Окружение проекта и его заинтересованные стороны

Проект по своей сути является ограниченной по времени существования организацией внутри предприятия. Он находится в корпоративной среде материнской организации, которая является внешней средой для проекта и воздействует на него посредством стратегических и оперативных решений руководства компании, а также с помощью корпоративной культуры.

Если на предприятии осуществляется большое количество связанных или не связанных друг с другом проектов, то тогда речь идёт об управлении программами или портфелями проектов.

Программой называется несколько взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, имеющих общую цель и условия выполнения. Реализация одного из проектов программы может не дать ощутимых результатов, при этом выполнение всей программы обеспечивает максимальную эффективность.

Цели программы основываются на стратегических целях компании и преимущественно отличаются от целей входящих в её состав проектов. Успешные программы приводят к улучшениям, последствия которых могут ощущаться очень долго, и, в отличие от проектов, имеющих конкретный срок выполнения, программы могут быть бессрочными.

Развитие программ происходит по мере поступления новой информации. Типичными чертами программы являются активно меняющиеся определения желаемых результатов и совершенствование планов. Программам присущ синергетический эффект, т.е. совокупная ценность результатов программы выше ценности отдельных результатов.

Портфелем называется группа проектов или программ, осуществляющихся вместе с целью эффективного управления и достижения стратегических целей. У этих проектов могут быть общие ограничения по срокам, ресурсам, уровню риска. Портфель проектов также выступает в качестве инструмента реализации стратегии компании.

Интересно
Управление портфелем проектов (Project Portfolio Management) – это применение некоторого набора инструментов, помогающего в выборе наиболее важных для организации проектов, а также позволяющего оценить успешность проектов и поддерживать постоянную связь между текущими наборами проектов и стратегическими приоритетами развития. Процессы управления портфелем проектов выполняются последовательно, с определённой цикличностью.

Стандарт PMI The Standard for Portfolio Management, Fourth Edition, 201710 является наиболее известным из существующих стандартов по управлению портфелями. В России разработан свой стандарт ГОСТ Р 54870-2011 «Требования к управлению портфелем проектов», который устанавливает требования к управлению портфелем проектов для обеспечения эффективного достижения целей организации и повышения качества принимаемых решений при формировании, мониторинге и контроле реализации портфеля проектов.

Согласно данному стандарту, управление портфелем проектов представляет совокупность следующих процессов:

1. Группа процессов обеспечения управления портфелем:

  • сбор информации об условиях, ограничениях и требованиях к портфелю проектов;
  • формализация процедур управления и параметров оценки портфеля проектов;

2. Группа процессов формирования портфеля проектов:

  • идентификация компонентов портфеля;
  • оценка компонентов портфеля;
  • расстановка приоритетов;
  • оптимизация и балансировка портфеля проектов;
  • авторизация портфеля проектов;

3. Группа процессов мониторинга и контроля портфеля проектов:

  • контроль реализации портфеля проектов;
  • управление изменениями.

Окружение проекта включает в себя внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на проект. Факторы анализируются и из них выделяют те, которые могут оказать влияние на реализацию проекта, их учитывают при определении уровня риска.

К факторам окружения можно отнести следующие факторы:

  • экономические (темпы инфляции, валютный курс, налоговая система и др.);
  • политические (политическая стабильность, наличие или отсутствие поддержки со стороны государственных органов управления, политические риски);
  • социально-демографические (демографическая ситуация, уровень образования, отношение населения и общества к проекту);
  • правовые (законы, нормативные акты, таможенные режимы, межправительственные соглашения и др.);
  • природные и климатические (климатические условия, характер грунтов и др.);
  • научно-технологические (уровень развития технологии).

Физические и юридические лица, непосредственно вовлеченные в реа-лизацию проекта, либо чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении или закрытия проекта, называются заинтересованными сторонами проекта или стейкхолдерами (project stakeholders).

По степени вовлеченности в проект выделяют три группы участников:

  • к основной команде относятся специалисты и организации, которые непосредственно работают над проектом в тесном взаимодействии друг с другом;
  • в расширенную команду входят специалисты и организации, которые оказывают поддержку членам основной команды, но не участвующих напрямую в проекте;
  • к прочим заинтересованным сторонам относятся люди и организации, которые оказывают влияние на членов основной и расширенной команд и на проект, но не вступают с ними во взаимодействие.

Рассмотрим более подробно возможных стейкхолдеров проекта. Заказчик – сторона, заинтересованная в достижении целей проекта, будущий владелец его результатов. Он устанавливает основные требования к результатам проекта, финансирует проект собственными или привлечёнными средствами, заключает контракты с основными исполнителями проекта.

Инициатор проекта – это человек, являющийся сотрудником организации или сторонним лицом, который определяет необходимость реализации данного проекта и предлагает его инициацию.
Спонсор или куратор проекта – это лицо, которое выделяет средства на проект или заинтересовано в результатах проекта и влияет на выделение ресурсов на него. Спонсором чаще всего является представитель высшего или среднего менеджмента организации исполнителя.

На небольших внутренних проектах роль заказчика и спонсора может совмещаться. Спонсор обеспечивает общий контроль и поддержку проекта, несет ответственность перед генеральным директором или управляющим советом, назначает менеджера проекта и обеспечивает ему необходимую поддержку.

Менеджер или руководитель проекта – это лицо, которое отвечает за достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества, обеспечивает ежедневное управление проектом, командой проекта в разрезе всех основных управленческих функций.

Инвестор вкладывает собственные, заемные или привлеченные средства в форме инвестиций в проект и обеспечивает их целевое использование. Инвестором могут быть: государственные органы, граждане, предприятия, объединения предпринимателей и другие юридические лица, иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Внутри организации инвестором может являться спонсор, входящий в состав руководства компании, выделяющий ресурсы и влияющий на формирование команды проекта. В некоторых проектах роли инвестора и заказчика может выполнять один человек.

Контрактор – это сторона, которая взаимодействует с заказчиком, и берёт на себя ответственность за выполнение работ и услуг по всему проекту или его части в соответствии с заключённым контрактом.

Субконтрактор – это лицо, которое заключает договор с контрактором или субконтрактором более высокого уровня и несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с заключённым договором.

Поставщики – это субконтракторы, занимающиеся различными поставками материалов, оборудования, транспортных средств и др. на контрактной основе.

Органы власти – это стороны, которые выдвигают и поддерживают экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с выполнением проектной деятельности.

Администратор проекта может присутствовать в больших проектах для оказания поддержки менеджеру проекта по сбору и обработке информации и выполнению управленческих функций.

Потребителями конечной продукции являются юридические и физические лица, покупатели и пользователи результатов проекта, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам и формирующие спрос на них.

Пользователем проекта может быть инвестор, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы и международные организации, для которых создается проект.

Концепция управления проектами основывается на делегировании власти и возложении ответственности за достижение целей на менеджера проекта и ключевых членов проектной команды. Ответственность и полномочия менеджера проекта должны быть отражены в контракте с Заказчиком и/или в уставе проекта.

Функции руководителя проекта включают в себя:

  • формирование организационной структуры проекта;
  • привлечение ресурсов на проект;
  • участие в подборе, подготовке и мотивации персонала;
  • определение ответственности, содержания работ и целей для каждого участника команды;
  • разработка, согласование и содействие в исполнении плана проекта;
  • участие в заключение контрактов и контроль их исполнения и закрытия;
  • установка необходимых коммуникационных связей;
  • формирование эффективных информационных потоков в проекте, составление и предоставление отчетности;
  • поддержка постоянной связи с заказчиком, разрешение возникающих у него вопросов и обеспечение получение всей необходимой информации от него для качественного выполнения работ по проекту;
  • контроль и анализ текущего состояния работ по проекту, прогноз возможных проблем и осуществление корректирующих действий;
  • координация деятельности участников и контроль изменений;
  • обеспечение полного и своевременного закрытия проекта.

Задачей менеджера проекта является создание специальных организационных структур: команды проекта и команды управления проектом. Команда проекта – это временная организационная структура, которая состоит из специалистов, группы и/или организации, привлеченных к реализации проекта и ответственных перед его руководителем за его выполнение.

Она создается на период работы над проектом и может состоять из внутренних и внешних участников. Члены команды, которые принимает управленческие решения, называются командой управления проектом.

Внедрение единой системы управления проектами необходимо компаниям, которые одновременно осуществляют ряд больших проектов. Для этого следует пересмотреть организационную структуру, разработать соответствующую документацию, а также упорядочить все бизнес-процессы. Корпоративное управление проектами осуществляется за счёт создания специальных подразделений, координирующих проекты или программы с целью централизации и оптимизации процессов управления.

Офис управления проектами (Project Managment Office, PMO) является структурным подразделением организации, контрольно-координационным органом, определяющим и развивающим в организации стандарты бизнеспроцессов по управлению проектами.

Проектный офис выполняет следующие функции:

  • ведение моделей и архивов проектов в информационной системе;
  • контроль исполнения проектов;
  • сбор информации по проектам;
  • разработка методических материалов, стандартов и нормативных документов;
  • предоставление программного обеспечения;
  • подготовка и обучение персонала остальных подразделений.

Проектный офис является специализированной физической или виртуальной организационной структурой, предназначенной для поддержки проектов на разных уровнях управления в организации.

Стейкхолдеры могут оказывать положительное и отрицательное влияние на проект и его команду. Команда управления проектом выявляет проектные требования и ожидания всех заинтересованных участников.

Успех результатов проекта во многом зависит от того, как менеджер проекта управляет влиянием стейкхолдеров. Степень ответственности и полномочий заинтересованных сторон проекта может меняться на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)