Инициация проекта

В ходе инициации проекта определяются его цели, содержание и необходимые ресурсы. При зарождении идеи влияние принятых решений на проект очень велико, а стоимость небольшая, по мере работы над ним затраты на реализацию и время исправления ошибок, возникших на этапе инициации, будут увеличиваться.

При закрытии проекта любые изменения требуют серьёзных финансовых вложений, и изменить что-либо практически невозможно. Для начала инициации важна идея, которая рождается у инициатора. Если проект небольшой, то замысел оформляется в виде концепции, бизнес-кейса, презентации, если речь идёт о крупном проекте, то после его рассмотрения разрабатываются технико-экономическое обоснование и бизнес-план.

По их готовности руководство принимает решение о целесообразности реализации проекта. Инициатором проекта может быть сотрудник компании или сторонний заказчик. Для одной категории работников инициация является обязанностью, например, для руководителей центров финансовой ответственности, а для других она всего лишь похвальная активность.

Причины для запуска нового проекта могут быть следующие:

  • получение прибыли от инвестиций;
  • изменения законодательства, например появление новых требований к экологическим условиям деятельности предприятия;
  • технический и технологический прогресс;
  • изменения ресурсных требований к бизнесу и управленческие проблемы.

При инициации проекта необходимо уделить внимание следующим задачам:

  • проанализировать потребности, сформулировать и оценить проектные инициативы и довести их до руководства предприятия, принять решение о дальнейшей разработке проекта;
  • определить параметры проекта, проанализировать и оценить риски, ограничения, затраты и доходы проекта;
  • сформировать проектную команду, назначить руководителя проекта, составить и утвердить план работы проектной команды;
  • собрать и проанализировать предварительные требования;
  • разработать и подписать устав проекта;
  • выявить заинтересованных лиц проекта, подготовить реестр заинтересованных сторон, достичь понимания заинтересованными сторонами основных характеристик проекта, отраженных в уставе.

Типовая модель процессов инициации проекта представлена на рисунке 15.

Инициация проекта

Выявление стейкхолдеров и понимание степени их влияния на проект является важной задачей, невыполнение которой может увеличить сроки и повысить стоимость проекта. Вовлечение заинтересованных сторон проекта в процессы инициации повышает ответственность, а также удовлетворение заказчиков и других заинтересованных лиц. Стейкхолдеры предварительно выявляются при подготовке устава.

Устав проекта или паспорт проекта формально санкционирует проект, в нём документируют первоначальные требования, удовлетворяющие потребностям и ожиданиям стейкхолдеров, он является гарантом менеджеру проекта и заказчику, что они одинаково видят основные параметры проекта. В его разработке должны участвовать спонсор, заказчик и руководитель проекта.

Устав проекта может отличаться в различных компаниях, но традиционно он включает следующие аспекты:

  • обоснование проекта;
  • цели, задачи и результаты;
  • ФИО руководителя проекта, его ответственность и полномочия;
  • определение и структуру продукта;
  • интересы и ожидания участников;
  • критерии успеха;
  • принципы организации и управления проектом;
  • первичные риски и допущения.

Устав проекта четко фиксирует треугольник, поэтому он должен быть неизменным. Условия устава должны совпадать с условиями контракта, заключенного с заказчиком или с техническими требованиями, если компания выиграла конкурс. Проект считается официально авторизован после утверждения Устава проекта.

Если инициируется внутренний проект, то инициатор или спонсор на основании бизнес-потребностей, требований к продукту или услуге должен предоставить описание работ. Если инициатива исходит с внешней стороны, то описание работ может предоставить заказчик в виде документации по предложениям, например запроса предложения или часть контракта.

В описании работ отражают следующую информацию:

  • бизнес-потребность, которую должен удовлетворить проект, она может зависеть от рыночного спроса, технологического прогресса, правовых требований;
  • описание содержания продукта и его характеристик, отражающее взаимосвязь между создаваемыми продуктами или услугами и бизнес-потребностью;
  • стратегический план.

Экономическое обоснование – это документ, содержащий бизнес-потребности и анализ затрат и результатов, показывающий, стоит ли проект требуемых инвестиций. Для внутренних проектов экономическое обоснование готовит организация, инициирующая проект, для внешних проектов данный документ может подготовить заказчик.

Подготовка описания объема работ производится на основе правильной расстановки приоритетов для бизнеса. Используя информацию из описания объема работ и от ключевых заинтересованных сторон, составляются бизнес-требования, которые представляют собой более подробное представление о том, что необходимо сделать для выполнения согласованного объема работ.

Сбор требований к результатам позволяет команде проекта понять, чего ожидают заинтересованные стороны. На основе собранных требований команда может разрабатывать технические решения, определять список работ по проекту, прогнозировать трудозатраты. Собранные требования к результатам проекта нужно проанализировать на предмет их полноты, наличия противоречий и проблем с реализацией. Руководителя проекта предпочтительно назначать перед разработкой Устава проекта.

Будет ли у него реальная возможность руководить проектными работами или он только будет нести ответственность за их выполнение, будет зависеть и от вида организационной структуры компании:

  1. При функциональной структуре предполагается распределение на отделы, в которых персонал группируется по функциональным областям: бухгалтерия, производство, маркетинг. Персоналом руководят начальники отделов. Указания руководителя проекта окажутся в приоритете, если он сможет договориться об этом с начальниками отделов. Функциональная структура свойственна предприятиям, специализирующимся на операционной деятельности. Проектные работы при данной структуре реализуются за счёт формирования рабочих групп из представителей различных функциональных структур.
  2. Матричная структура характеризуется наличием отделов, при этом функции руководителя разделены между начальником отдела и руководителем проекта, начальники отделов отвечают за внутреннюю работу, но при этом подчиняются руководителю проекта, сотрудники находятся в подчинении, как у руководителей проекта, так и у начальника отдела. Матричная структура возникла как реакция на необходимость проведения быстрых инновационно-технологических изменений. Впервые была разработана в космической отрасли, применялась в электронной промышленности и в отраслях высоких технологий.
  3. Проектная (программно-целевая) структура – это в некотором роде филиал фирмы внутри предприятия, имеющий свои функциональные подразделения, или отдельное предприятие, созданное под проект, это полностью временная структура. Члены проектной команды замотивированы на результаты проекта.

Проектная структура – это специально подобранная группа высококвалифицированных специалистов разного профиля. После того как вопрос решен, проектная команда расформировывается. Проектный вид эффективен для больших долгосрочных проектов, с перспективой появления новых проектов по развитию, и характерен для компаний с высоким уровнем кросс-функциональности исполнителей.

В утвержденном уставе должен быть сформирован список основных стейкхолдеров. В дальнейшем он уточняется и составляется реестр заинтересованных лиц проекта. Реестр обновляется в течение всего жизненного цикла проекта. Успешное завершение инициации проекта возможно тогда, когда ключевые стейкхолдеры имеют общее мнение и согласны с направлением и целями вашего проекта.

Анализ заинтересованных лиц необходим для определения интересов всех стейкхолдеров проекта; выявления возможных проблем, которые могут навредить проекту; выделения лиц, которых следует информировать о текущем состоянии проекта и тех, кого нужно вовлекать в него постоянно; оценки средств и правил коммуникации и планирования действий, направленных на уменьшение негативного влияния стейкхолдеров.

При анализе стейкхолдеров будет полезно применить мозговой штурм или провести интервью и ответить на следующие вопросы:

  1. Чьи действия могут повлечь недостижение целей проекта?
  2. Какие лица являются наиболее заинтересованными в реализации рассматриваемого проекта?
  3. Были ли ранее успешно реализованы подобные проекты?
  4. Какие сотрудники должны быть задействованы в проекте?
  5. Какие задачи понадобится выполнить при реализации проекта?

В 1984 году Эдвард Фримен предложил полноценную теорию управления стейкхолдерами, которая была развита в его последующих работах. По его мнению, для организации чёткого структурированного процесса управления необходимо определить группы людей, способных влиять на бизнес или отдельный проект. В своей концепции он разделил процесс управления стейкхолдерами на 6 этапов, представленных на рисунке 16.

Инициация проекта

Взаимодействие стейкхолдеров с проектом можно оценить с помощью следующих критериев:

  • отношение к проекту (поддерживает / не поддерживает);
  • участие в проекте (активный / пассивный участник);
  • влияние на проект (сильное / слабое);
  • интерес к проекту (интересуется / не интересуется).

Необходимо учитывать, что между стейкхолдерами существуют конфликты интересов (см. рис. 17), которые могут повлиять на снижение эффективности проекта или привести к его преждевременному закрытию.

Инициация проекта

Анализ стейкхолдеров включает в себя оценку степени их важности и возможности повлиять на успех проекта. Важность – это вклад стейкхолдера в результат проекта, определяющийся тем, насколько удовлетворение потребностей, решение проблем и интересов каждого стейкхолдера может повлиять на результат проекта, например, особые знания или умения стейкхолдера, а также интересы и потребности, которые должны быть удовлетворены для того, чтобы проект стал эффективным.

Влияние – это сила стейкхолдера в управлении проектом, которая заключается в его возможностях влиять на уровень инвестирования проекта и участие в бюджетировании проекта; влиянии на людей, принимающих решения по ключевым вопросам проекта. «Важные» и «влиятельные» заинтересованные лица проекта должны быть полностью вовлечены в его управление и контроль.

Членов проектной команды не следует включать в область анализа заинтересованных сторон, так как методика анализа предполагает командную работу и обсуждение возможных решений, а самоанализ членов проектной команды не рекомендуется. Менеджер проекта при необходимости может лично проанализировать интересы участников команды.

Существует достаточно большое количество подходов к классификации стейкхолдеров, например:

  • матрица власти / интересов, где заинтересованные стороны группируются по уровню полномочий и уровню заинтересованности в отношении результатов проекта;
  • матрица власти / влияния, где заинтересованные стороны группируются по уровню полномочий и активного вовлечения в проект;
  • матрица влияния / воздействия, где заинтересованные стороны группируются в зависимости от их активного вовлечения в проект и их возможности приводить к изменениям в планировании или исполнении проекта;
  • модель особенностей, описывающая классы стейкхолдеров в соответствии с их уровнем власти (способности навязывать свою волю), срочности (необходимости в оперативных действиях) и легитимности (их вовлечение уместно).

Наибольшее распространение получила матрица А. Менделоу «власть – интерес»31. В матрице отмечаются все стейкхолдеры в зависимости от степени их влияния на проект и уровня вовлеченности.

Модель Менделоу позволяет определить заинтересованные стороны, которые будут наиболее влиятельными при реализации проекта, а также заранее обозначить зоны потенциальных конфликтов интересов, как правило, это относится к сторонам, попадающим в зону пересечения власти высокого уровня и интереса высокого уровня. В качестве прикладного дополнения к этой модели были разработаны четыре группы рекомендаций по работе с каждым из типов стейкхолдеров (см. рис. 18).

Инициация проекта

Важно помнить, что в случае изменения окружающей среды или возникших проблем с проектом, заинтересованные стороны могут переместиться с одного квадранта на другой.
Очень часто руководители проектов составляют собственные карты стейкхолдеров, используя известные модели и модернизируя их под каждый конкретный проект.

Карта заинтересованных сторон может состоять из концентрических окружностей, в которых все участники распределяются по областям, например, область ответственности, область прямого влияния, область опосредованного влияния (см. рис. 19).

Область ответственности подразумевает административное подчинение, область прямого влияния подразумевает подчинение по процедурным регламентам, область косвенного влияния подразумевает взаимодействие через результаты и потребности проекта.

Вариантов картирования стейк-холдеров может быть довольно много, с разным делением по областям и разным уровнем детализации, также можно рисовать линии взаимодействия между различными стейкхолдерами.

Инициация проекта

Более сложный анализ заинтересованных сторон может дополнительно включать: анализ взаимосвязей между заинтересованными сторонами; анализ возможных выгод для каждого стейкхолдера; разработку методов коммуникации и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)