будет описан, тем разнообразнее и продуманнее будут действия игроков.

Схема описания такова:

  • место действия;
  • время действия;
  • действующие лица и занимаемое ими положение;
  • важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени;
  • ситуация, сложившаяся на начало игры.

Правила игры. Правила являются основным Законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований.

Игровые действия как средство реализации ролей. Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей условными.

Командные и (или) индивидуальные вводные.

Командные и индивидуальные вводные разрабатываются организации игры, либо самими игроками, по согласованию с организатора.

Командная вводная:

  • название команды (группы, народа, страны);
  • легенда команды:
    • происхождение;
    • важные исторические события;
    • легенды, предания,
    • обряды, религия,
    • командные тайны;
  • структура команды:
    • управление;
    • социальный состав;
    • отношения между слоями и членами команды;
  • отношения команды с окружающими:
    • друзья;
    • враги;
    • нейтральные силы;
  • цели команды в игре.

Вводные помогают участникам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения.

Индивидуальные вводные:

  • игровое имя;
  • возраст;
  • официальные биографические данные;
  • нынешнее положение в обществе;
  • отношение к окружающим;
  • предметы и личные тайны;
  • игровая информация;
  • цели в игре.

От того, насколько продуман этот пакет данных, зависит весь ход игры. С.А. Шмаков выделяет следующие функции игры как феномена педагогической культуры:

  1. Социализация – средство включения ребенка в систему общественных отношений.
  2. Межнациональная коммуникация – позволяет усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей различных национальностей.
  3. Самореализация – возможность проявить себя. Диагностика позволяет педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). С другой стороны, игра дает возможность для самодиагностики.
  4. Терапевтическая функция – использование игры как средства преодоления различных трудностей в поведении, общении, учении и т. п.
  5. Функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателе.
  6. Развлекательная функция.

Существуют различные классификации игр, в том числе и обучающих или дидактических игр.

Педагогические игры разнообразны по:

  • дидактическим целям;
  • организационной структуре;
  • специфике содержания.

Дидактические игры следует отличать от детских игр, в которых свободная игровая деятельность выступает как самоцель. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной задачи и предполагаемого результата.

Такие игры ограничены во времени, в большинстве случаев игровые действия подчинены фиксированным правилам. Цели обучения при использовании дидактической игры достигаются через решение игровых задач.

При проведении игры учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся – игровой и учебно-познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлечённость, заинтересованность, самостоятельность детей.

В средней школе дидактические игры проводятся в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала (диктанты-соревнования, путешествия, решение кроссвордов и т.д.).

Перспективным является применение дидактических игр, основанных на имитации или моделировании реальных или гипотетических жизненных ситуаций (например, игры, моделирующие деятельность социальных институтов в обществоведческих курсах, ролевые игры, конференции и дискуссии по различной тематике, комплексные межпредметные игры).

Эти дидактические игры характеризуются не только познавательным, но и мировоззренческим, а также эмоционально-личностным воздействием на обучающихся.

Имитационно-моделирующие дидактические игры требуют значительных затрат времени и организационных усилий по их проведению и последующему обсуждению. Учитель обычно предваряет проведение такой игры, моделированием ее хода, уточняя возможные сложности и т.д.

Распределение ролей может происходить как по инициативе учителя, так и по выбору учащихся. Необходимо определенное время на освоение ролей, в некоторых случаях целесообразно провести «вхождение» в роль. В дидактическом плане особенно важным является обсуждение хода и результатов игры при активном участии самих учащихся.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)